«Жизнь и деятельность замечательных людей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноключинская средняя общеобразовательная школа»









Номинация: История моего сельского

населенного пункта



«Жизнь и деятельность

замечательных людей»










Выполнила: ученица 11 класса

Калимуллина Лилия

Руководитель: Клюева

Светлана Филипповна







2014 год


































Содержание


I. Введение …………………………………………………………………… 3

II.Основная часть ……………………………………………………………. 4

  1. Становление дачного поселка «Святой Ключ». Из жизни и

деятельности купцов Стахеевых

  1. Воспоминания внучки Василия Григорьевича и

Глафиры Федоровны, Анны Петровны Стахеевой………………………………………………………………….. 9

  1. Благотворительная деятельность Стахеевых…………………………. 14

III.Заключение ……………………………………………………………….. 16

IV.Список использованной литературы …………………………………… 17

V.Приложения ………………………………………………………………. 18
















ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


ЦЕЛЬ:

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому достоянию поселка.


ЗАДАЧИ:


  1. Познакомить с жизнью и деятельностью купцов Стахеевых, основателей поселения «Святой Ключ».
  2. Восстановить прерванную связь времен, возродить духовные ценности.
  3. Развить активность в изучении местных традиций.
  4. Воспитать чувство высокой ответственности за сохранение культуры и быта поселения «Святой Ключ».



ВВЕДЕНИЕ


Заглядывая вглубь истории нашего поселения, мы невольно сталкиваемся с жизнью и деятельностью елабужских купцов Стахеевых, а именно, с именами Василия Григорьевича и Ивана Григорьевича, которые в 1882 году, облюбовав этот прекрасный уголок природы, покупают его у оренбургского генерал-губернатора Н.Крыжановского и разворачивают здесь строительство своих роскошных теремов. В источниках раннего периода нет упоминаний о существовании на этом месте населенного пункта. Но близлежащий лес с его дубовыми и сосновыми рощами использовался еще Петром I для кораблестроения. Знаменитый русский писатель А.Н. Радищев, возвращаясь в 1797 году из сибирской ссылки, проездом посетил вначале Елабужское «Чертово городище» и детально описал его, затем проплыл на плоту вниз по Каме несколько верст, чтобы попасть на Святой Ключ, находящийся в лесу, в середине горы и также обстоятельно осмотрев его, дал такое описание: «Ключ изобилен водою, которая скопляется в бассейне (в виде ямы), обложенном известковым камнем. Возле него стоит часовня, а из ямы сделан проток гребнем три вершка глубиной, по которому вода стекает в Каму. Вода весьма чистая, вкусная, по ключу растет кресс и другие ключевые травы». Славу «святого» ключа разносили по всему свету богомольцы «бурлаки, потому что с давних пор бытует сказ о том, что один иноверец обнаружил здесь в роднике икону Святителя Николая Чудотворца, и с этого времени родник стал называться «Святым». (Приложение №1). Святой Ключ вместе с часовней был приписан к Соболековскому приказу Пророко-Ильинской церкви. Соболековский священник имел право ежегодно служить молебен у часовни. Сюда стекались верующие на молебен из сел и деревень всего округа. Выезжал сюда на богослужение Иоанн Кронштадтский, прославленный святой, праведник, духовный наставник царской фамилии.

Становление дачного поселка «Святой Ключ»

Из жизни и деятельности купцов Стахеевых


Красивая возвышенная местность, прекрасные природные условия - на все это обратили внимание купцы Стахеевы, проплывая по реке Каме на своем пароходе и в 1882 году, купив этот участок земли, разворачивают на нем строительство. (Приложение №2).

С первых же дней Стахеевы начинают сооружать роскошную дачу с домами городского типа. Среди построек особенно выделялся размерами и красотой деревянный двухэтажный дом площадью 750 кв. м. С котельной в подвальном помещении, с изящными балконами. В доме было 20 комнат (некоторые с паркетными полами), и все с большими светлыми окнами, обшитые снаружи резными наличниками. Над крышей терема красовалась обзорная площадка с видом на Каму. Дом был розовой окраски с белой отделкой, с мезонином, с террасами. У дома сооружен двухэтажный кирпичный пристрой. На первом этаже пристроя размещались прачечная, кладовая, кухня; на втором жила прислуга. Дом был построен Иваном Григорьевичем Стахеевым, затем принадлежал его сыну Николаю Ивановичу. После революции в этом здании находился детский дом, эвакуированный из Петрограда; но недолго. С 1925 года здесь расположился дом отдыха. Перед домом были сооружены два бассейна с фонтанами и струями, в том числе и бассейн с фигурой Черномора. Не меньшую красоту представлял и дом Григория Васильевича Стахеева - светло-коричневый с белой, как кружева резьбой, двухэтажный с мезонином и террасами. (Приложение №3). Вокруг дома масса других построек: флигель, дом для прислуги, баня, погреб. На заднем дворе - конюшни, птичники, стойло для коров, баня для прислуги, дом для кучера и садовника, козлятник, оранжереи. При доме были площадки для детей, качели, горки, крокет, гамаки, песочные ящики для детских игр, велосипеды. К Каме спускалась великолепная лестница. Оборудована купальня, служившая зимой катком. Всего на Святом Ключе насчитывалось около 10 дач наследников Ивана Григорьевича и Василия Григорьевича. Все они изящно разукрашивались резьбой, имели различную наружную окраску (розовую, светло-коричневую, салатную, стальную). Территория была полностью покрыта красивыми ковровыми и клумбовыми цветниками. На даче Василия Григорьевича и Глафиры Федоровны находились уникальные постройки - Эйфелева башня и Грот, за которые садовник А. Лазарев получил бронзовую и серебряную медали от Московского общества любителей садоводства. Грот был сделан из мелких камешков. По скату вода поступала к фонтану и в бассейн. Из камней были высечены змеи, в пасти которых горели красные лампочки. Вокруг бассейна росли розы, жасмин, другие летние цветы и папоротник. Дорожки посыпаны песком. Далее шел фруктовый сад, где росли яблони, вишня, малина и даже ананасы и каштаны. Эйфелева башня была 3-этажная с высоким куполом, деревянная. Первый этаж был пологий, со всех четырех сторон устлан ковровыми цветами, изображавшими портреты людей. Остальная часть башни до самого верха засажена ковровыми цветами на земле, крепленой проволокой. Башня была убрана в 1915 году. Богато отделано и обставлено мебелью было здание изнутри. Парадное крыльцо обычно делали под мрамор, по бокам стояли цветы в банках. По инициативе Федора Васильевича (сына Василия Григорьевича и Глафиры Федоровны) при его техническом содействии были электрифицированы все дачи Святого Ключа. Именно он, будучи инженером-механиком, осветил Елабугу в числе первых 10 городов России.

Дома обеспечиваются водопроводом, местной канализацией, водяным отоплением, телефоном. Расчищается и благоустраивается ближний лес. Завозятся семена и саженцы культурных пород деревьев и кустарников, порой очень редких для наших краев: кедр, туя, пихта, голубая ель, ореховое дерево, пробковое дерево, спирея, сирень нескольких сортов (венгерская, красная, белая персидская) и другие. Закладывается несколько делянок сосновых и еловых рощ, в том числе в 1905 году рощи вдоль дороги к нынешнему Нижнекамску. В саду были неведомые в нашей местности сорта плодовых и декоративных растений, которые завозились из Крыма, Кавказа и даже из-за границы. В оранжереях было более ста сортов различных цветов, великолепные разновозрастные пальмы. Три теплицы укомплектованы исключительно редкостными южными растениями и кустарниками, остальные 8 теплиц - цветочными растениями. Так, только у Глафиры Федоровны было 3 теплицы. В одной из теплиц выращивали редиску, лук, огурцы к Рождеству. В другой - викторию к Пасхе. В третьей теплице - три отделения. В первом росли душистые персики, которые цвели в феврале и поспевали в августе. Во втором и третьем - тропические растения: пальмы разных пород и размеров, лавры и другие. Зайдя в эту теплицу зимой, человек чувствовал себя как в южных тропиках. В грунтовом сарае росла желтая и бордовая черешня. Не менее разнообразны по содержанию и формам (ковровые, ленточные клумбы) были и летние цветники, окружающие дачи. На дачах содержали специалистов-садовников. Для организации и управления всем хозяйством держали двух управляющих. На склоне горы, спускающейся к Каме, в один ряд сооружается около 12 бассейнов правильной прямоугольной формы - 4-5 м. в длину, по одному метру в ширину и глубину. Их обкладывали чистым известковым камнем, туда собиралась чистая, как слезинка, вода множества родников склона.

Уделяя большое внимание созданию крупной культурной дачи, Стахеевы свои великолепные дома окружают садами, оранжереями, террасами, верандами и расписными беседками; бассейнами и фонтанами со струями (Приложение №4), игровыми сооружениями для взрослых и детей (например, бархатные качели). До сих пор сохранились два дерева, на которых имеются отметины в виде двух больших колец, на которые крепились бархатные качели. Когда-то деревья были маленькими, и дети купцов Стахеевых свободно могли забираться на эти качели. А сейчас деревья стали большими и, чтобы посмотреть на кольца, нужно высоко поднимать голову. Стахеевы сооружают на Святом Ключе несколько мельниц, из которых самой крупной была крупообдирочная - «Крупянка», принадлежащая трём братьям: Григорию Ивановичу, Николаю Ивановичу и Ивану Ивановичу. На горе до 2003 года стоял двухэтажный дом с каменным низом и деревянным верхом, в котором размещалась контора и жили служащие. Главным занятием здешнего населения было сельское хозяйство с отраслями: полеводство (сеяли рожь, пшеницу, овёс, просо, гречиху, полбу), скотоводство (разводили лошадей, коров, овец и свиней), садоводство, пчеловодство, огородничество. Продукты полеводства частично являлись и продуктами сбыта. Ежедневно от Святого Ключа в Елабугу отправлялся катер Глафиры Фёдоровны, выполняя хозяйственные дела и доставляя корреспонденцию. Таким образом, стахеевское хозяйство в то время было большей частью дачным местом и особого промышленного направления не имело. Купцы Стахеевы каждую неделю выплачивали деньги тем, кто трудился на их даче или в сельском хозяйстве. Детям рабочих выдавали помощь либо одеждой, либо деньгами. А по праздникам обязательно выдавали деньги малоимущим. Не забывая о религии, Стахеевы строят деревянную церковь. Сначала небольшую - около родника и часовни, а затем более просторную с небольшой колокольней. В церкви было две части и алтарь. Все это говорит о большой, меценатской деятельности купцов Стахеевых. В течение многих лет они строили церкви, монастыри, школы, дома престарелых, приюты, больницы, особенно в Елабуге. Благодаря Стахеевым, на Святом Ключе побывала чудотворная икона «Спас нерукотворный», которая была привезена сюда на их пароходе. Чтобы поклониться чудодейственной иконе люди прибывали сюда из Уфимской, Казанской, Вятской, Самарской губернии. Магометане и даже язычники, люди неславянской расы, а также местное духовенство, и поющий хор встречали икону на пристани. На Святом Ключе церковь была действующей вплоть до самых грозных событий 1917 года.

Русский путешественник Андрей Фирсов в своих путевых записках вот так охарактеризовал и дал обстоятельное описание берега реки Камы: «Кама сделала крупную излучину. По высокому берегу, покато спускающемуся к воде, на много верст растянулся великолепный столетний лес. Среди леса, на расчищенных полянах, стоят два красивых дома и целый ряд хозяйственных построек. По лесу во всех направлениях разбиты широкие аллеи, освященные, как и все здания, электричеством. На берегу видны керосиновые склады, паровая мельница, хлебные амбары. На склоне горы какой-то отшельник в давние времена выкопал пещеру, в какую можно проникнуть лишь ползком. Здесь он в целом камне выдолбил глубокий бассейн и пустил в него прозрачную как кристалл воду «святого ключа», бегущего сверху горы. Из бассейна вода стекает в Каму. Над пещерою устроена часовня, хорошо видимая с палубы парохода. Святой Ключ громадное в высокой степени благоустроенное имение, принадлежащее купцам Стахеевым, имя которых известно всему камскому краю». (Приложение №5). После Великой Октябрьской революции многочисленная династия купцов Стахеевых оказалась разбросанной по всему миру - от Австралии до Америки, и почти утратила историческую память о своих предках. В Елабугу в 2003 году на международную конференцию и на открытие памятника Дмитрию Стахееву (писателю) приезжали потомки елабужских купцов, проживающие в Лондоне, и тогда они посетили нашу местность Святой Ключ (ныне Красный Ключ). С ними встретился бывший учитель истории Красноключинской школы, краевед Андрианов Г.В. он не только провел беседу с ними, но и попросил воспоминание о семье. Лондонские гости откликнулись на его просьбу и прислали ему по почте, очень интересные воспоминания внучки Василия Григорьевича и Глафиры Федоровны Стахеевых. Воспоминание написала Анна Григорьевна Стахеева, а прислала их её дочь Кати, которая проживает в Англии. Публикацию воспоминаний мы решили включить в нашу исследовательскую работу, потому что многие этапы жизни этих замечательных людей связаны с нашей местностью.

Воспоминания внучки Василия Григорьевича и Глафиры Федоровны,

Анны Петровны Стахеевой
Из воспоминаний Анны Петровны Стахеевой (внучки Василия Григорьевича Стахеева). (Приложение №6). Святой Ключ находился в Уфимской губернии на левом берегу реки Камы.

Где бы мы ни проводили зиму, в Москве, Биарритце мы всегда проводили летние месяцы май, июнь, июль и август на нашем любимом Святом Ключе.

Ночь пути на поезде из Москвы до Нижнего Новгорода, где нас встречали кареты и везли на пристань к камским пароходам «Каменский» и «Людимовский» - пассажирские колесные пароходы. Мой отец всегда выбирал одного из своих любимых капитанов и пароход, обычно «Санкт-Петербург». Пароходы были комфортабельными, кормили вкусно. В салоне для нас всегда оставляли столик в углу, и у каждого в сумочке был свой чай и сахар. Мы сразу же отправились в 48-часовой путь по Волге до Казани и дальше по Каме. Няни распаковывали наши дорожные подушки, стеганные китайским шелком, простыни и красные шотландские пледы. В каждой каюте были две кровати и умывальник в углу. Няня прикалывала булавками простыни к стене, чтобы мы не касались голых стен. Мы распаковывали свои походные ранцы и выставляли на стол к окну наши маленькие сокровища. Мы, старшие, только что сдали годовые экзамены, чувствовали себя свободными и могли просто играть или читать свои любимые книги, гулять по палубе и смотреть, как проплывают пейзажи по берегам. В мае пароход плыл среди затопленных лесов. С наступлением темноты пели соловьи. В местах, где мы остановились, девочки - крестьянки продавали большие букеты ландышей. Рано утром, на третий день, сразу после восхода, когда пароход проплывал последний изгиб на Каме, вдали появлялся Святой Ключ, на холме справа, покрытым лесом, из-за деревьев выглядывали крыши многочисленных домов. Чуть позднее раздавался длинный гудок, и мы подплываем к нашей пристани. Наш дом стоял на вершине горы, окнами на восток к встающему над Камой солнцу, лугам на противоположном берегу, к тянущимся до горизонта горам. От вершины горы до самого берега реки росли деревья - дубы, клены, липы. Для обзора была вырублена большая аллея, которая очищалась каждый год. Пароходы подавали гудки, проплывая мимо, в ответ выключался свет в доме. Из наших окон, балконов, террас открывался красивый вид на Каму, остров, петляющую реку, бескрайние луга, горы вдали. Весной Кама от талого снега и льда поднималась и выходила из берегов и затопляла луга, разливаясь до горизонта, словно море. Позднее летом вода входила в свое русло. Сенокос, поющие женские голоса над водой, ночные костры в лугах. Стахеевы любили Святой Ключ. Здесь они строили дома. В лесу было много места для домов, садов и парков. Мой отец построил наш дом в начале века, вскоре после женитьбы. Дом был срублен из дерева, светло-кремовая липа в спальнях, орех и дуб в гостиных. Перед домом и сзади были большие террасы с шторами кремового цвета и с красным обрамлением. Дом был увит плющом и шрабом, ягоды, которые осенью становились красными. Дом был окружен большим садом, под окнами были клумбы резеды - любимого цветка моего отца, ирисы, пионы, всюду розы, сирень, японская вишня, голубые ели. За сосновой аллеей, посаженной моим дедушкой (Василием Григорьевичем Стахеевым) в прошлом веке, сад с огромными тенистыми деревьями и ландышами, растущими весной под деревьями. Имелась площадка для игры в крокет, теннисный корт, песочницы для малышей, качели для детей и взрослых, трапезная. Были ещё ягодные сады, теплицы, парники, огород, стойла, баня, прачечные, дома и дворы садовника и прислуги. Для выращивания цветов, растений, деревьев из семян или саженцев, которые присылались со всей Европы, и заказывались по многочисленным каталогам, у мамы был питомник. Она любила розы. Их было тысячи в садах, и некоторые были привезены из Англии, как, например «Леди Мэри Фитцвильям» - большая чайная роза. Была и белая, кажется, «Невеста», и «Дэйли Мэйл 1914 года - Роза Мира». Первый раз мы видели, как она цветет бледно-оранжевым цветом. Из-за зимних холодов и морозов, осенью большую часть роз выкапывали и хранили в теплицах, а весной высаживали. В садах моей бабушки Глафиры Фёдоровны Стахеевой в теплицах под толстым стеклом росли черешня, персики, абрикосы. Мама следовала всем модным режимам и системам. Служанка будила нас в 5 утра, и мы выпивали по стакану парного молока, прямо от коровы. Перед полдником мы должны были выпивать по стакану морковного, свекольного и редисочного сока, а перед ужином - йогурт - по режиму профессора Мечникова. К одиннадцати подавались блюда с земляникой, которую деревенские девушки собирали в лесу каждый день, или подавался черный ржаной хлеб с солью и рубленным зелёным луком. Нам очень хотелось сыра, но считалось, что детям его есть не следует. После еды мы должны были ополаскивать рот разбавленной водкой, а затем на спине лежать на полу, в то время как мисс Клэр читала нам. Последние годы перед Революцией у нас было довольно большое хозяйство. Английская гувернантка, учитель английского языка, учитель музыки из Москвы и учитель русского для младших детей. Жизнь в Святом Ключе была очень насыщенной. По утрам - чтение, французский, английский, русский. Каждый день писали диктанты, проводились уроки рисования и музыки. Ежедневно доставлялась почта, из Москвы и Санкт-Петербурга. На катере «Волна» привозили её сюда за семнадцать верст из Елабуги. Помимо русских газет из Москвы и Санкт-Петербурга (среди них я помню такие, как «Русские Ведомости» и «Новое Время»), наши родители получали «Татлер», «Иллюстрированные Лондонские Новости», «Стренд», «Ля Ревю Де Монд», несколько французских журналов моды и шитья, «Ниву», «Столицу» и «Усадьбу». Чтобы формировать наш вкус и любовь к прекрасному с детских лет, кроме кукол и игрушек, на именины, дни рождения, Рождество мама дарила нам маленькие безделушки, Галльские вазочки, фигурки из Дрезденского фарфора, фигурки животных из Копенгагена. У каждого из нас был свой стеклянный шкаф, где мы выстраивали наши сокровища, а позднее, когда мы стали старше, всегда получали в подарок издания русских, французских и английских авторов. В округе Святого Ключа бывали ужасные грозы, иногда две одновременно. На доме было два громоотвода, и в них каждый раз попадали молнии. Мой отец любил наблюдать грозы над Камой с балкона своего кабинета. В жаркие дни мы ходили купаться в купальню на Каме, которая стояла на якоре с небольшим мостиком и двумя бассейнами, мелким для детей и глубоким для взрослых. Иногда по вечерам вместо купания нас брали кататься на паре лошадей, запряженных в долгушу - длинную карету, больше похожую на ирландскую повозку в которой мы сидели спиной к спине, чтобы вместились все пятеро детей, мисс Клэр и Фелиция. Мы ехали через лес, по полям, затем к берегу Камы до красивой дубовой рощи, в которой вдоль дороги росли ирисы, или ехали на хутор посмотреть, как кормят и поят животных и птицу. Иногда ходили на ночную рыбалку. Нас, старших девочек и наших двоюродных братьев, устраивали в палатке на берегу реки и мы смотрели, как в мерцающем свете большого костра мужчины ходят с бреднем, а потом варят уху на костре. В Святом Ключе мама одевалась в белое, укладывала свои длинные красивые волосы вокруг головы, часто носила розу, прикрепленную к блузке, в ушах и на шее носила розовые кораллы. Папа носил костюмы из бежевого китайского шелка, который по-русски назывался «Чесуча». Мы, старшие девочки, часто носили русские сарафаны или вышитые крестиком блузы и передники, двое наших мальчиков носили русские косоворотки - рубашки, которые застегивались на шее сбоку. Некоторые из их моряцких костюмов были из Англии - армейских и флотских магазинов, модели Плимут. По воскресеньям и большим праздникам мы обычно ездили в церковь.

Мама стремилась развить в нас чувство долга в отношении обделенных детей, но не пользуясь нашим преимуществом. Моя старшая сестра и я, когда мы достигли подросткового возраста, летом занимались французским с дочерьми главного садовника и конюха. Это помогало им в учебе в средней школе, так как каждый ребенок прислуги или любой член семьи Стахеевых, если был в состоянии и хотел, получал среднее, высшее или техническое образование за счет семьи. Была беседка с садовыми креслами и круглым столом. Нам нравилось бывать там, глядеть на реку, и как по ней проплывают пароходы. Отсюда вечером на закате можно было увидеть, как на палубе на молитвенных ковриках молятся татары-магометане, кланяясь на Мекку. На Святом Ключе была замечательно чистая вода, которая бурля сбегала по склону горы в колоду. Над колодой среди берез была построена небольшая шестиугольная часовенка с опоясывавшим её балконом. В часовне находилась икона Святого Николая Чудотворца. Летом, с проходящих пароходов, барж, плотов посылали людей в шлюпках набрать этой ключевой воды. Обычно они кидали монетки в колоду и один раз в год за пять верст из села Соболеково приходили люди, чтобы их собрать. Много лет назад наши друзья, которым было разрешено совершить поездку по Каме, сказали, что даже сейчас пароходы и баржи останавливаются на «Красном Ключе», как он теперь называется, берут воду и осенью покупают яблоки из этих садов. Со времен Революции Святой Ключ являлся летним домом отдыха для работников речного пароходства. Нашим друзьям рассказали, что последний большой дом, дом моей бабушки, сгорел в 1966 году. Но в имении, должно быть, остались многочисленные пристройки и дома. Церковь в Святом Ключе была построена Ольгой Адриановой Стахеевой, вдовой нашего двоюродного дедушки Ивана Григорьевича. 8 июля был днем хранителя Святоключинской церкви - Девы Марии Казанской. Икона Девы Марии Казанской прибыла из Елабуги на барже под навесом, покрытая цветами, в сопровождении священников и монахинь. Баржу из Елабуги привел наш катер «Волна». При приближении к Святому Ключу, пушка на барже произвела три выстрела. Сопровождающие икону люди сошли на берег и были встречены священниками, образовав процессию, пошли все от дома к дому, в каждом служили службу, и в каждом доме подавалась еда. Вся семья с подворьем встречала процессию у центральных ворот, и низко кланяясь под высоко поднятой над нашими головами иконой, прошли в дом. Толпы людей из разных губерний и деревень прибыли в тот день в Святой Ключ, чтобы встретить святую икону и помолиться ей. В Святом Ключе по склону горы были пещеры, где, как говорили, в давние времена жили отшельники. Мой отец и его братья, когда были мальчишками, попытались проникнуть в них, но камни и земля давно перекрыли входы. А в садах нашего двоюродного дедушки Ивана Григорьевича Стахеева была пещера, захоронение татарина - магометанина, святого старца. Наш двоюродный дедушка реставрировал пещеру, и многие татары приходили и поклонялись захоронению. Крестьяне нашего отца любили. По воскресеньям после церкви он обычно сидел на скамейке в сосновой аллее, и крестьяне приходили поговорить с ним о своих проблемах и попросить помощи - умерла корова, сгорела изба, захромала лошадь. Все они получали помощь и совет. Благодаря этой любви к крестьянам, к магометанам, они защитили нас от большевиков, приносили еду, когда у нас отобрали большой дом, сады и огороды. Они спрятали нас, когда нам пришлось бежать из Святого Ключа. Папа ненавидел показное милосердие, и считал, что оно должно быть анонимным. Я хорошо помню его слова, когда мисс Клэр, которая была снобом, не разрешала нам играть с некоторыми детьми. Он спросил нас, были ли они злыми, грубыми, а если они были хорошими и добрыми - это было главным, а богатые или бедные не имеет значения. И мой брат помнит свой урок. Папа, услышав, что тот нагрубил слуге, сказал ему: «Ты можешь быть груб с равными, но не с тем, кто не может тебе ответить». Мы никогда не видели нашего дедушку Василия Григорьевича Стахеева. Он умер 23 июня 1896 года в Елабуге. Его все любили, и на похоронах был весь город. За свою жизнь он построил много церквей в неславянских деревнях Мензелинского уезда Уфимской губернии. В память о нем моя бабушка Глафира Фёдоровна Стахеева в 1898 году заложила фундамент Епархиального училища для дочерей священнослужителей вятского региона. В сентябре 1908 года был первый 10-летний юбилей училища. Наша бабушка, Глафира Фёдоровна, жила на Святом Ключе в основном одна, так как у нас был свой дом. Старый дворецкий Глафиры Фёдоровны был примечательной личностью. Когда работа заканчивалась, он ставил вокруг кипящего самовара двенадцать чашек и садился поздно ночью пить чай, каждый раз из свежей чашки. У неё был замечательный садовник, который слыл художником в своём деле. Каждый год он создавал новые картины в её цветнике, «ковровые растения», как они назывались. В 1913 году на празднование трехсотлетия дома Романовых, садовник сложил из цветочных растений портреты императора и императрицы. Бабушка Глаша, как, мы называли её, была очень религиозна. Находясь в Елабуге она каждое утро ездила в маленьком купе (на два места, как кареты для фрейлин в Букингемском дворце) на утреннюю службу в 7 утра. Она держала строгий пост, без мяса, яиц, молока или масла, три раза в неделю и неделями во время Великого Поста перед Рождеством, Пасхой, днем Святого Петра и Святого Павла, Успением. Но шеф-повар готовил прекрасные блюда из рыбы, грибов, овощей, икры и тому подобное. Вместо сметаны к чаю во время Поста делали миндальный сок. Её маленькая спальня в большом доме была как монашеская келья с железной кроватью, всегда горевшим киотом с лампадой, многочисленными иконами и фотографиями нашего дедушки на смертном одре. Наша бабушка была большой почитательницей Отца Иоанна Кронштадтского и посещала его почти каждый год, останавливаясь в Санкт-Петербурге или у своего старшего сына Василия в Царском Селе. Летом 1908 года Отец Иоанн приехал в Святой Ключ, и один из наших пароходов забрал его из монастыря, в котором он остановился. Нас взяли к нему для благословения. Тогда мне было семь лет и я вижу его сидящим посередине большого стола, точно так же, как на картине «Тайная Вечеря» Леонардо Да Винчи в Милане. Несколько раз летом приезжал епископ Казанский, Андрей, князь Ухтомский (который позднее после Революции вел героическую деятельность в подпольной церкви). Моя бабушка обычно приводила его к нам на чай. Нас учили целовать его руку и вести себя хорошо. Епископы Уфимский, Вятский, Сарапульский тоже посещали ее, так как относились к ней с огромным почтением. Как помню, она была высокая, стройная, всегда одевалась в темное, если не черное, с черным кружевным шарфом, приколотым к волосам. Летом она носила длинные платья типа болеро с высокой горловиной, ботиночки на пуговицах с желтым верхом и на высоких каблуках. Будучи воспитанной в казанском институте Святой Марии для девиц, она держалась очень прямо, никогда не откидывалась на спинку стула. После смерти нашего дедушки Василия, она никогда не носила драгоценности, а передала их церкви для отделки иконных риз.

Благотворительная деятельность Стахеевых
Бабушка много занималась благотворительностью. Но больше всего её занимало основанное ею женское епархиальное училище для дочерей священнослужителей Вятской губернии. Многие годы она находила время и деньги для своего училища: новогодняя елка и подарки для всех девочек; фрукты и десерты из своих садов. Когда мы, старшие сестры, стали взрослее, каждую весну бабушка брала нас, одетых в белое с большими белыми бантами, вплетенными в длинные волосы, на нашем катере «Волна» в Елабугу на празднование окончания учебного года и на вручение подарков и дипломов. Строительство обошлось ей в 400 тысяч рублей. Император за благотворительную деятельность наградил её золотой медалью на Андреевской ленте. Она в последнее время жила и умерла в Елабуге в доме престарелых. Советский поэт Евтушенко, с которым я встретилась на одном из приемов несколько лет назад, рассказал, что бабушку Глафиру Фёдоровну все ещё помнят и с её именем связано много легенд. Училище сейчас является педагогическим институтом, и хотя он называется по-другому, он до сих пор известен как «Стахеевское училище». Стахеевы из года в год в течение сорока лет отдавали по миллиону рублей на благотворительные дела. Это же совершенно потрясающая цифра! Особенно если учесть, что овца тогда стоила полтора рубля, а корова - десять-двенадцать. В 1901 году осенью Иван Григорьевич Стахеев закупил, как всегда, очень много хлеба, который традиционно отправил на баржах в Рыбинск. Хлеб был закуплен по сорок копеек за пуд. На следующий год засуха привела к неурожаю и страшному голоду по всему Прикамью и Поволжью: вот бы где нажиться! Но он даёт команду загрузить и вернуть баржи на Каму. Их расставляют в Чистополе, Соколках, Елабуге, Набережных Челнах и продают хлеб за пуд по пятьдесят копеек (по два пуда на руки), хотя он к этому времени стоит более рубля. Тысячи и тысячи человеческих жизней были спасены Иваном Григорьевичем, причем без всякой шумихи, рекламы и наград. Делалось обычное, в стахеевском понятии, дело. А то, что себе в убыток, так это не беда. Меценатская и благотворительная деятельность Стахеевых чрезвычайно велика, она ни чуть не ниже, чем аналогическая деятельность самых выдающихся династий России: Третьяковых, Щукиных, Морозовых, Мамонтовых. Значительная часть капиталов, имеющихся у Стахеевых во время революции ушла за границу. Октябрьская революция навсегда отлучила от благодатных лесных угодий купцов Стахеевых, национализировав их состояние. После подписания Декрета Совнаркома РСФСР об образовании домов отдыха, сюда, на бывшую дачу Святой Ключ, в мае 1925 года приехали первые отдыхающие. Дом отдыха стал называться «Красный Ключ».















Заключение


Заглядывая в страницы прошлого, мы до сих пор не перестаем восхищаться нашим местечком, обоснованным в начале ХХ века. Ведь благодаря неустанной деятельности Стахеевых, мы сегодня вправе гордиться нашим поселком. Сейчас это уже Красный Ключ - красивейший уголок природы России, вызывающий восторг у посетителей и гордость его жителей. Неслучайно не обходят описанием местечко Святой Ключ посетившие его писатели А. Радищев и Е. Пермяк, путешественники А. Фирсов и А. Городков, художник И. Шишкин. Богата и вековая история поселка: дача знаменитых купцов Стахеевых «Святой Ключ». Все это привлекает внимание и вызывает глубокий интерес у краеведов, любителей истории. Конечно очень жаль, что практически ничего не осталось от прежней жизни, прекрасные терема купцов Стахеевых сгорели или были разрушены во время революции. Но время не стирает грань между прошлым и будущим, ведь у нас есть достоверный богатейший материал из жизни и деятельности Стахеевых, первооснователей прекрасного, любимого нами поселения. (Приложение №7).


















Список использованной литературы



  1. Г.В. Андрианов. От Святого до Красного Ключа. Нижнекамск, 2001 г.
  2. Н. Валеев. Елабуга и Стахеевы. Набережные Челны, 1990 г.
  3. Из жизни и деятельности купцов Стахеевых (воспоминания А.П. Стахеевой).
  4. И.И. Шишкин. История города Елабуги с древнейших времен. Елабуга, 1901 г.
  5. Воспоминания старожилов поселка.















Приложения

Приложение №1

«Жизнь и деятельность замечательных людей»



















Место, где обнаружена икона Святителя Николая Чудотворца

Приложение №2


«Жизнь и деятельность замечательных людей»


Дача Ивана Григорьевича Стахеева,

где после революции располагался Дом отдыха

П«Жизнь и деятельность замечательных людей»риложение №3


Дача Василия Григорьевича Стахеева,

где после революции располагалась школа


Приложение №4

«Жизнь и деятельность замечательных людей»


















Фонтан «Девочка с чашей», построенный купцами Стахеевыми

Приложение №5

«Жизнь и деятельность замечательных людей»




















Картина И.И. Шишкина «Святой Ключ». 1886 г.

П«Жизнь и деятельность замечательных людей»риложение №6


Василий Григорьевич и Глафира Федоровна Стахеевы.

Приложение №7

«Жизнь и деятельность замечательных людей»

Единственный уцелевший дом,

принадлежащий купцам Стахеевым


2


© 2010-2022