Технология «Формирование потребности в здоровом образе жизни у субъектов воспитательного процесса»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология «Формирование потребности в здоровом образе жизни у субъектов воспитательного процесса»

Целевые установки Создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и социально- психологического здоровья учащихся и педагогов. Технология основана на принципах:

  • Принятия ребенка как безусловной ценности.
  • Приоритета сохранения и укрепления физического здоровья школьника при организации образовательной среды.
  • Здоровой нравственной среды образовательного учреждения как основополагающего условия сохранения социально-психологического здоровья.

Технология направлена на: внедрение современных подходов к созданию комфортности образовательной среды на основе обеспечения психолого-педагогической поддержки учащихся и педагогов с учетом личностного потенциала и состояния здоровья.
Это обеспечит:
  • реальные условия, благоприятно воздействующие на здоровье всех участников образовательного процесса;
  • сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья педагогов и учащихся;
  • положительную динамику удовлетворённости учащихся, их родителей и педагогов школьной жизнью.

Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в оздоровлении детей и подростков отводится средствам физического воспитания, которые смогут и должны сделать образовательный процесс «здоровьесберегающим». Включение третьего часа физической культуры в школьный учебный план позволяет обеспечить нормативно-требуемую организацию двигательного режима школьников. Необходимо организовать физкультурно-оздоровительную работу на всех ступенях обучения. Для этого должны быть обеспечены:
  • полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
  • организация динамических пауз в начальной школе;
  • организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организация спортивных секций по интересам учащихся и создание условий для их работы.

Физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима школьников, обеспечивает физическое развитие, повышение двигательной активности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а соответственно, средством формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников. Просветительско-воспитательная работа с учащимися направляется на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в учебных и вне учебных формах занятий по физическому воспитанию, представляя собой систему мероприятий:
  • включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • консультации, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.

Основные задачи:
  • Снижение уровня заболеваемости учащихся (нарушение осанки, сколиоз, нарушение зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта).
  • Формирование у педагогов, учащихся навыков здорового образа жизни.
  • Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
  • Соблюдение валеологических требований на занятиях.

Объекты технологии:
  • учащиеся школы;
  • семьи учащихся;
  • педагогический коллектив, медицинские работники школы, работники столовой;
  • общественные организации.

Содержание технологии:
  • медицинский мониторинг здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся отклонений;
  • организация здорового образа жизни, режима учебного труда и отдыха в образовательном учреждении;
  • профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;
  • решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
  • ориентация инновационной деятельности школы на важнейший критерий эффективности учебного процесса - улучшение физического психического, нравственного и социального здоровья детей;
  • разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;
  • повышение квалификации педагогических кадров по вопросам здоровьесохраняющих технологий;
  • активное привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей к школе;
  • работа с родителями путем проведения различных форм обучения: лекции, консультативные приёмы по вопросам оздоровления детей и профилактике формирования хронической патологии;
  • работа с педагогическим коллективом школы по проблемам физического и социального здоровья учащихся с целью выработки положительной мотивации к участию в создании оздоровительной среды в школе;
  • изменение психологического стереотипа учителя, что школа является только образовательным пространством для ребенка;
  • активное использование в работе учителя развивающих и оздоравливающих методик (приёмов), направленных на дифференцированный подход в обучении детей с ослабленным здоровьем;
  • работа с учащимися путём проведения бесед, лекций, тренингов, создание условий для активного участия их в создании оздоровительного пространства в школе;
  • создание среды, формирующей у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и пропагандирующей здоровый образ жизни;
  • материально-техническое обеспечение образовательного учреждения;
  • диагностика, коррекция и развитие физического состояния учащихся;
  • организация рационального питания;
  • формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (беседы врачей-специалистов);
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминуток, подвижные перемены);
  • Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Методы работы:
  • медицинские методы (профилактика отклонений со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата, работа с часто болеющими детьми, витаминизация);
  • психологические методы (формирование нравственного и социального здоровья, уроки смены деятельности, уроки развития);
  • педагогические методы («уроки здоровья», тематические сочинения, конкурсы, спортивные соревнования, семинары для родителей и учителей).

Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей:
  • определение структуры отклонений физического, психического и социального здоровья учащихся;
  • внедрение в образовательную среду школы элементов, способствующих повышению уровня здоровья детей, обеспечив при этом дифференцированный подход в соответствии с возрастной проблематикой;
  • определение содержания педагогического процесса в школе, способствующего формированию здорового образа жизни;
  • создание программно-методического обеспечения педагогического процесса в школе, соответствующего современным требованиям дидактики и возрастной психологии детей;
  • создание информационно-методического блока по вопросам формирования здорового образа жизни для родителей, педагогов, учащихся.

Основные принципы технологии:
  • принцип использования - данная программа может применяться в данном ОУ;
  • принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планированию оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей;
  • принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения;
  • принцип комплексного сквозного подхода - заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;
  • принцип аксиологического подхода - человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;
  • принцип блочного подхода - позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации;
  • принцип научности содержания - в основе программы заложен алгоритм формирования нравственности школьника;
  • принцип обоснования программы - программа основана на главных компонентах социального здоровья школьника: физическом, личностном, интеллектуальном, эмоциональном, духовном.

В решении проблем сохранения и укрепления здоровья: Задачи школьной администрации:
  • соблюдение СанПиНов;
  • внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
  • обеспечение переподготовки кадров;
  • создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
  • нейтрализация влияния негативных социальных факторов (мода на курение, похудение, наркотики и т.д.);
  • влияние на психологические факторы (тревога, страхи) и их контроль.

Задачи учителя:
  • просвещение учащихся в вопросах санитарно-гигиенических, социальных и психологических факторов нарушения здоровья;
  • мотивация учащихся на бережное отношение к здоровью;
  • создание благоприятного психологического климата в классе;
  • выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих профилактику школьной тревожности;
  • индивидуальный подход;
  • взаимодействие с семьей;
  • фиксация проблем в межличностных отношениях в семье и помощь в их решении.

Задачи родителей:
  • создание условий для академических занятий ребенка;
  • создание условий для оздоровления ребенка;
  • формирование морали, социальных установок ребенка на здоровый образ жизни;
  • взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
  • влияние на психологические внутришкольные факторы, ведущие к нарушению здоровья.

Виды оздоровительных мероприятий:
  • гимнастика до учебных занятий;
  • физкультминутки на уроках;
  • подвижные перемены;
  • спортивный час в группах продленного дня;
  • участие в соревнованиях в учебном году;
  • дни здоровья и спорта.

Мониторинг эффективности результатов технологии:
  1. Отслеживание уровня заболеваемости учащихся (нарушение осанки, сколиоз, нарушение зрения, заболевание желудочно-кишечного тракта).
  2. Анализ установок на здоровый образа жизни в семье.


  1. Динамика численности учащихся, охваченных горячим питанием.
  2. Диагностика физического состояния учащихся.
  3. Исследование социально-психологической комфортности в каждом отдельном классе и в образовательном учреждении в целом.


© 2010-2022