Программа по внеурочной деятельности Я - исследователь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа «Я- исследователь» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося.Программа «Я - исследователь» модифицирована на основе программ : А.И. Савенкова Программа исследовательского и проектного обучения в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011, А.И. Савенкова Я- исследователь. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2010, Е.В. Кривобок И.В. Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.-Волгоград: Учитель,2011 Одной из основополагающих характеристик современного человека,является его способность к проектной деятельности.Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения,направлена на общеинтеллектуальное развитие на выработку самостоятельных исследовательских умений ( постановка проблемы,сбор и обработка информации,проведение экспериментов,анализ полученных результатов),способствует развитию творческих способностей и логического мышления,приобщаетк конкретным жизненно важным проблемам. Цель курса- трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Задачи курса: - развивать познавательные потребности младших школьников; - развивать познавательные способности младших школьников; - обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска; - формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Программа рассчитана на внеурочную работу с детьми в 1 классе начальной школы.Занятия проводятся 1 раз в неделю,33 занятия в год. Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы: -тренинг исследовательских способностей; -самостоятельная исследовательская практика; - мониторинг исследовательской деятельности. Тренинг исследовательских способностей В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно: -видеть проблемы; -ставить вопросы; -выдвигать гипотезы; -давать определение понятиям; -классифицировать; -наблюдать; -проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу. Самостоятельная исследовательская практика Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Мониторинг исследовательской деятельности Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.


















Тематическое планирование.

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Дата по плану

Фактич.

17 Тренинг

1

2

Что такое исследование? Методы исследования

2

2

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?(территория школьного двора)

3

2

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения (учебные кабинеты)

4

2

Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям?

5

1

Учимся делать умозаключения и выводы

6

1

Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное

7

1

Как делать схемы?

8

1

Как работать с книгой?

9

1

Что такое парадоксы?

10

2

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

11

1

Как планировать исследования и проекты

12

1

Как сделать сообщение о результатах исследования

10

Исследовательская практика

13

2

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

14

1

Экспресс-исследование (школьный двор)

15

1

Мини-конференция по итогам Экспресс-исследования

16

1

Экскурсия-исследование

17

1

Мини-конференция по итогам экскурсии

18

1

Коллективная игра-исследование

19

1

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование(библиотека)

20

2

Сообщения о собранных коллекциях (актовый зал)

6 Мониторинг

21

2

Мини-конференция по итогам.Экспресс - исследований

22

2

Мини-конференция по итогам собственных исследований. (актовый зал)

23

2

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

33

Общее количество часов

Содержание занятий Тренинг развития исследовательских способностей Общий объем тренинговых занятий -17 часов (из расчета один час в неделю). Домашняя самостоятельная работа в первом классе не предусмотрена. Тема 1 «Что такое исследование? Методы исследования» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир. Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.). Тема 2 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема 3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения» Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения -практическая работа. Тема 4 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям» Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Тема 5 «Учимся делать умозаключения и выводы» Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания. Тема 6 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное» Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тема 7 «Как делать схемы?» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы». Тема 8 «Как работать с книгой?» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. Тема 9 «Что такое парадоксы?» Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». Тема 10 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.). Тема 11 «Как планировать исследования и проекты» Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Тема 12 «Как сделать сообщение о результатах исследования» Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. Самостоятельная исследовательская практика Общий объем занятий-10 часов. Занятия проводятся начиная со второй четверти учебного года. Тема 1 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований» Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе. Тема 2 «Экспресс-исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. Тема 3 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования» С краткими сообщениями выступают только желающие. Тема 4 «Экскурсия-исследование» Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его. Тема 5 «Мини-конференция по итогам экскурсии». Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы. Тема 6 «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную. Тема 7 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал. Тема 8 «Сообщения о собранных коллекциях» Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы. Мониторинг исследовательской деятельности Общий объем - 6 часов. Тема 1 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований» Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема 2 «Мини-конференция по итогам собственных исследований» Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном. Тема 3 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых(четвертых классов» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.















Тематическое планирование № Тема разделов Всего часов Теория Практика Аудиторно Внеаудиторно 1 Тренинг 17 12 5 15 2 2 Исследовательская практика 10 2 8 8 2 3 Мониторинг 6 2 4 6

Итого 33 14 17 29 4




























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к исследовательской деятельности; -широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



























РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА Учебные и методические пособия: Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 68 лет. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.



© 2010-2022