Интеграционные связи внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграционные связи внеурочной деятельности

Емельянова Е. А. (МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области [email protected]) Приоритетными задачами современного школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Особенность ФГОС второго поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующими новый стандарт. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также работать над накоплением опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, иными словами, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, которую детям необходимо запомнить и воспроизводить при выполнении типовых заданий, а становится организатором деятельности учащихся, консультантом, помощником, который создаёт условия для формирования у них осознанных знаний и умений, универсальных учебных действий. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в современной школе по-прежнему является урок, так как урочные занятия обеспечивают чёткое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Однако урок не всегда создаёт оптимальные условия для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей, их склонностей, устремлений, то есть для реализации приоритетных целей образования. Главной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является включение в базисный учебный план раздела «Внеурочная деятельность» в количестве 10 часов в неделю на каждый класс. Таким образом, внеурочная деятельность школьников становится неотъемлемой часть образовательного и воспитательного процесса в школе. Внеурочная деятельность по определению объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная работа понимается сегодня как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества. Внеурочная деятельность в начальной школе помогает решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; совершенствовать условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Таким образом, и в нашей школе в 2011 - 2012 учебном году была внедрена в образовательный процесс внеурочная деятельность в связи с переходом первого класса на ФГОС второго поколения. Цель внеурочной деятельности в соответствии с ООП НОО нашей школы состоит в создании условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, в воспитании и социализации духовно-нравственной личности. Задачи внеурочной деятельности начальной школы согласуются с задачами духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, а именно:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы универсальных учебных действий в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для практической реализации знаний, приобретённых в урочной деятельности;
  • развитие опыта неформального общения и сотрудничества, как с ровесниками, так и с взрослыми;
  • расширение рамок общения с социумом.
Существует известная всем идеальная модель организации внеурочной деятельности в классах с большой накопляемостью обучающихся. Однако в условиях нашей сельской школы пришлось разрабатывать и создавать свою модель. Как же это происходило? В период подготовки перехода школы на ФГОС второго поколения с родителями подготовительного класса были проведены разъяснительные беседы о цели, задачах, основных направлениях, формах и примерно возможных тематических аспектах, содержании внеурочной деятельности. Было проведено анкетирование родительской аудитории, на этой основе впоследствии уже и разрабатывались программы. Таким образом, в разработке оказались все предложенные направления внеурочной деятельности. Сложилось так, что вся учебная 10-часовая нагрузка по реализации программы внеурочной деятельности была предложена мне, учителю этого класса. Было много трудностей и не совсем ясных моментов по различным вопросам, касающихся не только общего представления о сущности внеурочной деятельности, но также её необходимости, планирования, конкретного содержания занятий, их роли в жизни ученика начальной школы. Для реализации направлений и выбранных форм внеурочной деятельности мною была разработана комплексная программа внеурочной деятельности. Программа была рассчитана на 340 часов (34 учебные недели по 10 часов) и предполагала, как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 часов в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками (походы, защиты проектов, экскурсии, соревнования, праздники и т.д.). В этих случаях возможно объединение класса с другими группами детей и проведение совместных мероприятий (например, с группой продлённого дня, с другими классами, с участниками клубных формирований при МКУК «Глебовский сельский Дом культуры» и др.). Программа состояла из пяти относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Основные направления программы:
  • спортивно-оздоровительное направление представлено «Часом игры» и клубом «Уроки здоровья»;
  • общекультурное направление - клубом «Детский театр»;
  • общеинтеллектуальное направление - факультативом «Родное слово» и творческим объединением «Мир в проектах»;
  • духовно-нравственное направление - клубом «Я - маленький патриот»;
  • социальное направление - мастерской «Умелые руки».
Для каждого направления и формы внеурочной деятельности мною были разработаны программы и каледарно-тематические планы, содержание которых базировалось на следующих принципах:
  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с педагогическими технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Так и начала свою жизнь внеурочная деятельность в моём классе. На первых порах, кроме методических трудностей в разработке занятий, были трудности физического и морального плана не только для первоклассников с формирующимся сознанием, волевыми усилиями, но и для меня, учителя, получившего огромную дополнительную нагрузку. Но по истечении определённого периода времени оказалось, что всё не так уже и сложно. Да и что может быть сложным, если по своей сути внеурочная деятельность не является абсолютно новым введением в педагогической теории и практике. Ведь, оказывается, она присутствовала в школе всегда. Разве мы не проводили с учениками экскурсии, викторины, не ходили в походы, не готовили поделки для того, чтобы поздравить мам, пап, бабушек и дедушек, не устраивали спортивные состязания, не разучивали с детьми различные игры, не проводили беседы духовно-нравственного, этического содержания, олимпиады по предметам, беседы по технике безопасности и о здоровом образе жизни? А различные утренники и праздники с их тщательной подготовкой? А подготовка и проведение конкурсов рисунков, поделок, художественной самодеятельности, чтецов? А разве когда-то школьники, особенно сельской школы, стояли в стороне от мероприятий, проводимых в социуме (например, сельским Домом культуры или библиотекой)? Таким образом, делаю вывод о том, что внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью деятельности общеобразовательного учреждения. По моему мнению, всё, что когда-то входило в функции внеклассной и воспитательной работы классного руководителя, может благополучно интегрироваться во внеурочной деятельности. Кроме того, с введением ФГОС второго поколения в учебные программы почти по всем предметам, начиная с первого класса, включена обязательная проектная деятельность. Родителям зачастую не совсем ясна сущность этого нововведения, а тем более конечный продукт проекта. Поэтому учителю приходится и здесь основной удар брать на себя. Но так как урок - это чётко ограниченный отрезок времени для того, чтобы организовать работу по подготовке проектов, то приходится задействовать часы, отведённые на внеурочную деятельность. Когда есть возможность организовать экскурсию по наблюдению за достопримечательностями родного края, или пронаблюдать за работой, например, библиотеки, познакомиться с разнообразием пословиц, поговорок, загадок русского народа и др.? Что же получается? Для того, чтобы организовать внеурочную деятельность, являющуюся неотъемлемой частью Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, необходимо разработать программу, в которой чётко спланировать цель, задачи, формируемые УУД, ожидаемые результаты, разработать план деятельности для их достижения. Но при этом учителю, который этим занимается, следует «начинку» для своей программы брать не из-за облачных далей, а просто в комплексе прогнозировать жизнедеятельность своего класса на предстоящий учебный год. При этом чётко представлять, в каком соотношении внеурочные занятия могут находиться между собой и с урочными занятиями в отношении того или иного рассматриваемого вопроса. А также учитывать, в какие временные рамки их разместить, и в какой последовательности следует их планировать. Как делаю это я? Приведу пример. Ежегодно в нашей школе в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, с планом воспитательной работы классного руководителя проводятся мероприятия, посвящённые замечательному празднику, Дню матери. Все классы принимают в этом участие. Как же нам в этом помогает внеурочная деятельность и урочные занятия? Так, на занятиях клуба «Уроки здоровья» в 3 классе рассматривается тема «Моя семья. Роль матери» (спортивно-оздоровительное направление), которая предполагает беседу, чтение литературных произведений по теме. На занятиях клуба «Я - маленький патриот» (духовно-нравственное направление) рассматривается вопрос «Родной дом и семья. Традиции семьи», где есть возможность также сделать акцент на роли женщины, матери, бабушки, провести творческую работу (портрет, сочинение и др.), в которой каждый из детей ещё раз убедится и подтвердит значимость женщины, мамы в семье. Далее, на занятиях мастерской «Умелые руки» (социальное направление) по теме «Вещи, создающие настроение праздника», ребята готовят пригласительные билеты и поздравительные открытки для мам. И в программе по русскому языку запланирован проект «Семья слов», работа над которым продолжается на занятиях творческого объединения «Мир в проектах» (общеинтеллектуальное направление). В этом проекте есть возможность предложить детям исследовать слова, которые можно включить в тематические группы «Моя семья», «День матери». На занятиях «Час игры» (спортивно-оздоровительное направление) разумно провести состязания и игры с участием мам. А вот уже на занятиях клуба «Детский театр» (общекультурное направление) дети готовят выступление на праздничное мероприятие, где будут представлены литературно-музыкальный монтаж и инсценировка сказки «Гуси-лебеди». Таким образом, к важному событию календаря приурочивается несколько занятий большинства направлений внеурочной деятельности одного класса. В сущности, образуются взаимосвязи внеурочной деятельности с урочной деятельностью и воспитательной работой. Я думаю, что спроецировать такой вариант несложно. Важно только при этом хорошо представлять, какие значимые даты есть в календаре, какие мероприятия запланированы общеобразовательным учреждением, продумать тематические блоки работы по различным направлениям внеурочной деятельности, конечный результат той или иной работы, соотнести их с возможностями детей своего класса и с программой урочных занятий по предметам. Но есть ещё одна, на мой взгляд, важная составляющая. А заключена она в том, что делом этим занимается один человек, учитель, который работает с детьми вверенного ему класса и точно знает, к какому результату он стремится и проводит работу в комплексе. Поэтому хотелось бы поделиться своим открытием с другими педагогами, учителями начальных классов, и сказать, что внеурочная деятельность - это не дополнительные нагрузки и обязательства для учителя, а необходимая составляющая в работе каждого из нас. Теперь мои учащиеся в 4 классе, и мы продолжаем заниматься по созданной модели. Опыт показывает, что в нашей сельской школе с малой накопляемостью не допустимы заорганизованность, монотонность, которые подавляют ученика. Поэтому для организации внеурочной деятельности я использую различные формы: экскурсии, круглые столы, олимпиады, конкурсы, конференции, диспуты, соревнования, занятия-исследования, общественно-полезные дела, КВНы, концерты, праздники, утренники, занятия с участием родителей. Программу составляю так, что часть занятий предназначена для проведения в аудитории, а часть вне аудитории (на улице, на стадионе, в школьном саду, в Доме культуры, экскурсии в магазин, в почтовое отделение, в библиотеку и т.д., практические творческие занятия). Самое главное, чтобы дети не уставали от занятий внеурочной деятельностью. Это исполнимо при органичном сочетании интересов и потребностей обучающихся с возможностями образовательного учреждения, с тем, что ненавязчиво предлагают им взрослые. Если педагог ориентирован на ребёнка, на учёт и развитие его интересов, тогда стираются и чёткие грани между учебной и внеучебной деятельностью, многие формы работы интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность, реализуемая в стенах школьного образовательного учреждения, является непосредственным продолжением учебной деятельности, так как направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Дети на внеурочных занятиях расширяют свой кругозор, углубляют знания по некоторым предметам, обучаются практическим умениям, реализуют свои творческие интересы. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только узнают важное и нужное, а, главное, учатся чувствовать, действовать, планировать, принимать решения.







© 2010-2022