Обмен опытом по теме Использование системно - деятельностного метода на уроках в начальной школе: плюсы и минусы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование системно - деятельностного метода на уроках в начальной школе : плюсы и минусы.

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».

А.Дистервег. Хочу согласиться с великим ученым, потому что осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в новом Стандарте, а главным условием реализации является системно- деятельностный подход.

Скажи мне и я забуду,

покажи мне, и я запомню

дай мне действовать самому, и я научусь.

Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. "Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.". Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить Таким образом, ключевыми словами в характеристике системно - деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. ИСКАТЬ - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; ДУМАТЬ - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы; СОТРУДНИЧАТЬ - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках, к ним относятся: - игра, (различные виды игр); - проблемная ситуация; - обучение через деятельность; - групповая и парная работа; - «оценочная» деятельность учащихся (результат). -Проектная и исследовательская деятельность и т.д.
В основе системно - деятельностного подхода лежит система дидактичеких принципов. Принцип целостного представления о мире Принцип деятельности Принцип творчества (креативности) Принцип вариативности Принцип психологической комфортности принцип минимакса Принцип непрерывности Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через: - моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; - использование активных и интерактивных методик; -участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности; -вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям: - работают с источниками информации; - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; - анализируют современные общественные явления и события; - осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению; - выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи: - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; - осуществляю личностно-ориентированную направленность; - помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность; - включение в образовательный процесс ИКТ; - использование метода проектов помогают эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта; - развиваю творческие способности; - побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Принципы деятельности учителя в условиях системно- деятельностного подхода в обучении:

- пересмотр схемы и требований к уроку;

- создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;

- создание психологической комфортности;

- равенство всех участников учебного процесса;

- пе принудительное привлечение детей к деятельности;

- вера в каждого ребёнка;

- способствовать речевому развитию.

Преимущества системно-деятельностного подхода:

- у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

- формируются умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;

- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

- интерес к предмету побуждает к чтению литературы, что расширяет их познания.

Эффективность использование системно- деятельностного метода на уроках во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда

Список литературы

  1. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
  2. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ "Школа 2000…" 2000 г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.




© 2010-2022