Конспект урока и презентация на тему Этикет

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Этикет


ФИО Иванова Галина Валентиновна
Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Плавская средняя общеобразовательная школа №1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова»
Должность учитель начальных классов
Предмет Основы светской этики
Класс 4
Тема и номер урока в теме Этикет, урок №27
Базовый учебник А.Я.Данилюк Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010. - 63с.: ил.- ISBN 978-5-09-024068-0
  1. Цель урока: формирование представлений об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
9. Задачи:

- предметные - создать условия для открытия учащимися новых знаний об этикете; развивать этические чувства как регулятор морального поведения - метапредметные - способствовать пробуждению интереса к правильному поведению - личностные - способствовать пробуждению познавательной активности и творческой самостоятельности, формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации; формировать умение и готовность слушать, вести диалог;

  1. Тип урока урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование ПК, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, ноутбуки для уч-ся, Толковый словарь С.Ожегова, карточки с ситуациями, листы А3, клей, ножницы.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Приложения 1)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Вре

мя

(в мин.)



2

3

5

6

7

1 Эмоциональный настрой



Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Итак, начинаем урок.

Настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку.

1

2

Актуализация знаний

Слайд №2 - 8

Переход по щелчку.
























Слайд №9-10

Тему нашего урока вы узнаете, разгадав кроссворд:

э

т

и

к

а

п

а

т

р

и

о

т

в

о

и

и

т

р

у

ж

е

н

и

к

к

о

л

л

е

к

т

и

в

и

з

м

п

а

т

р

и

о

т

и

з

м



  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (ЭТИКА)

  2. Человек, любящий свою Родину, народ, готовый ради них на жертвы и подвиги (ПАТРИОТ)

  3. Кого прославляли народы России? (ВОИН)

  4. Трудолюбивый человек (ТРУЖЕНИК)

  5. Черта нравственности Россиян (КОЛЛЕКТИВИЗМ)

  6. Любовь к Родине, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений (ПАТРИОТИЗМ)

- Какое слово получилось в кроссворде по горизонтали? (ЭТИКЕТ)

- Какова же тема нашего урока?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

-А вы знаете, что такое этикет?

Ученики отгадывают кроссворд

(Фронтальная работа)
























Обсуждение и ответы уч-ся


5




















3

3

Работа с толковым словарём

Слайд № 11

-Найдите в словарях определение, что такое этикет?

"Этикет" - слово французское, толкуется как "установленный порядок поведения где-либо".

Уч-ся работают с толковыми словарями (1 на парте)

4

4 «Открытие» нового знания.

Беседа по теме.

Слайд №12 -13















Слайд №14-15








Слайд №16 -18 -Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Уже в древних египетских, римских рукописях, говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась "О правилах поведения" и была издана еще в 1204 году.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в "Поучениях" Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный, или посол, - ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...".

Слушают и воспринимают информацию

10





Позже, в первой половине XVI века, в России была написана "Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам". Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Уч-ся слушают, смотрят, запоминают, полученную информацию






Слайд №19

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга "Юности честное зерцало», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.






Сдайд №20 - 22

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Виды этикета: речевой и неречевой (Неречевой этикет - это разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой в знак приветствия или прощания, способы размещения людей за столом в соответствии с правилами первенства, преподнесение подарков)







5 Физминутка Динамическая физминутка (4)

Проводит физкультминутку в целях снятия напряжения и усталости, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

Выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение

2

6 Работа с учебником

Работа с учебником ( с. 56-57)

Индивидуальная работа

Самостоятельно читают, готовят ответ на задание «Подумай», высказывают свои мнения

5

7 Просмотр видеоролика Ролик№1 «Ералаш. Почему мы так говорим» (1)

- Что вы заметили при просмотре данного видеосюжета? Что посоветуете главному герою?

Ответы, высказывания детей, обсуждение данной ситуации

2:30

8

Просмотр видеоролика Ролик№2 «Ералаш. Царевна-Несмеяна» (2)

-Что было необычного в поведении мальчика?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

- А как вы ведете себя за столом?

Ответы, высказывания детей, обсуждение данной ситуации

2:30

7

Работа в группах. Составление правил этикета

Деление класса на 3группы. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа.

- У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете?

Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета. Оформите коллективную работу на листе А3

1.Как вести себя за столом?

2. Как вести себя в гостях? 3.Как вести себя в кино?

Обобщают и делают выводы. Используют дополнительную информацию сети ИНТЕРНЕТ. Работают с ноутбуками. Свою работу оформляют на листе А3

7

8

Подведение итогов урока (Рефлексия, достижение целей)

-Что такое этикет?

-Какие правила этикета запомнили?

-Нужны ли сейчас знания этих правил?

Высказывания ребят (по желанию)

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Ответы уч-ся

2

9

Информация по домашнему заданию. Инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании. Комментирует, проводит инструктаж по его выполнению «Составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик»

Проект по теме «Правила этикета для ученика»

1






Приложение к плану-конспекту урока

ЭТИКЕТ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 Ролик№1 «Ералаш» (Почему мы так говорим)
видеофрагмент youtube.com/watch?v=GXT9YHLHM9E 2
Ролик№2 «Ералаш» (Царевна-Несмеяна)
видеофрагмент youtube.com/watch?v=VxcGYDnhGfU 3 Презентация «ЭТИКЕТ»
Собственная презентация к уроку
4 Динамическая физминутка Профилактический модуль

нимированный сюжет с музыкальным сопровождением

easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/multfizminutka/319-1-0-2641

7


© 2010-2022