- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка занятия в группе продленного дня, на тему: Что такое хорошо и что такое плохо
Разработка занятия в группе продленного дня, на тему: Что такое хорошо и что такое плохо
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петякина О.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КСОШ № 2 Петякина Ольга Викторовна
Тема занятия : «Что такое хорошо и что такое плохо?!»
Цель занятия: Познакомить детей с общим понятием вежливости и правильного
поведения.
Воспитывать бережное отношение к речи и внимательное отношение к
ближнему.
Формировать эстетически и этически цельную личность.
Слово воспитателя:
Ребята, я рада видеть вас всех сегодня! Как Вы себя чувствуете? А у меня для вас сказка, послушайте:
Сказка про грубое слово «Уходи»
Маша и Ойка построили дом из кубиков.
Прибежал Мышонок и говорит:
- Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?
- Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!-сказала Ойка грубым голосом.
Обиделся Мышонок и убежал.
Заплакала Маша:
- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.
- Ой, и ты тоже уходи, Машка! - сказала Ойка грубым голосом.
Обиделась Маша и ушла.
Заглянуло в окно Солнце.
- Как тебе не стыдно, Ойка! - сказало Солнце. - Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:
- И ты уходи!
Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно.
Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.
- Ты кто? - спросила Ойка. - Я тебя не вижу.
- Я Бельчонок Рыжий Хвост, - ответил Бельчонок. - Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.
Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.
- У-у!
Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.
- Ой, кто это? - испугалась Ойка.
А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.
- Это мы, Серые Волки! - ответили Волки. - Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!
- Ой, теперь мы все пропали! - заплакала Ойка. - Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!
Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.
Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.
Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.
- Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.
Ребята, о чем эта сказка?
Ответы детей
Ребята, послушайте сказки В. Осеевой:
Синие листья
У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены не было ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш.
А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси еще у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.
- Это очень много,- говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты не берешь? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зеленого нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берет.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
На катке
День был солнечный. Лед блестел.
Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
- Коленку...
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
Отомстила
Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.
- Алешка! - закричала Катя. - Алешка!.. - И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал! - быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу! - кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь! - кричала Катя. - Еще как заплачешь!
- Это я-то заплачу? - Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. - А ты сначала поймай меня!
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алеша! - кричала она. - Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
- Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
- Не можешь? - кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. - Держись за меня. - Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. - Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
- Что, не можешь стоять? - спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Еще бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.
- Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
- Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берет тебя брат?
- А почему вы все спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зеленые, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймет волшебное слово!..»
Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Ребята, вы прослушали эти небольшие сказки, расскажите, о чем они?
Слово детям: Диалог - беседа.
Ребята, а вот, что говорили в народе о вежливости, послушайте поговорки:
Нужда вежлива, голь догадлива.
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
Он крест кладет по-писаному.
Хороша шла, да не поклонилась; давал грош, да не воротилась.
Поклон - что дуга; отказ - что шест.
Подойди поближе, да поклонись пониже!
Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном, язык с приговором.
Поклонен, покорен, а в глазах искра есть.
Кому нет привету, и хозяина дома нету.
Поклониться - вперед пригодится.
Гордым бог противится, а смиренным дает благодать.
Дома, как хочу, а в людях, как велят.
Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
Добрый привет и кошке люб.
Не кичись, лучше в ножки поклонись!
Поклонишься - голова не отломится.
Клади крест по-писаному, поклон веди по-ученому!
По привету ответ, по заслуге почет.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Не всех поименно, а всем по поклону.
Спесь не ум.
На добрый привет добрый и ответ.
Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
В чужом доме не указывают.
Каков привет, таков и ответ.
Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив.
Ребята, давайте посмотрим инсценировку одного замечательного автора:
Ведущий (учитель). Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что кому-то могут позвонить по очень срочному делу.
1-й чтец.
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой -
Ответственные лица:
Живут у нас три школьник
а Да первоклассник Коленька.
2-й чтец.
Придут домой ученики,
И начинаются звонки -
Звонки без передышки.
А кто звонит?Ученики,
Такие же мальчишки.
3-й чтец.
Андрей, что задано, скажи?
Ах, повторяем падежи?
Все слова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
4-й чтец.
- Сережа, вот какой вопрос:
Кто полушария унес?
Я в карте шарил, шарил
Нет карты полушарий!
1-й чтец.
Не замолкают голоса,
Взвывает в трубке кто-то:
- А по ботанике леса,
Луга или болота?
2-й чтец.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
3-й чтец.
Звонят, звонят ученики...
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки.
4-й чтец.
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
А Барто. "Почему телефон занят"
Ребята, вы догадались, чьи это замечательные стихи?
Ответы детей. Игра «Вежливые слова». Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.
Спасибо. Пожалуйста.
За что мы говорим «спасибо»? Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
За, всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.
И мы припомнить не смогли бы, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Кому сказали сколько раз. Нам становится неуютно.
Простите. Добрый день! Простите, я больше не буду - Добрый день! - тебе сказали. Нечаянно бить посуду - Добрый день! - ответил ты. И взрослых перебивать, Как две ниточки связали И что обещал - забывать. Теплоты и доброты. А если я всё же забуду, - Простите, я больше не буду. Доброго пути. Здравствуйте. Нам желают: «Доброго пути!» - - Здравствуйте! - ты скажешь человеку. Будет легче ехать и идти. - Здравствуй! - улыбнётся он в ответ, Приведёт, конечно, добрый путь И, наверно, не пойдёт в аптеку, Тоже к доброму чему-нибудь. И здоровым будет много лет. - Вежливый человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.
Ребята, и еще немного поиграем с вами: Игра «Волшебное слово». - Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если я его добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)
Ребята, вы большие молодцы! Отлично потрудились! Какой мы сделаем вывод?