Конспект урока по русскому языку на тему: Части речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: «Части речи. Доброта - имя существительное». Цель: Уметь распознавать части речи, знать отличительные признаки имён существительных, познакомиться со склонением имён существительных, развивать связную речь учащихся, воспитывать в детях добрые чувства, желание помогать, защищать. Оборудование: Таблица «Части речи», «Словарь хорошего настроения», «Падежи», «Пословицы и поговорки о добре». Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть. Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным- «С добрым утром!» с.р. «Добрый вечер!» м.р. «Доброй ночи! ж.р. - говорим» (определение рода имени существительного) - Как вы поняли из вступительного стихотворения, мы на уроке будем распознавать род имен существительных, познакомимся со склонением имён существительных и говорить о доброте, ведь тема нашего урока: «Доброта - имя существительное». 2. Работа над материалом урока. 1) У В. Солоухина одна из книг названа «Смех за левым плечом». «Ангел хранитель у тебя за правым плечом стоит и его огорчать не надо. Он каждому доброму делу рад, улыбается и смеётся. А бес за левым плечом в это время морщится и корчится. А когда ты плохо поступишь, бес хихикает и руки потирает. Зачем же беса радовать?» (ученик читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте») Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы: -Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 2) Чистописание Дд, дед, добро (с.р.), добрый, доброта (ж.р.), Добрыня (м.р.), подобрел (гл.), добряк (м.р.) - Чем похожи эти слова? - Чем различаются? (относятся к разным частям речи) Докажите. - Объясните смысл пословицы. Добрый Иван - и людям, и нам, Худой Иван - ни людям, ни нам.

3) Чтение стихотворений учащимися

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло вершится без труда,

Добро творить трудней. (Фаррухи)

Свершая доброе деянье,

Не жди добра в ответ.

Сведёт такое ожиданье

Добро твоё на нет. (Насир)

Приносят счастье добрые дела,

Тот счастлив, кто не делал людям зла. (Хаеров)

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Пусть дураки сочтут вас дураками,

Злодеи малодушными сочтут.

Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,

Пусть в жизни сам злодей не знает зла,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему - молитва наша и хвала. (Кулиев)

Не рождается зло от добра и обратно…

Различать их нам взгляд человеческий дан!

Омар Хайям
Источник:wisdoms.ru/41.html

Кто доброе сеет - добро его плод,

Кто злое посеет - злодейство пожнёт.

Саади
Источник:wisdoms.ru/41.html

4) Сценка «Бездомный щенок».

5) Коллективная творческая работа - составление рассказа по содержанию сценки (знакомство по таблице с падежами имён существительных).

И.п. Жил-был маленький (кто?) щенок

Р.п. Не было у (кого?) щенка ни дома, ни семьи

Д.п. Плохо жилось на свете (кому?) щенку

В.п. Встретил (кого?) щенка одинокий старик

Т.п. Не налюбуется (кем?) щенком дедушка

П.п. Верного друга он видит в щенке

Мы просклоняли по падежам существительное «щенок», то есть изменяли форму слова.

- А что значит «просконять» в переносном смысле? (злословить, перемывать косточки)

- Это хорошо или плохо?

- Чем поучительна сценка?

- Подберите подходящую пословицу из таблицы пословиц.

6) Подбор пословиц (поиск)

Доброе братство дороже богатства.

Добрый пастух не о себе печётся, о скотине.

Добрым словом и бездомный богат.

7) Словарь фразеологизмов (Словарная работа и объяснение смысла)

- Давайте пополним словарь хорошего настроения.

Будьте добры - пожалуйста, прошу

Добро пожаловать - приглашение

Поминать добром - говорить хорошее

От доброго сердца - без злого умысла

В добрый час - пожелание удачи

8) Выбор образа жизни.

Письмо под диктовку: дружба, добро, веселье, радость, мир, честность, вежливость, трудолюбие, щедрость, помогать, защищать, вместе.

- Какие это слова? (антонимы)

- Ребята, вы слышали выражение «Законы джунглей». Они для кого? (для животных)

- Давайте мы составим законы людей - правила жизни в нашем классе, чтобы всем нам было комфортно и приятно, чтобы ни у кого не портилось настроение, чтобы все мы были друзьями (обмен мнениями, в результате слова - законы слева зачёркиваются: законы джунглей нам не подходят).

- Давайте прочитаем правила людей хором, это очень простые, но и очень важные правила жизни.

3. Рефлексия и итог урока.

- Вот и заканчивается наш урок.

- Вы ничего не чувствуете? А мне кажется, что мы немного изменились - стали чуть-чуть добрее. Разве нет? А сейчас выполним ритуал прощания - рукопожатие по кругу (ребята изображают солнечный лучик, который передаёт своё тепло жестом, улыбаются и поют песню «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом …») - Что было главным на уроке и почему?

© 2010-2022