- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка по математике 2 класс
Пояснительная записка по математике 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахтиманькина О.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка В основу моей рабочей программы по математике положена авторская программа Л. Г. Петерсон, которая разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 69.
Цели и задачи курса математики Основные цели курса:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне.
Ведущие задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе;
- духовно-нравственное развитие личности;
- формирование математического языка как средства описания и исследования окружающего мира;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, что способствует развитию воображения, памяти, речи, логического мышления) необходимы каждому человеку для полноценного функционирования в современном обществе; овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни (осознание практического значения математических знаний) и для продолжения образования в средней школе. Принцип деятельности, лежащий в основе деятельностного метода обучения математике, позволяет ученикам не получать знания в готовом виде, а добывать их самим, осознавать при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимать и принимать систему её норм, активно участвовать в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, необходимых для дальнейшего обучения.
Общая характеристика курса Содержание курса математики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
- дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л. Г. Петерсон).
- приобретение опыта выполнения УУД;
- мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
- тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
- контроль.
- построение математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;
- изучение математической модели средствами математики;
- применение полученных результатов в реальной жизни.
Место курса в учебном плане На изучение математики в начальной школе отводится по 4 часа в неделю, всего 540 часов, из них в 1 классе 132 часов, во 2-4 классах - по 136.
Результаты освоения учебного курса Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты 1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности. 2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
- Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
- Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
- Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
- Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов.
- Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
- Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении - готовность конструктивно их разрешать.
- Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
- Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
- Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Содержание учебного предмета Настоящая рабочая программа составлена на основании особенностей 2 класса. Первые уроки начинаю с непродолжительного этапа повторения, которое проводится параллельно с уточнением понятий «цепочка», «точка», «прямая». Учитывая анализ результатов итогового контроля в 1 классе, при повторении уделяю особое внимание решению уравнений, нахождению отрезка, сравнению выражений, решению логических задач. После этого идёт изучение письменных и устных приёмов сложения и вычитания, а затем освоение нумерации, сравнения, сложения и вычитания трёхзначных чисел. Все вычислительные приёмы дети «открывают» сами, используя предметные модели чисел. При знакомстве с трёхзначными числами вводится новая единица измерения длины - метр. Взаимосвязь между метром, дециметром и сантиметром выявляется на основе аналогии между десятичным способом записи чисел и десятичной системой мер. Изучение таблицы умножения сопровождается решением уравнений, задач с использованием действий умножения и деления. Продолжается формирование способностей детей к самостоятельному анализу текстовых задач. Умение самостоятельно выстроить план решения задачи, обосновать его и довести до исполнения является средством развития логического мышления, деятельностных способностей и речи учащихся. Новыми в линии текстовых задач являются задачи с буквенными данными, которые требуют от учеников обобщённого способа рассуждения. Для поддержания интереса ребят к этой работе использую игровую форму «БЛИЦтурнир». Во втором классе продолжается развитие геометрических представлений: дети учатся отмечать точки, проводить с помощью линейки прямые линии, находить точки их пересечения, перемещаться по сетям линий. Продолжается также развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, классификации, выявлению закономерностей и выражению их в речи. Вводится обозначение геометрических объектов с помощью наиболее распространённых латинских букв. Во втором полугодии у учащихся формируются представления о таких общенаучных понятиях, как «операция», «обратная операция», «программа действий», «алгоритм», которые преобретают особое значение в связи с компьютеризацией окружающего нас мира. Дети учатся читать и самостоятельно составлять блок-схемы несложных алгоримов разного типа - линейных, разветвлённых, циклических. Работу на уроке веду деятельностным методом. Стараюсь, чтобы в классе поддерживалась спокойная и доброжелательная атмосфера, в которой ребёнок свободно высказывает свои мысли, но в то же время умеет выслушать мысли, высказанные другими детьми, и с уважением относится к другой точке зрения.
Виды работ на уроке делаю разнообразными. Мой урок включает и устные упражнения, и работу в тетрадях в клетку, и дидактические игры.
На уроках математики учащиеся осваивают материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Они сотрудничают в парах, группах, контролируют и оценивают друг друга, организуют работу самостоятельно. В классе есть ученики продвинутого уровня. Они будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам, сбор информации в справочной литературе, Интернет-ресурсах. Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусматриваю системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД;
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция
4) контроль.
В курсе математики мною предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль - при введении нового материала, взаимоконтроль - в процессе его отработки, обучающий контроль - в системе обучающих самостоятельных работ, текущий контроль - при проведении контрольных работ в течение учебного года, итоговый контроль. Основной принцип проведения контроля знаний - минимизация стресса детей. Работы, как правило, проводятся на печатной основе. Но иногда предлагаю их на карточках или записываю на доске, чтобы приучить детей к разной форме подачи материала.
Анализ результатов текущего и итогового контроля даёт мне возможность получить объективную информацию о сильных и слабых сторонах своих учеников и своевременно скорректировать мою систему работы. В конце учебного года мною запланирован урок-проект «Математика и окружающий мир». Данный проект является итоговым и охватывает все основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении курса математики 2 класса в течение учебного года, а также общеучебные умения (работа в малой группе, работа по образцу и т.п.). Совместная работа над подготовкой проекта даёт возможность каждому участнику шанс проявить свою творческую индиви-дуальность.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса В своей работе использую:
- Петерсон Л.Г. Математика. Учебник в 3-х частях. Изд-во «Ювента» 2012 г.
-
Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 2 класс в 2-х частях Изд-во «Ювента» 2012 г.
- Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. Изд-во «Ювента» 2012 г.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изд-во «Просвещение» 2011 г.
-
Сборник рабочих программ «Перспектива». Изд-во «Просвещение» 2011 г.
-
Тренажёр по математике к учебнику Л. Г. Петерсон. 2 класс (Электронный ресурс). Разработчик: «Марко Поло». - М. : Изд-во «Бука», 2011 г.
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.ede.ru
-
Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva
-
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа:
http:/nachalka.school-club.ru/about/193/
-
Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: festival.1 september.ru
- Мультипортал. - Режим доступа: km.ru/education
Планируемые результаты освоения курса Содержание курса математики за 2 класс обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты:
- Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству.
- Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
-
Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-
Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
- Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции.
-
Умение выполнять пробное учебное действие.
-
Освоение начальных умений проектной деятельности.
-
Умение контролировать и оценивать свои учебные действия.
-
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Способность к использованию знаково-символических средств математичес-кого языка и средств ИКТ.
- Овладение различными способами поиска.
-
Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия)
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов.
-
Освоение норм коммуникативного взаимодействия.
-
Умение работать в парах, группах.
- Освоение базовых предметных и межпредметных понятий.
-
Знать последовательность чисел от 1 до 1000, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели.
-
Знать таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).
-
Уметь правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Уметь выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
-
Уметь применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2 - 3 действия (со скобками и без них).
-
Знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр, километр.
-
Уметь чертить отрезок данной длины, измерять длину данного отрезка.
-
Уметь находить периметр многоугольников по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.
-
Уметь строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник.
-
Уметь решать уравнения вида a · x = b, a : x = b, x : a = b (на уровне навыка).
-
Уметь решать задачи в 1 - 2 действия (по действиям и составлением выражения).
-
Уметь вычислять площадь прямоугольника по заданным длинам его сторон и, наоборот, находить одну из сторон прямоугольника по площади и длине другой стороны. Знать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.