Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Возраст обучающихся: 3класс Название предмета: литературное чтение Авторы: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Вид урока: традиционный Тип урока: изучение нового материала Цель урока: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать изделия прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку; учить находить информацию о разных видах прикладного искусства; обогащать словарный запас Проблемы, решаемые обучающимися: освоить новые знания; получить информацию из разных источников Планируемые результаты: Предметные: учащиеся научатся различать предметы прикладного искусства; называть отличия гжельской посуды от хохломской, дымковской игрушки от богородской Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение Познавательные УУД: находить информацию о произведениях прикладного искусства в разных источниках Коммуникативные УУД: уметь работать в группе Личностные результаты: ценить произведения русских умельцев; проявлять интерес к произведениям прикладного искусства Оборудование: изделия прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка, проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, дополнительная литература









Этапы урока


Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД 1.Мотивационный создание и поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия. Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку; концентрирует внимание учащихся.

- Отбросим в сторону переживания.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять
. Настраиваются на работу Регулятивные: Эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний: пробудить интерес к получению новой информации; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями.
Включение учащихся в деятельность Проводит фронтальную беседу. - Какой раздел литературного чтения мы изучаем? (слайд 2)
- Как вы понимаете слово "устное"? - Что означает слово "народное"?
- Что означает слово "творчество"? Демонстрируют свои знания

Составляют выставку. Участвуют в беседе, используя полученные знания. - Устное народное творчество. - Передаваемое из уст в уста (рассказанное). - Созданное народом (многими людьми), а не одним человеком. - От слова творить, создавать, придумывать. Р: целостное восприятие учебной ситуации.. П:устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать понятия слов "устное", "народное", "творчество". К:.формировать уважительное отношение к иному мне­нию. 3. Самоопределение к деятельности: в процессе диалога определение темы и целей урока.
Создание проблемной ситуации. - Рассмотрите изделия на нашей выставке. Можно ли назвать их народным творчеством? Почему? Предлагает выбрать правильное название для выставки (слайд3) - Как вы понимаете слова "прикладное искусство"? Предлагает сформулировать тему урока. (слайд 4) - К каким видам прикладного искусства относятся изделия нашей выставке? - Что бы вы хотели узнать на уроке об изделиях прикладного искусства? (слайд 5) Определить тему и задачи урока.
Отвечают на вопросы учителя Выбирают название, объясняя свой выбор.
Рассказывают, что такое прикладное искусство.
Формулируют тему.
Испытывают затруднения с ответом.

Ставят учебные задачи урока. Л: проявлять желание узнавать новое. П: определять тему и задачи урока. Р: выполнять учебное задание, используя алгоритм. К:.учитывать разное мнение.

4. Работа по теме: освоение новых знаний; получение информации из разных источников; применение приемов сравнения, анализа, умения делать выводы, делиться полученной информацией.
Организовать деятельность учащихся, направленную на поиск необходимой информации. - Где можно найти ответы на поставленные Вами вопросы?
Организует работу в группах. Предлагает рассмотреть предметы прикладного искусства, их фотографии, прочитать текст в учебнике и дополнительной литературе (Приложение 1-4). Подготовить сообщение о выбранном виде прикладного искусства руководствуясь планом. (слайд 5) Предлагает заслушать одного ученика от каждой группы и составить вопросы по каждому виду прикладного искусства. (слайд 6-9) Проводит обобщение полученным знаниям. -Назовите характерные особенности гжельской и хохломской посуды, дымковской и богородской игрушки. Включится в деятельность, направленную на освоение новых знаний.
-Учебник, справочник, интернет, библиотека.

Распределяются по группам, каждая группа готовит сообщение о выбранном виде прикладного искусства.

Рассказывают получившиеся сообщения, в ходе ответа остальные участники группы помогают товарищу.




Называют характерный признаки каждого вида прикладного искусства, о котором шла речь на уроке. Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью. К:.уметь работать в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения. П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, пользоваться разными источниками, формулировать главную мысль, совершенствовать устную речь.
5. Рефлексия: обмен мнениями по изученной проблеме самооценка усвоения знаний по теме. Организовать оценку учеником результата своей деятельности. Предлагает проанализировать полученную информацию, что понятно, а что требует уточнения. Оценить результат усвоения знаний.

Анализируют, полученные знания, высказывают результат анализа. П: уметь анализировать, делать выводы, оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается К:.готовность слушать собеседника. 6. Итог: подведение итога урока; качественная оценка работы класса. Подвести итог работы учащихся. Предлагает вернуться к поставленным учебным задачам (слайд 10) - Все ли вы узнали на этом уроке, что хотели? - Так что же такое изделие прикладного народного искусства? - Какой же вывод можно сделать? (слайд 11) Обобщить полученные знания.
Отвечают на вопросы учителя
- Это изделие сделанное руками русских умельцев.
- Любой труд надо уважать, а трудом русских мастеров - гордиться. Познавательные: уметь высказывать предположения, аргументировать свой ответ. 7. Домашнее задание Сообщает и поясняет домашнее задание. Записывают задание в дневник





























«Приложение 1»

Гжель

Это местечко расположено под Москвой. Уже пять веков работают там мастера, которые делают и расписывают неповторимую посуду. Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал - фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землей кормимся, глина - наше золото». На скудных землях тех мест хлеб рос плохо, а глина была высококачественной, и леса кругом в достатке. Леса важны в промысле Гжели как топливо для обжига изделий. Начинали свой промысел гжельцы с кирпичей. Мастерили из них печи, а чтобы были они не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками-изразцами. Такие печи появились даже в царских палатах. А потом из этой же глины стали и посуду делать, и игрушки.

Говорят, не могли иначе расписывать в Гжели изделия. Выйдет, бывало, мастер на рассвете из избы, а кругом леса и долины, покрытые голубым туманом. Все вокруг, кажется, синим: каждая веточка, травинка, цветок и бутон. А зимой снежной, куда ни посмотри, расстилаются снега вокруг Гжели, и только синие дымки над крышами мастерских оживляют картину. Так и появилась сине-белая роспись, глядя на которую, ни с чем не спутаешь работу гжельских мастеров.

Особенностью гжельской росписи является использование трех основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.


Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.





«Приложение 2»

Дымковская игрушка Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек - кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке - чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас - водно-эмульсионными белилами. По белому фону выполняют роспись красками. Яркие тона красного, желтого, синего, зеленого цветов создают жизнерадостное настроение росписи.


Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


«Приложение 3»

Богородская резная игрушка История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом На самом же деле, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Фигурки этих игрушек выполняют из мягкой древесины: липы, осины, ольхи. Богородские фигурки не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


«Приложение 4»

Хохлома Хохлома́ - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда со всех ближайших сел свозили на ярмарку расписную деревянную посуду. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Эти деревянные изделия, словно излучают солнечный свет, расписанные сочными узорами трав, цветов и лесных ягод. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный, чёрный и золотистый. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.





Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.

(Палех - поселок в Ивановской области)



Конспект Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


© 2010-2022