Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №31 г. Липецка


Утверждаю

Рассмотрено _______________________

на заседании Директор МОУ СОШ№31

методического объединения

учителей начальных классов

2 сентября 2011г. протокол № 1

Рабочая программа внеурочной деятельности

для обучающихся 1-х классов

МОУ СОШ № 31 г. Липецка

на 2011-2012 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа сформирована, исходя из положений Закона РФ «Об образовании и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Программа рассчитана на 33 часа.

Цели и задачи программы:

Цель программы - Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управления ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью способа решения задачи данной программы является:

реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве прог рамма обеспечивает реализацию следующих принципов:

- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- Системность организации учебно - воспитательного процесса;

- Раскрытия способностей и поддержка одаренности детей.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось , почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное),

- Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях, различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и. т. д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете. Источником нужной информации могут быть и взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Содержание изучаемого курса

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разнообразную информацию по общей теме. При дальнейшей работе над проектоми составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предполагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.

  2. Выбор подтем.

  3. Сбор информации.

  4. Выбор проектов.

  5. Работа над проектами.

  6. Презентация проектов.

Методическое обеспечение программы

Проекты отличаются друг от друга результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, и.т.д.)

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН,

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт - результат работы одного человека);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой - либо специализации), продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например , при подготовке спектаклей в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов),

- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы,

- необходимостью привлечения взрослых.

Личностные и метапредметные результаты

образовательного процесса в 1 - м классе

результаты

Формируемые умения

средства формирования

личностные

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

регулятивные

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

познавательные

- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

- учиться выполнять роли в группе.

- умения координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позциями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:


  1. Самостоятельность работы над проектом

  2. Актуальность и значимость темы

  3. Полнота раскрытия темы.

  4. Оригинальность решения проблемы

  5. Артистизм и выразительность выступления

  6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

  7. Использование средств наглядности, технических средств

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса

Обучающийся будет знать:

- основы проведения исследовательской работы;

- что такое мини-проект и творческий проект;

- методы исследования; наблюдения, опыт;

- способы поиска необходимой для исследования информации;

- правила сотрудничества в процессе исследования;

- основные логические операции, их отличительные особенности;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- определять круг вопросов и проблем при выполнении

исследовательской работы;

- подбирать материал, необходимый для исследования;

- оценивать ход, результат своей деятельности;

- сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам, адекватно выбирать

и оценивать свою роль в коллективной работе.

Литература и средства обучения:


  1. Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»

  2. М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.

Практическое пособие для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2011г.

  1. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие

под редакцией Ю. П. Дубенского

4.Сборники игр и упражнений для проведения тренингов.

5. Рекомендации для оформления исследовательских работ.

6. Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.

7. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

М., Просвещение,2010г.

8. Румянцева Н. Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.



Тема курса

Содержание

Универсальные учебные действия

Кол-во часов

1.

«С улицей на вы»

Обучающимся предлагается создать и представить «Веселый словарик» в 2 частях.

Выполнять правила поведения на улице; выработка навыка переноса теоретических знаний о безопасном поведении на улице в реальное поведение

Знания о правилах дорожного движения , полученные из жизненного опыта (правила перехода улицы, правила поведения на улице).

Умения:

- работать с бумагой, красками, карандашами;

- создаать композиционные аппликации;

- действовать согласно установленным правилам поведения на улице.

3часа

2.

«Витаминная страна»

Обучающиеся создают и представляют журнал «Витаминная страна», при создании которого у обучающихся формируется установка на здоровый образ жизни через осознанное восприятие информации о витаминах

Знания о многообразии овощей и фруктов, полученные на основе дошкольного опыта.

Знания:

- основных групп витаминов;

- о содержании конкретных витаминов в определенных продуктах растительного происхождения;

- о влиянии витаминов на здоровье;

- осуществлять анализ объекта с выделением признаков;

- договариваться и приходить к общему решению

4 часа

3.

«Азбука вежливости»

Обучающимся предлагается создать и представить папку-альбом «Азбука вежливости», в котором для каждой буквы подобраны слова, пословицы, загадки, поговорки, стихотворения по темам «Вежливость», «Доброта», «Культура поведения». Дети делятся на пары, каждая пара поэтапно выполняет задания.

Умения работать со словарем;

- работать с бумагой, картоном, красками, клеем.

- осуществлять анализ объекта с выделенными признаками;

- договариваться и приходить к общему решению;

- уметь давать само - и взаимооценку поступкам.

3часа

4.

«Кто живет в моем пенале»

Создать и представить композиции «Эволюция ручки», «Эволюция карандаша», «Эволюция точилки», «Предметы на ленте времени»и изготовить поделку «Пенал» по алгоритму.

Знания об окружающих предметах (письменных принадлежностях), полученные на основе дошкольного опыта.

Знания:

- разные предметы появились в разное время,

- предметы появлялись по мере возникновения надобности в их использовании;

= вещи, которые окружали людей, видоизменялись по мере эволюции человечества;

- всякая вещь существует не сама по себе, а используется по назначению.

Умения:

-Под руководством взрослых (учителя, родителей) работать со словарями, получать информацию из энциклопедий, художественных и научно-популярных книг, журналов, использовать Интернет-ресурсы;

-Работать ручными инструментами с соблюдением техники безопасности;

- создавать композиции;

- Осуществлять анализ объекта с выделением признаков;

- договариваться и приходить к общему решению.

5.

«Придумаем своего смешарика»

Группам обучающихся предлагается разработать образ (внешний облик, привычки, любимые занятия, характер) нового Смешарика наделенного определенными положительными качествами.

Знания полученные на основе дошкольного жизненного опыта:

- содержание мультсериала «Смешарики»;

- основы моральных норм поведения;

- свойства пластилина и бумаги как объектов действия.

Умения:

Работать с пластилином, бумагой и другими материалами;

Создавать новый продукт по аналогии с объектом;

= осуществлять анализ объекта с выделением признаков;

- договариваться и приходить к общему решению;

- распределять задания между участниками группы;

Взаимодействие в ходе решениязадачи.

3 часа

6

«Юный математик»

Обучающиеся знакомятся с занимательными фактами из истории математики:

- арифметика каменного века;

- числа получают имена;

- первые цифры;

- открытие нуля;

- магия чисел.

Проводят исследования и наблюдения «Числа в нашей жизни».

Умения считать, знание цифр и чисел.

Формулировать собственное мнение;

- строить речевое высказывание в устной форме.

- вести дискуссию, работать в одновозрастной группе;

- выполнять иллюстрации.

3часа

7.

«Путешествие в мир бактерий»

Создать и представить книжку-малышку «Путешествие в мир бактерий».

Знания о живой природе (животный мир), полученные на основе дошкольного опыта и на уроках.

Знания:

- на планете Земля обитают разнообразные животные;

- животные имеют свои особенности (внешний вид, размер, поведение, особенности питания);

- на земле существуют мельчайшие живые существа.

Умения:

- работать с бумагой, клеем, ножницами;

- создавать композиции.

3 часа

8.

«В гости к зубной фее»

Создать и представить коллаж «Почему нужно чистить зубы»

Знания об особенностях строения организма человека и необходимости сохранения здоровья человека.

Знания:

  • Особенности строения зубов;

  • Правила по уходу за зубами;

Умения:

  • Гигиенические умения по уходу за зубами;

  • Работать с карандашом и бумагой;

  • Создавать коллаж;

  • Осуществлять анализ объекта с выделением признаков;

  • Договариваться и приходить к общему решению.

4 часа

9.

«Таинственные ключи»

Изготовить объемные модели ключей

Знания о различных видах ключей, полученные на основе дошкольного опыта.

Знания:

  • У слова ключ много значений;

  • Использование ключей в жизни многообразно;

Умения:

  • Работать с пластилином, бумагой, клеем, ножницами;

  • Создавать объемные модели,

  • Смысловое чтение и извлечение информации;

  • Договариваться и приходить к общему решению

3 часа


© 2010-2022