Урок развития речи в 1 классе VIII вида «Домашние животные»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока

Класс: 1б

Учитель: Полушкина Ольга Анатольевна

Предмет: развитие речи

Тема урока: «Домашние животные» Общая дидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала Тип урока по ОДЦ: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цели урока: образовательная: создать условия для формирования представления о домашних животных, восприятия и первичного осознания учащимися роли домашних животных в жизни человека. коррекционно-развивающая: способствовать

  • развитию произвольного внимания школьников через упражнения на концентрацию, распределение;
  • коррекции и развитию мышления через формирование элементов простейшего анализа и синтеза;
  • развитию речи учащихся путем ответов на вопросы учителя.
воспитательная: создать условия
  • для воспитания у детей интереса к уроку развития речи и речи как процессу;
  • для воспитания бережного, заботливого отношения к животным;
  • для воспитания культуры общения обучающихся с учителем, с одноклассниками.
Структура урока:
  1. Организационное начало урока.
  2. Подготовка к основному этапу урока (актуализация, целеполагание, мотивация).
  3. Основной этап. Усвоение новых знаний.
  4. Первичная проверка понимания.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.
Планируемые результаты Предметные:
  • учащиеся смогут узнавать и называть домашних животных с опорой на иллюстративный материал и словесное описание;
  • определять значение животных в жизни человека;
  • понимать необходимость заботы человека о животных.
Личностные УУД:
  • мотивация к учебной деятельности через введение заданий занимательного характера, обращение к субъективному опыту обучающихся;
Познавательные УУД:
  • общеучебные:
  • умение организовать рабочее место под руководством учителя;
  • умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснение или указания учителя;
  • умение поднимать руку при желании ответить;
  • информационные:
  • извлечение информации из иллюстративного материала;
  • распознавание домашних животных по изображениям, основным признакам;
  • соотнесение словесного описания с предметной картинкой;
  • логические:
  • подведение под понятие под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
  • принятие учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение организовать рабочее место под руководством учителя;

  • умение осуществлять действие по образцу и показу;

  • умение непродолжительное время терпеливо слушать учителя и одноклассников, выполнять короткие задания до конца.

Коммуникативные УУД
  • умение отвечать на вопросы учителя;
  • умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников;
Основные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальных особенностей учащихся.

Средства обучения: предметные картинки с изображением домашних животных, сюжетные картинки, картина с импровизированным подворьем на доске, кукла.

При подготовке к уроку использовался материал по речевой ситуации « У бабушки в деревне» методического пособия для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Язык и речь. Устная речь» 1 класс. Киров,2013



Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация начала урока

Приветствует учащихся:

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

У кого всё это есть,

Тот на место может сесть.

Предлагает сесть за парту правильно

Внимательно слушают учителя

Садятся, соблюдая правильную осанку

Подготовка к основному этапу

(актуализация, целеполагание, мотивация)








Основной. Усвоение новых знаний















Первичная проверка понимания




Напоминает учащимся об их деятельности на уроках развития речи:

- Начинаем урок развития речи. А что мы делаем на уроках развития речи?

Правильно. Учимся правильно и красиво говорить, отвечать на вопросы.

Предлагает выполнить упражнения артикуляционной гимнастики: - А чтоб нам правильно и красиво говорить, мы должны поработать с нашим язычком. Сядем красиво, выпрямим спинки, подготовим наш язычок для рассказывания.

  • Слушайте внимательно, смотрите на меня и выполняйте.

Помещает на доску картинки с изображением упражнений и организует артикуляционную гимнастику:

надо написать содержание упражнений

Котик Мурзик утром встал

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Мурзик наш расчёску взял

И причёсываться стал

Мы за ним не отстаём

Всё покажем язычком

Дальше по порядку

Делаем зарядку.

Мурзик спинку выгибает!

Мурзик спинку прогибает!

А теперь язык наш - мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы -ура!

Вот и завтракать пора.

Котик нам напёк блины.

Со сметаною они.

Как сметанку любит котик?

Оближи скорее ротик.

А теперь чаёк попьём

Чай мы в чашечку нальём.

Мурзик сыт, Мурзик рад!

Мурзик любит всех ребят!


- Ребята, сегодня к нам на урок пришла бабушка Федора. У неё случилась беда! Хотите узнать, что у нее произошло?

  1. Организует беседу с учащимися в игровой форме

Одевает на руку куклу бабушки Федоры и открывает разворот доски, где помещена картина с импровизированным двором бабушки Федоры без животных. - От бабушки Федоры ушли домашние животные. Домашние животные пропали со двора. Двор - это место, где живут домашние животные в деревне.
  • Повторим хором.

  • Домашние животные живут с человеком, на дворе или дома, поэтому они так и называются (показывает на доску).
  • Итак, ответьте какие животные пропали у бабушки?
  • Откуда пропали животные Федоры?
  • Давайте поможем бабушке Федоре разыскать всех домашних животных и вернем их на двор, домой.

  • Но, чтобы вернуть бабушке Федоре пропавших животных, надо узнать, какие именно животные ушли от нее.
  1. Предлагает узнать домашнее животное по словесному описанию

- Сейчас я буду рассказывать о животном, а вы угадайте, кто это, скажите, что это домашнее животное, и переместите картинку на двор:

- Крупное домашнее животное, у которого есть рога, ноги с копытами, вымя. Даёт молоко. (Корова).

- Домашнее животное, у которого, ноги с копытцами, хвост крючком, на морде пятачок (Свинья)

-Крупное домашнее животное, у которого есть ноги с копытами, перевозит тяжёлые грузы. (Лошадь).

-Домашнее животное, у которого есть морда, лапы, хвост, помогает охранять дом хозяину (Собака.)


  1. Организует беседу «Забота хозяев о домашних животных».

Для извлечения учащимися информации из иллюстративного материала, учитель предъявляет сюжетные картинки.


  • Бабушка Федора очень благодарна вам, ребята, за помощь. Но почему, же все животные ушли от нее? Оказывается, она не ухаживала за своими домашними животными. Животные рассердились на Федору и убежали. Давайте напомним бабушке, как хозяин должен ухаживать за домашними животными. Помогут нам в этом вот эти картинки (на картинках изображения человек лечит животное, собака в конуре, человек кормит животное, человек гуляет с собакой на поводке). Итак, что делает человек, заботясь о домашних животных? Показывает картинку на доске.
Возможные варианты ответов:
  • Человек кормит домашних животных.
- Человек лечит домашних животных.
  • Человек гуляет с домашними животными.
  • Человек строит домашним животным жилище.
(Ответы сопровождаются показом изображений на картинках и неоднократно проговариваются хором и индивидуально). - Бабушка Федора благодарит вас, ребята, за все эти нужные советы и обещает заботиться о своих домашних животных.

2.Использует субъективный опыт учащихся

- А сейчас вспомним, как эти домашние животные подают голос. Я показываю на картинке животное, а вы называете это животное и говорите, как оно подаёт голос.

Показывает на картинки с изображением домашних животным. Спрашивает, кто это, как это животное подаёт голос.

Корова (мычит);

Собака (лает);

Лошадь (ржёт);

Свинья (хрюкает);

А сейчас поиграем в игру «Узнай по голосу». К доске выходит один из вас, поворачивается к классу спиной и угадывает, кто его позвал голосом животного. Дети, которые сидят за партами по моему сигналу зовут водящего голосом того животного, которого я назову.

Проводит физкультминутку в форме игры «Узнай по голосу».





- Молодцы, мы вспомнили как эти домашние животные подают голос.


  1. Организует связное учебное высказывание в игре «Парные картинки».

  • Дорогая бабушка Федора! Ребята знают, что все домашние животные приносят человеку пользу. Повторим хором: «Домашние животные приносят пользу».
  • А какую, сейчас разберём.
На доске представлены картинки с изображением домашних животных на дворе и предметные картинки с изображением молока, мяса, домика, тележки с грузом. Обучающиеся выходят к доске, выбирают картинку с изображением домашнего животного и подбирают соответствующую предметную картинку с изображением, отвечая на вопрос учителя:
  • Какую пользу приносит корова? Что она дает?
  • Что дает человеку свинья?
  • Как собака помогает человеку?
  • Что делает лошадь?


А бабушка Федора поспешила к себе на двор. Там ее ждут домашние животные. Теперь, благодаря вам, ребята, Федора знает, как за ними надо ухаживать. Обещает их любить и заботливо к ним относиться.

Внимательно слушают

Отвечают на вопрос учителя (учимся говорить)

Внимательно слушают






Смотрят на изображения и выполняют артикуляционные упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата

Дети потягиваются. В улыбке открывают рот. Кончиком языка «чистят» верхние, затем нижние зубки

В улыбке закусывают язычок зубами, «протаскивают» язык между зубами вперёд-назад

В улыбке открывают рот, кончик языка упирают за нижние зубы, «спинку» выгибают, удерживают.

Открывают хорошо рот, поднимают язык за верхние зубы.

Закрывают рот, кончиком языка упираются то в одну щёку, то в другую

Улыбаются, открывают рот, кладут широкий язычок на нижнюю губу и удерживают.

Улыбаются, открывают рот, облизывают верхнюю, затем нижнюю губу.

Улыбаются, открывают рот, тянут кончик языка к носу, загибая бока языка в виде чашечки.

Ритмично хлопают в ладоши.

Внимательно слушают учителя

Хором отвечают «Да»

Слушают учителя

Повторяют хором «Двор - это место, где живут домашние животные в деревне».


Отвечают хором «Пропали домашние животные», «со двора, из дома»







Внимательно слушают, думают, поднимают руки, угадывают животного по описанию. Выходят к доске, находят картинку животного и помещают её на импровизированный двор, говорят:

«Это корова. Корова - домашнее животное»



Слушают учителя


Думают, поднимают руки, отвечают:

  • Человек кормит животных.
  • Человек лечит животных.
  • Человек гуляет с животными.
- Человек строит животным жилище.


Думают, отвечают на вопросы, поднимают руки. Говорят:

«Корова мычит»

«Собака лает»

«Лошадь ржёт»

«Свинья хрюкает»


по очереди выходят к доске и отворачиваются.

По сигналу учителя один учащийся зовёт водящего голосом животного. Водящий поворачивается лицом к классу и угадывает


Хоровое повторение «Домашние животные приносят пользу»

Думают, отвечают на вопросы, поднимают руки.


Выходят к доске, подбирают соответствующую предметную картинку с изображением, отвечая на вопрос учителя: «Это корова. Корова дает молоко».

Подведение итогов. Рефлексия.

Подводит итоги урока, привлекая учащихся к дополнению предложений учителя.

- Сели красиво. Выпрямили спинки, смотрим на меня.

Итак, сегодня на уроке мы говорили о….?

Домашние животные живут……?

Мы запомнили таких домашних животных, как……..?

Мы узнали, как животные подают …..?

Отмечает, тех учеников, которые старались работать на уроке.

- Спасибо за работу.

Слушают учителя, выполняют его просьбу

-«домашних животных»,

-« во дворе», «рядом с человеком»,

-«свинья, кошка, собака, лошадь, корова»,

-«голос»












© 2010-2022