Конспект урока на тему Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 74 городского округа Тольятти







Тема самообразования:

«Формирование орфографической зоркости

в начальных классах»



Конспект урока по русскому языку по теме:

«Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

2 класс





Разработала:

Петрова М.И.

учитель начальных классов







2010 - 2011 учебный год

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Цели: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, воображения, сообразительности.

Наглядность: карточки в форме солнышка и тучки; карточки для словарной работы; карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании, карточки со схемами позиций мягкого знака; наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I. Организационный момент.

─ У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.

Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе была хорошая погода. У вас на партах две карточки солнышко и облачко, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, не очень хорошее ─ тучками. У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

Девизом нашего урока будут следующие предложения.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

В этих словах находим орфограммы. (трудные места)

II.Чистописание.

Открыли тетради. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает

Может только показать

Как согласную читать? (Ь)

Да, сегодня будем писать «Ь». А где пишется «Ь» знак? (На конце и в середине слова) Посмотрите и вспомните, как мы писали «Ь» знак. Покажите, как мы писали в конце. Как мы писали в середине. Какие буквы соединяются снизу. (л, м, я)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Как вы понимаете эту пословицу? Найдите самую красивую букву и возьмите в кружок простым карандашом. Подчеркните «Ь» знак. Какие слова нельзя переносить? Какие слова переносятся?

III.Повторение.

Посмотрите на экран. Читаем.

Роза, василёк, ландыш, лютик.

Каким одним словом можно заменить эти слова? (Цветы)

Ставим ударение. Называем твердые и мягкие согласные. Делаем вывод.

а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.

я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.

IV. Объяснение новой темы.

Продолжаем работу в тетрадях. Я вам читаю начало, а вы находите конец и пишем только ответы.

Белый камушек растаял

На доске следы оставил. (Мел)

Лодка села на (мель)

Девочка начертила (угол)

После сгорания дров остаётся (уголь)

Мама закатывает (банки)

Небольшое помещение для купания и мытья (банька)

С твердым "Л" я на стене

Книги, например, на мне

Но как только "Л" смягчите

Сразу в танец превратите. (полка ─ полька)

Мел - мель, угол - уголь, банка - банька, полка - полька.

Чем отличаются эти слова? (В одних словах есть "Ь" знак, а в других нет)

Значит о чём мы будем говорить? О "Ь" знаке.

А что мы знаем о мягком знаке? В первом классе мы его назвали и хитрой и талантливой буквой. Почему?

"Ь" знак не обозначает звука.

"Ь" знак стоит на конце и в середине слова.

"Ь" знак показывает, что согласный звук перед ним читается мягко

Не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.

Даёт слову новое значение. Слово "банка" превращается в "баньку" где мы моемся.

Значит, не только гласные звуки обозначают мягкость согласных, "Ь" знак тоже показывает на мягкость согласных звуков.

V.Словарная работа.

Вам знаком этот герой? (Незнайка) Как звали художника из Цветочного города в рассказе «Приключение Незнайки»? (Тюбик) Он нарисовал одну картинку.

Прочитайте через одну букву и узнаете новое словарное слово. (Поаглшьтуо)

Какое слово получилось? (Пальто)

Что обозначает пальто? (Верхнюю одежду) Это слово пришло к нам из французского языка и обозначает верхнюю одежду. Назовите однокоренные слова. (пальтишко, пальтецо, пальтовый) Составьте предложение со словом "пальто"? Какой вывод мы делаем? (Слово пальто не изменяется) Это словарное слово. А почему мы его называем словарным? Что надо запомнить?

Напишите три раза слово "пальто". Незнайка составил такое предложение: "Мама одела пальто". Правильное получилось предложение? (Нет)

Надеть можно что? (Пальто, костюм) Одеть можно кого? (Сестрёнку, братишку) Пишем.

Мама надела пальто. Оля одела сестрёнку. Находим главные члены предложения.

Физкультминутка.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

VI.Закрепление.

Ребята, а как звали двух братьев в рассказе Носова «Приключение Незнайки» (Авоська и Небоська) Давайте, поможем им разделить слова на 2 группы.

На какие две группы можно разделить эти слова?

А почему в словах помощник, каменщик, сказочник, ёлочка и пончик не пишется «Ь» знак? Какое правило вспомнили?

ЧК ЧН НЧ ЩН НЩ

VII.Звуко-буквенный анализ слова.

─ Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком.

─ А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

─ Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль [сол ] - 4 буквы, 3 звука, 1 слог.

[ с ] - согл., тверд., глух., парн.

[ о ] - гл., уд.

[ л ] - согл., мягк., зв., непарн.

[ − ]

─ Почему букв здесь больше, чем звуков?

VIII. Итог урока.

─ Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

─ А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

─ Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

─ Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

─ Спасибо всем. Урок закончен.



© 2010-2022