Разработка занятия в группе продленного дня, на тему: Что такое хорошо и что такое плохо

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КСОШ № 2 Петякина Ольга Викторовна

Тема занятия : «Что такое хорошо и что такое плохо?!»

Цель занятия: Познакомить детей с общим понятием вежливости и правильного

поведения.

Воспитывать бережное отношение к речи и внимательное отношение к

ближнему.

Формировать эстетически и этически цельную личность.

Слово воспитателя:

Ребята, я рада видеть вас всех сегодня! Как Вы себя чувствуете? А у меня для вас сказка, послушайте:

Сказка про грубое слово «Уходи»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.
Прибежал Мышонок и говорит:
- Какой красивый дом! Можно, я буду в нём жить?
- Ой, противный мышонок! Уходи отсюда!-сказала Ойка грубым голосом.
Обиделся Мышонок и убежал.
Заплакала Маша:
- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.
- Ой, и ты тоже уходи, Машка! - сказала Ойка грубым голосом.
Обиделась Маша и ушла.
Заглянуло в окно Солнце.
- Как тебе не стыдно, Ойка! - сказало Солнце. - Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить "уходи"? Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:
- И ты уходи!
Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно.
Вышла Ойка из дома и пошла по тропинке в лес. А в лесу тоже темно. Слышит Ойка, под кустом кто-то плачет.
- Ты кто? - спросила Ойка. - Я тебя не вижу.
- Я Бельчонок Рыжий Хвост, - ответил Бельчонок. - Заблудился я в темноте, не могу найти своё дупло. Там меня мама ждёт.
Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть не упала в глубокий овраг. Вдруг слышит Ойка, кто-то в лесу воет.
- У-у!
Увидела Ойка, блеснули между деревьев чьи-то зелйные глаза.
- Ой, кто это? - испугалась Ойка.
А зелйные глаза всё ближе. Со всех сторон окружили Ойку.
- Это мы, Серые Волки! - ответили Волки. - Наступила ночь! Наступила ночь! Будем рыскать по лесу и всех пугать!
- Ой, теперь мы все пропали! - заплакала Ойка. - Это я во всём виновата. Ой, больше никогда не буду говорить грубое слово "уходи"!
Услышало Солнце её слова и вышло на небо. Сразу стало светло и тепло.
Серые Волки убежали далеко за глубокий овраг.
Смотрит Ойка, а по тропинке идёт Маша. Обрадовалась Ойка.
- Ой, Маша, идём ко мне! Построим новый дом для Мышонка, ещё лучше. Пускай он там живёт.

Ребята, о чем эта сказка?

Ответы детей

Ребята, послушайте сказки В. Осеевой:

Синие листья

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены не было ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш.

А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси еще у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

- Это очень много,- говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты не берешь? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зеленого нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

На катке

День был солнечный. Лед блестел.

Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку...

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Отомстила

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

- Алешка! - закричала Катя. - Алешка!.. - И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

- Ничего я тебе не сделал! - быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

- Я тебе отомщу! - кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

- Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!

- Ты у меня тоже заплачешь! - кричала Катя. - Еще как заплачешь!

- Это я-то заплачу? - Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. - А ты сначала поймай меня!

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.

Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

- Алеша! - кричала она. - Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

- Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

- Не можешь? - кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. - Держись за меня. - Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. - Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

- Что, не можешь стоять? - спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.

- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что - стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.

Волшебное слово

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

- Еще бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.

- Убежишь?

- Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

- Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

- Что же, не берет тебя брат?

- А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...

- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зеленые, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймет волшебное слово!..»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

- Ка-кую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Ребята, вы прослушали эти небольшие сказки, расскажите, о чем они?

Слово детям: Диалог - беседа.

Ребята, а вот, что говорили в народе о вежливости, послушайте поговорки:

 Нужда вежлива, голь догадлива.

 От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

 Он крест кладет по-писаному.

 Хороша шла, да не поклонилась; давал грош, да не воротилась.

 Поклон - что дуга; отказ - что шест.

 Подойди поближе, да поклонись пониже!

 Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном, язык с приговором.

 Поклонен, покорен, а в глазах искра есть.

 Кому нет привету, и хозяина дома нету.

 Поклониться - вперед пригодится.

 Гордым бог противится, а смиренным дает благодать.

 Дома, как хочу, а в людях, как велят.

 Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

 Добрый привет и кошке люб.

 Не кичись, лучше в ножки поклонись!

 Поклонишься - голова не отломится.

 Клади крест по-писаному, поклон веди по-ученому!

 По привету ответ, по заслуге почет.

 Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

 Не всех поименно, а всем по поклону.

 Спесь не ум.

 На добрый привет добрый и ответ.

 Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.

 В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

 В чужом доме не указывают.

 Каков привет, таков и ответ.

 Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив.

Ребята, давайте посмотрим инсценировку одного замечательного автора:

Ведущий (учитель). Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что кому-то могут позвонить по очень срочному делу.

1-й чтец.

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьник

а Да первоклассник Коленька.

2-й чтец.

Придут домой ученики,

И начинаются звонки -

Звонки без передышки.

А кто звонит?Ученики,

Такие же мальчишки.

3-й чтец.

Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Все слова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

4-й чтец.

- Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в карте шарил, шарил

Нет карты полушарий!

1-й чтец.

Не замолкают голоса,

Взвывает в трубке кто-то:

- А по ботанике леса,

Луга или болота?

2-й чтец.

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

3-й чтец.

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки.

4-й чтец.

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

А Барто. "Почему телефон занят"

Ребята, вы догадались, чьи это замечательные стихи?

Ответы детей. Игра «Вежливые слова». Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

Спасибо. Пожалуйста.

За что мы говорим «спасибо»? Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За, всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз. Нам становится неуютно.

Простите. Добрый день! Простите, я больше не буду - Добрый день! - тебе сказали. Нечаянно бить посуду - Добрый день! - ответил ты. И взрослых перебивать, Как две ниточки связали И что обещал - забывать. Теплоты и доброты. А если я всё же забуду, - Простите, я больше не буду. Доброго пути. Здравствуйте. Нам желают: «Доброго пути!» - - Здравствуйте! - ты скажешь человеку. Будет легче ехать и идти. - Здравствуй! - улыбнётся он в ответ, Приведёт, конечно, добрый путь И, наверно, не пойдёт в аптеку, Тоже к доброму чему-нибудь. И здоровым будет много лет. - Вежливый человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.

Ребята, и еще немного поиграем с вами: Игра «Волшебное слово». - Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если я его добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)

Ребята, вы большие молодцы! Отлично потрудились! Какой мы сделаем вывод?

© 2010-2022