Урок по русскому языку в 3 классе Произношение и написание слов с безударными гласными в корне

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

по русскому языку

в 3 классе

«Произношение и написание слов с безударными гласными в корне»







учитель Литвинова Д.Е.

Тема. Произношение и написание слов с безударными гласными в корне.

Цель: формировать у учащихся правильное литературное произношение слов с безударными гласными в корне; совершенствовать умение проверять написание безударных гласных путем подбора однокоренных слов или изменения формы слова; развивать умения различать ударную и безударную гласные в слове, сопоставлять языковые явления, сравнивать их, делать выводы, повторить знания учащихся о предложении, закреплять умение давать характеристику предложения; воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям в речи; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать гибкость мышления, творческое воображение, речь.

Оборудование: учебник, памятки для учащихся, карточки для самостоятельной работы, иллюстрации, плакат «Грамоте учиться - всегда пригодится», плакат для упражнения «Исправь ошибку», графическое изображение этапов урока, аудиозапись, маркер.



I. Организационный момент 1. Вступительное слово учителя - Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Покажите свое настроение. 2. Аутогенная тренировка (включается аудиозапись) - Закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё. Я буду предельно внимателен на уроке. Я готов к работе! Я работаю!» - Пусть урок принесет вам радость! Если будет трудно - я вам помогу. 3. Сообщение названий этапов урока (на доске выставлены кубки с изображением этапов урока; по мере выполнения определенного задания кубки убираются) - Сегодня на уроке нам предстоит выполнить такие задания:

  • минута каллиграфии
  • работа с учебником
  • физминутка (разминка)
  • «мозговой штурм»
  • минутка поэзии и музыки
  • упражнение «Исправь ошибку»
  • самостоятельная работа
Как вы думаете, какое задание будет самым сложным? А самым легким? II. Актуализация опорных знаний 1. Повторение ранее изученного материала - Мы начали изучать термины на уроках математики, украинского языка, а на прошлом уроке русского языка познакомились с термином орфограмма. - Что такое орфограмма? (буква, написание которой регулируется правилом) - Приведите примеры орфограмм (написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу) - Как проверить безударную гласную в корне слова? (подобрать проверочное слово, чтобы безударная стала ударной) Приведите примеры 2. Повторение последовательности (алгоритма) действий при проверке безударной гласной (раздать памятки; в моей памятке пропущена одна позиция). - Прочитайте алгоритм действий (мой экземпляр с пропущенной строчкой) - Чего не хватает?
  • прочитай слово
  • поставь ударение
  • выдели корень
  • (определи безударную гласную) - отсутствует
  • подбери проверочное слово
3. Подбор проверочных слов (устно) - Давайте повторим четверостишие. Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение. Сосна - … (сосны) зима - … (зимы) сады - … (сад) моря - … (море) поля - … (поле) III. Сообщение темы и задач урока (над доской висит плакат с пословицей «Грамоте учиться - всегда пригодится») - прочитайте пословицу - согласны ли вы с ней? - где вам пригодится грамота? Это девиз нашего урока. Сегодня на уроке мы продолжим работу над проверкой безударных гласных в корне слова. - связано ли слово грамота со словом грамматика? - грамматика включает в себя правописание - а что значит правильно писать? (разборчиво, каллиграфично, красиво, аккуратно) IV. Работа над материалом урока 1. Минута каллиграфии ёё // ёё Дядя Фёдор, пёс и кот жили в деревне. - в каком слове безударная гласная требует проверки? - можно ли подобрать проверочное слово? - что это за слово? (словарное, написание этого слова нужно запомнить) - герои какого произведения упоминаются в этом предложении? («Трое из Простоквашино») - почему слово Фёдор написано с большой буквы? (это имя) - почему слово дядя написано с большой буквы? (начало предложения) 2. Работа с учебником - Откройте учебник на стр.127. Найдите упражнение 284. Прочитайте задание. Выполните это упражнение на доске и в тетрадях. Бег - бегун, белый - белеть, боль - больница, белка - бельчонок, больше - большой, бросил - бросать, верх - верхушка, варит - варить, весело - весёлый, вечер - вечерний, держит - держать. - поставить ударение - обозначить корень - подчеркнуть орфограмму 3. Физминутка (разминка) (включается аудиозапись) - А сейчас немного отдохнем. Сядьте поудобней. Сделайте глубокий вдох, выдох. Выдыхайте медленно. Вздохните, задержите дыхание, выдохните. Закройте глаза. Представьте, что к вам на руку сел солнечный зайчик, погладьте его. Зайчик сел на лоб, на плече на щеки. Откройте глаза. Выпрямите позвоночник, потянитесь. Сядьте прямо. Разминка окончена. 4. «Мозговой штурм» - что значит слово штурм? (атака, приступ, когда нужно собрать все силы, напрячь их для выполнения какой-то боевой операции) - а что значит «мозговой штурм»? Во время разминки к нам заглядывал солнечный зайчик. Без чего не бывает солнечного зайчика? (без солнца) - в какое время года чаще всего светит солнце? (летом) - что больше всего хочется делать летом? (отдыхать) - на каком побережье вам нравится отдыхать? (на морском) Составьте предложение, в котором бы встретились те слова, которые вы только что называли (солнце, летом, отдыхать, морское побережье) (Заслушивание предложений, составленных детьми. Предложения можно составлять коллективно (по партам)). - Найдите в этих предложениях слова с безударными гласными 5. Минутка поэзии и музыки - Сегодня мы на уроке очень часто говорим о море. Прочитайте отрывок (на доске) Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах - из какой сказки эти строчки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») - кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин) - назовите орфограмму в подчеркнутых словах - запишите эти слова, подберите проверочные (на доске), применяя алгоритм работы с такими словами Бежит - бег в волнах - волны парусах - парус - вы музыканты, с помощью чего вы можете выразить свои эмоции, чувства, отношение к чему-нибудь? (с помощью музыки) - какая музыка могла бы проиллюстрировать эти строчки? 6. Упражнение «исправь ошибку» (Пока ученик играет музыкальный отрывок, в это время один ученик работает у доски - исправляет ошибки в записи) (На доске иллюстрации лиса и лес) Вакруг диревни раскинулись лиса. Леса жывёт в наре. - прочитайте предложения - правильно ли исправлены ошибки? - вспомните алгоритм действий при проверке безударной гласной - нужно ли выяснять значение некоторых слов, прежде чем подбирать к ним проверочные слова? - что значит слово леса в первом предложении? - что означает слово лиса во втором предложении? - подберите слова, отвечающие на вопросы какая? какие? к словам лиса и леса - дайте характеристику первому предложению (по цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов - распространенное) - назовите главные члены предложения. 4. Самостоятельная работа - Вы сейчас получите карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы о или а п…чтовый д…лекий м…рской х…лодный е или и тр…щать св…стеть кр…чать б…жать - обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения задания - назовите проверочные слова (устно) - на какой вопрос отвечают слова первого столбика, второго столбика? V. Итог урока Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня повторили на уроке (как проверить безударную гласную в корне слова) - все ли призы получили? - какое задание было самым легким, трудным, интересным? VI. Д/з №290, повт. правило
© 2010-2022