«Типовые модели организации учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Типовые модели организации учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ФГОС».
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» Калугина Ю. В., Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации во всех сферах общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. В соответствии с требованиями ФГОС обучение использованию ИКТ в начальной школе предполагается в процессе обучения всем учебным предметам: клавиатурное письмо - на уроках технологии, русского языка; мультипликация и рисование - на уроках изобразительного искусства; виртуальные лаборатории - на уроках информатики, окружающего мира; конструкторы ЛЕГО - на уроках информатики, технологии, а также для организации проектной деятельности и т. д. В этом заключается одно из принципиальных отличий требований ФГОС НОО нового поколения. В этой связи, если говорить о моделях организации учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях ИОС, предполагается, что эти модели могут быть реализованы на любом уроке или в рамках внеурочной деятельности. Вместе с тем одновременно с освоением учебного содержания по предмету происходит обучение использованию ИКТ и, следовательно, формирование как предметных, так и метапредметных результатов обучения. Модель АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя - класс («один ко многим») является наиболее распространенной в начальной школе. Эта модель проста и удобна для организации фронтальной работы и реализуется в кабинете начальной школы при наличии как интерактивной доски, так и мультимедийного проектора с экраном. При этом учитель может использовать данную модель: - для создания проблемной ситуации с последующим обсуждением и организацией поиска решения; - для демонстрации нового явления, объекта, процесса; - для организации беседы или коллективного обсуждения. Возможно использование данной модели и для организации самостоятельной работы учащихся: задание для самостоятельной работы выводится на экран, а учащиеся выполняют его самостоятельно в тетрадях. При этом эффективным является последующее обсуждение результатов самостоятельной работы. В случае использования интерактивной доски учителю необходимо при подготовке к уроку внимательно анализировать и отбирать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые не разработаны специально для интерактивной доски, а значит, при их воспроизведении могут возникать искажения геометрии объектов, изменение или потеря интенсивности цвета или условия недостаточной видимости учащимся, например, с дальних столов. Необходимо помнить о требованиях СанПиН как к качеству изображения, так и ко времени непрерывной работы со статическими и динамическими объектами. Эти требования являются важными и для использования мультимедийного проектора с экраном. Модель 1 ПК - 2 ученика - урок проводится в кабинете начальной школы, два ученика работают с одним мобильным компьютером, выполняя, например, исследовательскую работу. Эта модель эффективна при использовании дополнительного оборудования, например, цифровой лаборатории, или конструктора, или измерительных приборов, и, соответственно, специально разработанных ЭОР; возможно также использование специально разработанных дополнительных заданий. При этом один ученик работает с тетрадью или учебником, второй - с мобильным компьютером, через 15 минут они обязательно меняются видами деятельности (такая организация работы возможна и для двух учащихся, сидящих за одним учебным столом). Реализация этой модели в начальной школе требует тщательной предварительной подготовки. В каждой группе учитель распределяет «роли» школьников и выбирает руководителя: каждый школьник должен очень хорошо знать, какую часть проекта (мини-исследования) он выполняет и за что отвечает. Для этого учителю необходимо до начала работы «проиграть» с каждым из учеников его «роль». Учащиеся выполняют «настольную часть проекта или мини-исследования»; используют мобильный или стационарный компьютер для получения дополнительной информации (помощи), выполнения части работы, предусмотренной проектом или мини-исследованием, фиксации результатов работы и, наконец, подготовки отчета или презентации результатов. Работа учащихся в группе должна быть построена таким образом, чтобы каждый школьник имел возможность последовательно выполнять фрагмент работы на мобильном или стационарном компьютере. По результатам выполнения работы учащиеся готовят коллективный отчет в форме презентации, с которой выступает руководитель группы. В случае выстраивания системы аналогичных работ «роли» учащихся в группе меняются. Эта модель является очень эффективной, так как ориентирована на формирование у младших школьников умений коллективной деятельности и таких универсальных учебных действий (УУД), как: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления; - решать проблемы творческого и поискового характера, планировать; - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д При этом следует отметить, что реализация данной модели представляет определенные сложности, ее эффективная реализация возможна с приобретением опыта не только учителем начальной школы, но и учениками. Эта модель также эффективна при организации игровых форм урока. Возможно также сочетание выше обозначенных моделей. При реализации любой модели учителю необходимо соблюдать требования СанПиН.

Список литературы:

1. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов // I-й съезд учителей информатики, сек. 5 - ВМК МГУ, 2011.
2. Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Интеллектуализация ИКТ-обучения // Учёные записки ИИО РАО -2009, №28.
3. Смольникова И.А. ИКТ как средство интеграции и интеллектуализации обучения. - М.: ВМиК МГУ, 2010.

© 2010-2022