Мастер-классИспользование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс


по теме "Использование технологии развития критического мышления
на уроках в начальной школе"

Яглова Марина Анатольевна

учитель начальных классов

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

Организационный момент:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех.

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер - класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер - классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Очень хочу напомнить сегодня с вами слова В.А. Сухомлинского «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла - это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

И вспомнить сегодня фразу из любимого нами фильма «Ирония судьбы..»:

« Ошибки врачей более заметны, чем ошибки учителей».

Очень надеюсь, что мы с вами стараемся делать меньше ошибок в своей работе и поэтому желаю вам быть...

И никогда не становиться...( слайд)

Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

1 этап: Мотивация

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамических изменений главным становится, умение учится самостоятельно.

- Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научит отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?

Познакомившись с технологией «Критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

Что же такое ТРКМ?

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы.

Роль учителя - в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, уроках окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Что же дает ученику и учителю данная технология?

Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией при работе с художественным текстом.

Тема моего мастер- класса

"Использование технологии развития критического мышления
на уроках в начальных классах"

2 этап: Теоретическая часть

Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап - «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

3 этап. Практическая часть.

Я бы хотела, чтобы вы на примере художественного произведения увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Итак, вы ученики 3 класса.

I часть

На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.

1) Метод «Аквариумные рыбки»

Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)

-Подберите синонимы к слову РАДОСТЬ? а антоним?

- Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?

- Кто нам дарит радость?

2) метод «Ассоциативная карта»

Напишите слова - ассоциации к слову «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ».

3) метод «Ключевые слова»

Давайте попробуем восстановить события из отдельных слов: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, БЕДА,ЗИМА, РОДИТЕЛИ, СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ

- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова?

(1- «Аквариум», 2 - Ассоциативная карта 3 - «Ключевые слова»,.)

II часть

Давайте посмотрим приёмы на стадии осмысления, где идёт знакомство с текстом.


Из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные) -Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать? (ответы: сказка, рассказ, стихотворение)

Перед вами лежит текст произведения. Мы будем читать его с паузами.

Метод «Чтение с остановками»

-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд)

У всех день рождения − радость.


А у клестят − беда.



-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают)

Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения.

-А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).

-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)


МЕТОД «КОРЗИНА ИДЕЙ»


-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы.

Читаем с пометками метод «Инсерт»


Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...


-Что же вы знали, что удивило( о чем думали иначе), что новое для вас ,о чем вы хотели бы узнать дополнительно?


-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.


- А что же родители?

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!


-Проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью «Метода 6 шляп». Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.

И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы)

Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов).

В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)

Это я так про клестят думаю.


-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

А ЧТО ПО - ВАШЕМУ ПРОИЗОЙДЕТ ДАЛЬШЕ?

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут, не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.


-А теперь я предлагаю обратиться вам к детской энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты



-Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.


Продолжим читать рассказ

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.


-Изменилась ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная шляпа)

-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!


-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

III этап Рефлексия

- Понравился ли вам РАССКАЗ? А главные герои?

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда.

-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?

-А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)

- А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

- Какими приёмами мы пользовались при работе с текстом? (Чтение с остановками, инсерт, прогнозирование, метод 6 шляп).

- Сделайте вывод: Что же нужно для счастья детям?

1 команда: Напишите письмо -письмо без остановки. День рождения всегда радость!

Метод ЭССЕ (Написание эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому опыту).

2 команда: Составьте СИНКВЕЙН

- Какие приёмы мы использовали на стадии рефлексии

4 этап: Подведение итогов.

Проанализируйте мастер-класс на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.

Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе.

7


© 2010-2022