Урок русского языка в 4 классе программы «Начальная школа 21 века»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Давыденко Тамара Ивановна, учитель нач. кл. РХ Алтайский район МОУ Новомихайловская СОШ

Урок русского языка в 4 классе программы «Начальная школа 21 века»

Тема. Наречие.

Цель - овладение знаниями о новой части речи, формирование регулятивной, личностной, познавательной, коммуникативной учебной деятельности.

Задачи:

- познакомиться с неизвестной частью речи, определить ее признаки; учиться распознавать наречие по вопросу, уметь находить его в предложении и подчеркивать как член предложения; формировать умения «добывать» знания, строить гипотезы, проверять, доказывать; учиться обобщать, выделять необходимое, делать выводы;

-развивать аналитическое и синтетическое мышление, воображение, речь;

- воспитывать любовь к родному краю, доброжелательность, культуру здоровья, культуру общения.

Оборудование: учебник С.В. Иванова и др., карточки - раздаточный материал, плакаты или материал мультимедиа.

Тип урока - изучение нового материала.

Методы обучения: исследовательский, наглядный, индуктивный.

Ход урока.

Организационный момент. (формирование личностной учебной деятельности)

  1. На доске слова: здоровье, здоровый, поздороваться.

- Какие это слова? (однокоренные).

- Какой корень?

- Когда человек здоровается? Зачем он это делает? Чего он желает тому, с кем здоровается?

- Я сейчас с вами поздоровалась, а значит, пожелала вам крепкого здоровья. А какого человека можно считать здоровым? Да, этот человек полон сил, ему лучше думается, работается.

-Закройте глаза, пожелайте себе здоровья, а затем вполголоса своему соседу.

2. Минутка чистописания.

- минутку чистописания начнем с буквы, которую найдите в словах (здоровье, здоровый, поздороваться) по таким признакам: обозначает звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный (если затруднятся, можно подсказать местонахождение - в окончании).

Это - й

- Запишите, выдерживая наклон, зафиксируйте наклон прямой наклонной линией и т.д.

- Запишите и продолжите Мы - жители …Хакасии.

3. Введение в урок.

А) повторение об изученных ранее частях речи.

- Вернемся к словам (здоровье, здоровый, поздороваться). Что еще можете сказать о словах? (разные части речи)

- Какие это части речи?

- Назовите имя существительное? Дайте характеристику данной части речи ( часть речи, отвечает на вопросы …, обозначает предмет, чувства, явления природы, изменяется по…, в предложении является …).

- Назовите имя прилагательное, глагол (работа аналогичная).

Какую еще знаете часть речи? Если затрудняетесь, можете найти ее в предложении чистописания (местоимение).

Б) Создание ситуации незнания, противоречия. (формирование коммуникативной и регулятивной учебной деятельности)

- А теперь поработайте парами. На столах у вас карточки со словами. Вычеркните все знакомые вам части речи, мы их как раз повторили.

(дети работают 2-3 минуты самостоятельно)

-Какие слова остались, назовите их. Почему они остались? ( детям неизвестны)

- Что же делать? Ведь мы пользуемся этими словами в речи, а ничего о них не знаем. Желаете ли вы узнать, что это за части речи? (конечно)

- Что нужно знать о части речи? (на какие вопросы отвечает, чем является в предложении, как изменяется)

-Запишите их в столбик, как на доске (появляется запись слов:

весело, направо, однажды, вверху).

4. Тема урока.

- Я могу вам сказать, что все эти слова - наречия. А коль вы выразили такое желание - узнать об этих словах, то предлагаю тему сегодняшнего урока -«Наречие». Сегодня вы и научитесь распознавать такую часть речи, давать ей характеристику.

5. Работа по теме урока. (формирование регулятивной, познавательной учебной деятельности)

А) - А начнем мы характеристику с вопроса: что же такое наречие и зачем нам такие слова нужны? (дети отвечают, а на доске появляется запись: Наречие - это часть речи.)

Б) - Теперь нам нужно узнать на какие вопросы отвечают наречия? Как будем узнавать? Дети сами предлагают задать вопросы к имеющимся у нас словам.

Появляется запись:

Весело - как? направо - куда? однажды - когда? Вверху - где?

Задание. - Откройте стр.37, найдите упражнение 1. Дополните строчки словами из упражнения, вопросы которых мы еще не написали (самостоятельная работа с последующей проверкой и записью на доске).

В) - Молодцы. Вы уже узнали, на какие вопросы отвечают наречия. А как вы думаете, изменяются ли наречия? (некоторые дети говорят, что «да», другие, что «нет»).

-Как узнать? (дети затрудняются)

-Мы сегодня вспоминали части речи. Как же изменяются ранее известные нам части речи?

Дети вспоминают, а учитель на доске записывает то, что диктуют дети:

По числам, по родам, по времени, по лицам, по падежам.

- Попробуйте изменить хотя бы наши слова и сделайте вывод. Итак, по числам изменяются? Дети говорят, что нет, т.к. «мне одному весело и нам всем весело, я пойду направо и мы пойдем направо» и т.д.- слова не изменяются.

Учитель вычеркивает слова «по числам». Аналогично выполняется вся работа , вычеркиваются все слова и делается вывод о неизменяемости наречий. На доске появляется запись: Наречие не изменяется.

Г) - Как здорово у вас получается добывать себе знания. Теперь вы можете узнать наречие среди других слов.

- В классе заполнено информационное пространство словами, в том числе наречиями (чуть-чуть, тихо и др. - всего слов 10 - 15).

Задание. - Подойдите, прочтите слово, определите часть речи и оставьте только наречия. Дети выходят по одному и доказывают свой выбор.

Задание. - Составьте предложение, используя оставленные вами наречия. Дети придумывают, записывают предложения, затем читают друг другу. Получаются разные предложения.

Задание. - Подчеркните наречие как член предложения (может быть вам помогут вопросы, на которые отвечают наречия).

Самостоятельная работа (1-2 минутки).

- Каким членом предложения оказалось у вас наречие? (у всех - обстоятельством). Сделайте вывод. На доске запись: В предложении наречие является обстоятельством.

6. Обобщение полученных знаний. (формирование регулятивной учебной деятельности)

- Дайте оценку своей работы, сделайте обобщение полученным знаниям.

Дети повторяют все знания, которые получены на уроке.

7. Закрепление. (формирование регулятивной, личностной, познавательной учебной деятельности)

А) - Дан текст. Прочтите. Чей край описан? Как догадались, что этот край - Хакасия? Как рассказчик относится к данным местам? Какие слова об этом говорят? Можно ли его считать здоровым человеком? Почему?

Задание. Найдите наречия, запишите. Приготовьтесь доказать, что ваш выбор верен.

В ранний час легко дышится. Я люблю утром пробежаться по степи, вдохнуть запах трав. Чуть-чуть слиться с моей солнечной Родиной.

Б) Стр.учебника, упражнение 4.

8. Итог урока. Что делали? Понравилось ли? Какое настроение? Почему? Что нового узнали? Что будем делать на следующем уроке?



© 2010-2022