Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект

урока по русскому языку

«Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»



Цель:

  • Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.

УУД:

Личностные:

1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8.Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

2. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

4. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

5. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:

Тетрадь с печатной основой

Презентация

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте дети!

А начну я с веселого стихотворения.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Ребята, посмотрите, на слайде написано высказывание о красоте письма.

«Красота человека - в красоте его письма»

-Как вы понимаете эти слова?

-Давайте проведем с вами минутку чистописания и потренируемся писать красиво и аккуратно. Откройте тетрадь на стр. 13.

-Записываем сегодняшнее число. Какую букву напоминают очки?

-Сколько строчек занимает рисунок очков?

-С чего мы начнем рисунок?

-А какой элемент изобразим следующим?

Посмотрите следующую строку, скажите, из каких элементов состоит буква Ф

- Начинаем писать сверху полуовал, соединяем его, ведем прямую наклонную линию чуть выше овала, возвращаемся по написанному, и пишем прямую наклонную линию выходя за край нижней, отрываем руку и пишем овал сверху

-Ребята, в тетради вы видите написанные слова, прочитайте, объясните их значение.

(затем учитель спрашивает чтение слов у некоторых детей по выбору)

-Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? А какие - на вопрос что?

-Какое из этих слов имеет самое большое количество слогов?

-Сколько в этом слове слогов?

-Проговаривая по слогам каждое слово, запишите их в тетрадь.

-Поставьте ударение над словами.

-Над всеми ли словами вы поставили ударение?

-А над каким не поставили и почему?

-А почему это слово называется односложным?

А какие слова нельзя перенести и почему?

Словарная работа:

Ребята, посмотрите на слайд и выпишите слова, ставя правильно ударения.

Алфавит, ягода, воробей, собака, сапоги, сапожник.

-В слове ягода обозначьте точками соответствующие буквам звуки.

-Найдите однокоренные слова? Какой у них корень?

-Ребята, посмотрите в корне этих слов есть чередующиеся согласные Г и Ж

-Что в человеке все должно быть красивым, в том числе и письмо. Нужно писать аккуратно и соблюдать чистоту в тетрадях.

-Букву «Ф»

-2 строчки.

-Со стекол- овалов

-Следующими рисуем душки.

- из двух полуовалов и прямой наклонной линии.

филин -самая большая сова; франт -человек, любящий наряжаться;

афиша-вид печатной рекламы;

офис -помещение для работников на каком - либо предприятии.

-Филин и франт

-афиша и офис

-Афиша

-3

-нет

Над односложным словом франт.

Потому что состоит из одного слога.

-франт, офис -односложные слова не переносятся и одну букву мы не оставляем на строке.

Сапоги, сапожник; сапог и сапож

3. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, у меня к вам очень важное дело. Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил. Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки.

Лодка плывот по реке.

Летит быстрый самолот.

Луба и Рая лепат снеговика.

Ребята, в каких словах Незнайка допустил ошибки?

-Ребята, давайте устно назовем звуки этого слова. А какой же звук у В?

-А почему же стоит гласная о, которая делает согласный звук твердым? Подумайте, какое правило не усвоил Незнайка? Чего он не знает?

.- Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке усвоить эту тему?

Посмотрите внимательно на таблицу букв.

Скажите, почему я поделила гласные буквы на 2 группы? По какому принципу?

Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны.

А Э Ы У О

Я Е И Ю Ё

-Ребята, гласные второго порядка смягчают стоящие перед ними буквы.

При произношении гласных второго порядка слышатся буквы первого порядка


Плывет, самолет, Люба, лепят.

-мягкий

-поможем

- Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, мы должны помочь Незнайке получить 5 за урок, выполнив сложных заданий.

5.Реализация построенного проекта.

- Ребята, вы молодцы, помогли Незнайке справиться с первым заданием.

-В следующем задании, вам нужно составить слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за изменением значения слова значением слова.

А О У

Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Р - Д Н - С Л - К

Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»Конспект урока по русскому языку «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме»

Я Ё Ю

- В каких словах первый звук будет твердым, а в каких мягким?

-

При каких гласных буквах, согласный звук будет твердым, а в каких мягким?

-Ребята, а меняется ли смысл слов? Почему?

-Молодцы ребята, вы выполнили 2 задание.

-

-Рад-Ряд

-Нос - Нёс

Лук - люк

-Рад, нос, лук, согласный звук твердый.

-Ряд, нес, люк - мягкий.

При а, о, у -твердый

При я, ё, ю - мягкий.

-да, С изменением гласной меняется значение слова.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова. В каком слове, согласный звук будет твердым? Почему?

-А мягким?

МИШКА - МЫШКА

Ребята, прочитайте следующие предложения и вставьте слова по смыслу.

Кот ___________ ловил __________.

РАДЫ - РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС - НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.

-В слове МЫШКА. Потому что после согласного, стоит гласная первого порядка.

-в слове МИШКА -, потому что после согласного, стоит гласная второго порядка.

Кот Мишка ловил мышку.

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные ряды. Осенью убирали урожай. Все были рады.

Буратино нес золотой ключик. Он любит всюду совать свой нос.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по вариантам (карточки) - 1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука, 2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, из ряда слов вы должны выписать 1 вариант- слова которые начинаются с твердого согласного звука, 2 вариант-с мягкого.

Мыл, мил, лук, люк, моль, мель, пар, лис, кот, кит;

-Дети вслух зачитывают оба варианта.

-Ребята, объясните Незнайке, как вы делали это задание?


1 вариант- Мыл, лук, моль, пар, кот.

2 вариант- мил, люк, мель, лис, кит;

8.Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, нас с вами осталось объяснить Незнайке последнее задание и Незнайка получит хорошую оценку. Открываем учебник на стр.23, упр.23. Прочтем текст. Озаглавим его, для начала скажите, о чем этот текст?

-как назовем текст?

Давайте запишем текст в тетради, предварительно написав заглавие.

-Ребята, найдите в тексте слова, в котором гласные обозначают мягкость согласных на письме.

-о весне.

-Весна

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

- Какие гласные буквы смягчают согласный звук на письме?

-Об обозначении мягкости согласных звуков гласными буквами на письме.

Я, Е, Ё,Ю,И.



© 2010-2022