Статья «Формирование УУД на уроках математики в начальной школе при использовании проектной технологии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование учебных универсальных действий на уроках математики в начальной школе при использовании проектной технологии».

Автор: Егорова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей физики, математики, информатики №40» при УлГУ города Ульяновска.

Проблема формирования у школьников учебных универсальных действий в учебных ситуациях в период внедрения ФГОС является актуальной. Предлагаю рассмотреть и подробно проанализировать проведённый мною урок с использованием проектной технологии, на котором создавались условия для формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД.

Урок математики «Практическая работа по теме «Умножение многозначных чисел» (Проект «Расчёт стоимости ремонта и оборудования квартиры»)». Класс: 4 класс.

Технологическая карта фрагмента урока.

Предмет: математика (4 класс).

Тема: «Практическая работа по теме «Умножение многозначных чисел» (Проект «Расчёт стоимости ремонта и оборудования квартиры»)».

Технология: проектная технология.

Цель: создать организационные и содержательные условия для практического использования учащимися вычислительных навыков с многозначными числами в расчёте стоимости ремонта и оборудования квартиры.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению вычислительных навыков умножения, сложения, вычитания многозначных чисел; знаний о решении задач на нахождение стоимости, использованию метода подбора чисел.

  2. Помочь осознать практическую значимость учебного материала; совершенствовать умения составлять полный расчёт стоимости ремонта и оборудования квартиры, используя данные таблицы.

  3. Развивать умение выполнять работу по плану, контролировать свою работу и работу напарника, анализировать и делать выводы.

  4. Способствовать развитию нравственно - эмоциональных качеств личности, ценностных ориентаций и отношений общей культуры, культуры общения; повышению грамотности устной и письменной математической речи.
  5. Формировать у учащихся чувство ответственности за свою работу, желание работать и помогать другим, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • личностные:

  • стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность;

  • способность «встать» на позицию другого человека и «увидеть» ситуацию с его точки зрения;

  • уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим.

  • регулятивные

  • способность к организации своей деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеучебной деятельности;

  • умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого;

  • умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

  • познавательные

  • развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

  • развитие познавательной инициативы;

  • умение выделять существенную информацию из данного материала;

  • умение сравнивать цель и результат;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

  • коммуникативные

  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения;

  • умение и убеждать, и уступать;

  • осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • рефлексия своих действий.


Этап и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Построение проекта выхода из затруднения (Ценностно-ориентационный, конструктивный этапы реализации проектного обучения)

Цель - подготовить к проекту, организовать работу над проектом.

Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости.

Сейчас вы будете в парах составлять проект ремонта и оборудования квартиры так, чтобы выполнить обязательные требования и не превысить выделенную сумму.

Ваша цель - предложить хозяевам квартиры оптимальный, на ваш взгляд, вариант выполнения ремонта: стандартный или улучшенный, совместно дополнив его, используя остаток средств.

Перед вами лежат два листа расчетов: белый - стандартный вариант, жёлтый - улучшенный. Один делает расчет стандартного варианта, другой - улучшенного.

Выполняйте работу по составленному нами плану. В заключение - защита проекта.

Объединение учащихся в группы; консультации уч-ся, стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы.

Включение в проектную деятельность

Практическая работа.

(Вычисления выполняются в тетрадях. Данные заносятся в таблицу - на отдельном листе).

Памятка «Планируем деятельность»

1 . Составление расчёта стоимости обязательных работ и стоимости обязательного набора мебели. Выполнение устной взаимопроверки.

2 . Составление расчёта общей стоимости обязательных расходов. Выполнение устной взаимопроверки.

3 . Определение остатка денег. Выполнение устной взаимопроверки.

4 . Совместное определение дополнительного набора мебели и бытовой техники, дополнительных ремонтных работ к стандартному и улучшенному вариантам. (Ученики получают листы формата А4: план квартиры, раскрашивают выбранные ими мебель и бытовую технику, указывают общую стоимость и остаток денег.)

5. Выбор оптимального варианта ремонта.

6. Составление текста выступления для защиты проекта. (Ученики составляют в парах сообщение по вопросам:

Какой вариант ремонта (стандартный или улучшенный) вы

предлагаете выполнить хозяевам квартиры?


Какова стоимость ремонта квартиры и покупки мебели по вашему варианту?

Сколько рублей осталось?

Что вы рекомендуете приобрести на оставшуюся сумму денег?

Какова общая сумма расходов?

Сколько денежных средств осталось?

Почему именно этот вариант вы считаете оптимальным?)

7 . Защита проекта.

Коммуникативное взаимодействие, выполнение заданий:

Учащиеся работают над проектом, анализируют информацию. Оформляют работу.

Выполняют задания в парах, работают самостоятельно. Выполняют взаимопроверку. По необходимости исправляют ошибки.

Личностные:

эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности; общее представление о моральных нормах поведения.

Познавательные:

умение извлекать информацию из текста и таблицы;

умение на основе анализа таблицы строить предположения и делать выводы.

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе материала;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

умение согласованно работать в группах и коллективе

Реализация построенного проекта.

(Цель: сообщение результатов, презентация работ.)

Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта.

Учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости

направляет процесс анализа.

Защита проектов.

Ученики рассказывают о ходе и результатах своей работы по вопросам.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;

умение строить выказывание в соответствии с поставленными задачами.

На уроке были использованы элементы проектной технологии: созданы организационные и содержательные условия для практического использования учащимися вычислительных навыков с многозначными числами в расчёте стоимости ремонта и оборудования квартиры.

На ценностно-ориентационном и конструктивном этапах реализации проектного обучения учитель осуществлял мотивацию проектной деятельности;

организовывал учащихся на создание проекта, раскрывал его значимость;

объединял учащихся в пары, организовывал их самостоятельную работу по совместно составленному алгоритму, консультировал учащихся, стимулировал взаимопроверку в парах.

Деятельность учащихся заключалась в осознании ими мотива деятельности и значимости проекта, коммуникативном взаимодействии, включении в проектную деятельность, её корректировке в случае необходимости.

На организованном учителем этапе презентации проектов учащиеся защищали проекты, отстаивая свои позиции. Результат проекта представлялся детьми в виде модели отремонтированной квартиры, где обязательные и дополнительные действия различались по цвету.

В условиях решения практических задач формировались следующие учебные универсальные действия. Познавательные: использование простейших предметных, знаковых, графических моделей, таблиц. Их построение, преобразование; анализ объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание и восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать на себя ответственность. Регулятивные: целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно; планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач;

контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция как способность исправлять промежуточные конечные результаты; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, избегать конфликтов, удерживать учебную задачу во времени. Личностные: действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом).

Проектная технология предполагает использование метода проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.

Используя на уроках метод проектов, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Роль учителя на уроке - руководство самостоятельной работой учащихся над проектом.

При использовании проектной технологии каждый ученик: учился приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретал коммуникативные навыки и умения; овладевал практическими умениями исследовательской работы: собирал необходимую информацию, учился анализировать факты, делать выводы и заключения.

Формированию УУД также способствовали следующие методы: наглядные методы (приёмы - демонстрация таблицы, схемы-модели); словесные методы - беседа; логические методы (индуктивные, дедуктивные, метод аналогий); практические методы (упражнения - заполнение таблицы, вычисление данных - составление полного расчёта); гностические методы (организация конкретных действий, побуждающих к решению проблемы); методы самоуправления учебными действиями - самостоятельная работа; методы контроля - контроль выполнения практической работы; взаимоконтроль.

Итак, творческий урок-практикум, решая свою специальную задачу - усиление практической направленности обучения, - был тесно связан с изученным материалом и способствовал прочному, неформальному её усвоению.



© 2010-2022