Урок русского языка по теме: «Орфографические задачи в корне слова». 2класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме:

« Орфографические задачи в корне слова». 2класс

Цели урока:

  • формирование навыка проверки безударной гласной в корне слова;

  • при помощи подбора однокоренных слов, изменение числа, развитие умении е подбирать проверочные слово, развивать орфографическую зоркость при написании безударных гласных в корне слова, следить за развитием связной речи учащихся. Обогащать словарный запас;

  • воспитывать здоровых людей через физическую паузу, посадку переключения с одного вида деятельности на другой;
  • прививать уважения к старшим.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте! Отройте тетради и запишите дату числа

II. Словарно - орфографическая работа.

А) На доске записана строчная буква б.

Учитель. Какую букву будем писать?

Дети. Ученики дают характеристику звуку б букве б.

Учитель. Какую букву будем прописать?

Дети. Ученики дают характеристику звуку б и букве б.

Учитель. Строчная буква б состоит из двух элементов (овал и надстрочная прямая линия с поворотом вправо). Пишется буква в один приём, без отрыва руки.

Начинаем писать как и о, с овала. Буква б всегда начинается одинаково, независимо от соседних букв, и соединяется с другими буквами отрывно.

Б) Всесторонняя проверка знаний.

Берёза - (непроверяемая безударная гласная е)

Багаж - ( непроверяемая безударная гласная а, на конце слова парный согласный ж, проверочное слово багажи).

Барсук -

Билет -

Бабка -

Учитель. Какое слово лишне? Почему? А чем похожи?

Учитель. Дети, а как вы зовёте свою бабушку? Выслушиваются ответы детей.

Дети. Бабулечка, бабушка, баба.

Учитель. Это какие слова?

Дети. Однокоренные.

Учитель. Расскажите, что вы знаете об однокоренных словах. Выделите корень.

Учитель напоминает об уважительном отношении к людям старшего поколения.

Учитель. Какое предложение нужно было написать в домашней работе, из какой оно сказки?

Ученик записывает на доске предложение с комментированием.

П…звал де… ба…ку.

Индивидуальный опрос:


  1. Когда можно доверять парным согласным по звонкости-глухости?

  2. Нельзя?

  3. Какое это предложение по цели?

  4. По интонации?

  5. Выполнение звукового анализа слова репка.

Учитель. - Назовите всегда мягкие согласные? ( ч, щ. й)

- Всегда твёрдые согласные? (ж, ш, ц)

- На какие группы делятся звуки?

- Какими могут быть гласные звуки?

- Согласные?


  1. Сообщение темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Учитель. Какой секрет однокоренных или родственных слов помогает избежать ошибки в словах?

Учитель. Почему буквы безударных гласных звуков - это опасные при письме места?

Дети. Потому - что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Но правильно для слова только одна.

Учитель. Как проверить безударные гласные в корне?

Дети. Безударные гласные а, о, и, е, я нужно проверять. Для этого нужно изменить слово, или подобрать такое проверочное, чтобы безударный гласный стал ударным.

Учитель. Сегодня мы продолжим учиться решать орфографические задачи в корне слова, подбирать проверочные или родственные слова для того чтобы писать без ошибок. Для орфограмм корня проверочное слово такое, в котором тот же корень, но опасное место стало безопасным, будем объяснять значение слова с помощью родственного. Поможет нам в этом сказка

«к…нёк - г…рбунок»

Дети объясняют значение слов «конёк» и «горбунок» с помощью родственных.

Лексическое значение слов:

Конёк - это уменьшительное от слова конь.

Горбунок - маленький сказочный горбатый конёк с выпуклостью на спине.

Учитель. Какая ошибка в первом слове?

Дети. К - должна быть заглавная, т. к. слово начало предложения, начало литературного произведения.

Учитель. А как ещё можно назвать конька уменьшительно?

Дети. (коник, коняшка).

Учитель. Какое из них будет проверочным (словом- подсказкой) для слова конёк?

Учитель. Что поможет написать слово правильно? (подбор однокоренных слов)

Учитель. Правильно запишите в тетрадь название сказки.

На доске учитель записывает название сказки.

«Конёк - горбунок».

Дети ещё раз называют проверочные слова.

Повторяют правило проверки безударных гласных в корне.

Учитель. Кто знает автора этой сказки?

Автор сказки - Пётр Павлович Ершов. Но его основная профессия - в Тобольской гимназии, затем её директор, но его учительская слава перекрыта славой творца «Конька - горбунка».

Учитель читает начало сказки:

«За горами, за лесами,

…………….

В одном селе».

На доске записаны слова с пропущенными гласными.

Ст…рик, старый, ст…реть, ст…ринушка, старики.

Лексическое значение слов.

Старик - мужчина, достигший старости, люди старшего поколения.

Старинушка - то же, что старик, но ласково.

Задания:

  1. Прочитай слова с доски.

  2. Какой секрет однокоренных слов помогает избежать ошибки в словах старик, стареть…? (Безударные гласные пишутся как и ударные в однокоренных словах).

  3. Найдите в словах корень.

  4. Что называется корнем?

  5. Являются ли эти слова однокоренными?

  6. Какие слова называются однокоренными?

  7. Назови лишнее. Почему?

Дети. Старик и старики не являются однокоренными словами - это формы одного слова.

Учитель. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь.

IV. Физкультминутка.

V. Всесторонняя проверка знаний.

Самостоятельное выполнение упражнения. Проверка.

Учитель. Продолжаем работать над отрывком.

«Против…дурак»

Объясняем лексическое значение слов.

Против - тоже, что напротив, устаревшее значение.

Село - деревенская местность.

Детина - сильный, молодой мужчина.

Дурак - Ребята, сказка была написана 170 лет тому назад. Поэтому значение некоторых слов было несколько иное. Так дураком во время написания сказки, называли наивного доверчивого человека. Неслучайно, полагаясь на доверчивость Ивана, старшие братья Данило и Гаврила его обманули. В наше время дураком называют глупого человека.

Выполнение упражнения с комментированием.

Игра. Учитель называет слова из сказки « Конёк - горбунок». Дети показывают при помощи абака безударную гласную.

к…нёк в…зили гл…за

ц…рём з…мля б…жит

п…ля д…мой г…рбами

л…цом зв…зда н…га

в…ришка к…льцо кр…чали и т. д.

VI. Итог урока.

Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?

Как пишутся безударные гласные в корне слова??

Как нужно проверять безударную гласную в корне?

Какой секрет однокоренных или родственных слов помогает избежать ошибки?

Лексические значения каких слов узнали?

Что Вам больше всего понравилось?

VII. Домашнее задание.

5

© 2010-2022