Опыт работы с одарёнными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Т.М. Лямкина

учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №101» г. Барнаул «В каждом есть солнце, только дайте ему светить». Сократ Аннотация. Статья посвящена описанию системы работы с одаренными детьми в современной школе. В статье приведены общие рекомендации для создания условий для успешной работы с одаренными детьми. Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Одним из ключевых направлений развития общего школьного образования является система поддержки талантливых детей. При этом главным результатом образования видится его соответствие целям опережающего развития, индивидуализирование психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Задачей школы, следовательно, является, во-первых, выявление одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности в школе и вне школы; во-вторых, развитие их и обучение. Главным направлением в работе с одаренными детьми является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий обучения и развития для реализации их творческого потенциала. Из каких составляющих складывается работа с одаренными учащимися? Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам - 30-40%, а к 17 годам - 15-20%. Целью педагогической работы стало создание программы работы с одарёнными детьми в начальной школе. Объект исследования: психолого - педагогические условия работы с одарёнными детьми. Предмет исследования: система работы с одарёнными детьми в начальной школе. Систему работы с одарёнными детьми в начальной школе составляет 5 направлений: координационное, диагностическое, кадровое, развивающее, информационное. Новая роль связана именно с формированием мотивации к познанию у учащихся. Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания. Поэтому в организации учебной и внеклассной деятельности доминирует исследовательская работа. Она реализуется через внедрение в развивающее обучение форм исследовательского поведения, предложенным А.И. Савенковым. Условием применения в личностно-ориентированном обучении исследовательской практики стала реализация первого этапа исследовательской работы в лицее: выявление одарённых детей в начальной школе и дальнейшей работы с ними. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Самое решающее звено этой новации - учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно - исследовательском обучении. Из носителя информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный из скучной принудиловки в результативную созидательную работу. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающего - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат деятельности - найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важные прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: - проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); - целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; - самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); - представление результатов своей деятельности и хода работы; - презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования; - поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; - практическому применению школьных знаний в различных, в том числе нетиповых ситуациях; - выбору, усвоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; - проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого - физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ, выбираются из содержания учебных предметов, или близкие к ним. Проблема проектирования или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находится в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1 - 2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1- 2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовать в урочное время, но при условии личностно - мотивированного включения ребёнка в работу. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. Одним из важных моментов превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участи сверстников. Ведущая педагогическая идея. Метод учебного проекта - один из путей формирования: - готовности к целеполаганию; - готовности к оценке; - готовности к действию; - готовности к рефлексии; - готовность к самовоспитанию и самообразованию. Цели проектной деятельности: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Принципы организации проектной деятельности: 1)Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта. 2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации. 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей. 4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками. 5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. На основе этих принципов сложилась методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе. И отсюда выбор основных образовательных технологий: 1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой. 2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников. 3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя. 4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: - исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); - социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); - оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт); -презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); - рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); -менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия. Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает: - коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться); - интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи); -оценочно-самооценочный. В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности способной к самореализации.

Информационные источники:

  • Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)

  • Журнал «Начальная школа» №9-2005 г.

  • Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе (О. В. Брыкова, Т. В. Громова - М.: Чистые пруды, 2006.

  • Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4

  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
© 2010-2022