Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Гоголевская основная

общеобразовательная школа Суджанского района Курской области»



Рассмотрено и утверждено Согласовано Введено в действие

На заседании педсовета зам. директора по УВР приказом по школе

Протокол №______ ______ /___________/ №____

От «___»_____ «___»________ от «___»________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса

«Окружающий мир»

1 класс

Составил учитель: Колычева Е.А.




Гоголевка

2015-2016 учебный год

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов А.А.Плешакова и др. Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

•Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

•Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

•Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

•Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

•Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

•Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

•Проговаривать последовательность действий на уроке.

•Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

•Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

•Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

•Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

•Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

•Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

•Слушать и понимать речь других.

•Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

•Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Содержание программы 1. Пояснительная записка. 2. Требования к уровню подготовки обучающихся. 3. Планируемые результаты 4. Содержание учебного курса 5. Сводная таблица по видам контроля 6. Учебно-тематический план 7. Календарно-тематическое планирование 8. Материально-технические обеспечение образовательного процесса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 1-4 классов А.А.Плешакова и др. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 ч в неделю - 66ч в год (33 учебные недели).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

• свой домашний адрес и адрес школы;

• правила безопасности при переходе улицы;

• правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

• основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе

Учащиеся должны уметь:

• различать объекты неживой и живой природы;

• различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

• рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

• сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

•Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

•Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

•Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

•Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

•Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

•Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

•Проговаривать последовательность действий на уроке.

•Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

•Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

•Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

•Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

•Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

•Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

•Слушать и понимать речь других.

•Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

•Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ


Виды контроля

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Год

Итого

Административный контроль




1

1

2

Диагностическая работа





1

1

Практических работ

2

2

3

3


10

Экскурсий

1

2

2

1


6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

теория

практика

предметные

метапредметные

личностные

1

Введение

1

1

1

Обучающийся научится различать средства познания окружающего мира. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.

Познавательные

Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями.

Коммуникативные обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

Регулятивные обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика».

задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке

Беседа по вопросам

2

Что и кто?

20

12

8

Обучающийся научится:

различать флаг и герб России;

узнавать некоторые достопримечательности столицы;

правильно переходить улицу;

различать изученные камни, растения, животных и созвездия;

сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

изготовлять модели Солнца и созвездий.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

проводить наблюдения в окружающем мире;

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Уметь работать в парах.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный вопрос.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос

3

Как, откуда и куда?

12

9

3

Обучающийся научится:

называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

правильно обращаться с электричеством;

сравнивать реку и море;

раздельно собирать мусор;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

проводить опыты с водой, снегом и льдом;

ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

мастерить кормушки и подкармливать птиц.

Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений

Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос

4

Где и когда?

11

11

Обучающийся научится:

различать прошлое настоящее и будущее;

называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы;

находить на глобусе холодные и жаркие районы;

различать животных холодных и жарких районов;

подбирать одежду для разных случаев;

соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

анализировать схему смены времён года и месяцев;

характеризовать природные явления в разные времена года;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный

Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос

5

Почему и зачем?

21

20

1

Обучающийся научится:

изготавливать модели звезд, созвездий, Луны;

объяснять причины возникновения дождя и ветра;

перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

различать овощи и фрукты;

различать виды транспорта;

описывать по плану своего домашнего питомца;

правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

наблюдать картину звёздного неба

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком - схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

• Работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

Уметь анализировать собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездия

работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездия;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос

6

Заключение

1

1

Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности.

Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Беседа по вопросам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Тип урока

Дата

план

факт

Введение (1 ч)

1

Задавайте вопросы!

Урок «открытия» нового знания

«Что и кто?» (20 ч)

2

Что такое Родина?

Урок «открытия» нового знания

3

Что мы знаем о народах России?

Урок «открытия» нового знания

4

Что мы знаем о Москве?

Урок «открытия» нового знания

5

Проект «Моя малая Родина».

Урок «открытия» нового знания

6

Что у нас над головой?

Урок «открытия» нового знания

7

Что у нас под ногами?

Урок «открытия» нового знания

8

Что общего у разных растений?

Урок «открытия» нового знания

9

Что растёт на подоконнике?

Урок «открытия» нового знания

10

Что растёт на клумбе?

Урок «открытия» нового знания

11

Что это за листья?

Урок «открытия» нового знания

12

Что такое хвоинки?

Урок «открытия» нового знания

13

Кто такие насекомые?

Урок «открытия» нового знания

14

Кто такие рыбы?

Урок «открытия» нового знания

15

Кто такие птицы?

Урок «открытия» нового знания

16

Кто такие звери?

Урок «открытия» нового знания

17

Что окружает нас дома?

Урок «открытия» нового знания

18

Что умеет компьютер?

Урок «открытия» нового знания

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Урок «открытия» нового знания

20

На что похожа наша планета?

Урок «открытия» нового знания

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

Урок рефлексии

«Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

Урок «открытия» нового знания

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Урок «открытия» нового знания

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Урок «открытия» нового знания

25

Как путешествует письмо?

Урок «открытия» нового знания

26

Куда текут реки?

Урок «открытия» нового знания

27

Откуда берутся снег и лёд?

Урок «открытия» нового знания

28

Как живут растения?

Урок «открытия» нового знания

29

Как живут животные?

Урок «открытия» нового знания

30

Как зимой помочь птицам?

Урок «открытия» нового знания

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Урок «открытия» нового знания

32

Откуда в снежках грязь?

Урок «открытия» нового знания

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».

Урок рефлексии

«Где и когда?» (11ч)

34

Когда учиться интересно?

Урок «открытия» нового знания

35

Проект «Мой класс и моя школа».

Урок «открытия» нового знания

36

Когда придёт суббота?

Урок «открытия» нового знания

37

Когда наступит лето?

Урок «открытия» нового знания

38

Где живут белые медведи?

Урок «открытия» нового знания

39

Где живут слоны?

Урок «открытия» нового знания

40

Где зимуют птицы?

Урок «открытия» нового знания

41

Когда появилась одежда?

Урок «открытия» нового знания

42

Когда изобрели велосипед?

Урок «открытия» нового знания

43

Когда мы станем взрослыми?

Урок «открытия» нового знания

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Урок рефлексии

«Почему и зачем?» (21 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Урок «открытия» нового знания

46

Почему Луна бывает разной?

Урок «открытия» нового знания

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

Урок «открытия» нового знания

48

Почему звенит звонок?

Урок «открытия» нового знания

49

Почему радуга разноцветная?

Урок «открытия» нового знания

50

Почему мы любим кошек и собак?

Урок «открытия» нового знания

51

Проект «Мои домашние питомцы»

Урок «открытия» нового знания

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Урок «открытия» нового знания

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Урок «открытия» нового знания

54

Зачем мы спим ночью?

Урок «открытия» нового знания

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок «открытия» нового знания

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Урок «открытия» нового знания

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Урок «открытия» нового знания

58

Зачем нужны автомобили?

Урок «открытия» нового знания

59

Зачем нужны поезда?

Урок «открытия» нового знания

60

Зачем строят корабли?

Урок «открытия» нового знания

61

Зачем строят самолёты?

Урок «открытия» нового знания

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Урок «открытия» нового знания

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Урок «открытия» нового знания

64

Зачем люди осваивают космос?

Урок «открытия» нового знания

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Урок «открытия» нового знания

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Урок рефлексии

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учителя.

1. ФГОС начального общего образования.

2. Федеральный базисный план.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.Просвещение 2012г.

4 . Сборник рабочих программ. 1-4 классы «Школа России» М. Просвещение 2012г.

5. Пособие для учителя. Окружающий мир. 1 кл., Плешаков A.A.

6. Учебник. Окружающий мир. 1 класс Плешаков А.А. М. Просвещение 2013г.

7 . Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 1 класс Плешаков A.A. М. Просвещение 2013г.

7 . От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для уч-ся. М.Просвещение 2012г.

8 . Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для уч-ся, М. Просвещение 2012 г.

Для учащихся

1. Учебник. Окружающий мир. 1 класс Плешаков А.А. М. Просвещение 2013г.

2 . Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 1 класс Плешаков A.A. М. Просвещение 2013г.

3 . От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для уч-ся. М.Просвещение 2012г.

Дополнительная литература

1. электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 кл. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

2. Демонстрационный экземпляр микроскопа;

3. Демонстрационный экземпляр глобуса;

4. компас;

5. таблицы (строение растения, организм человека);

6. географические и исторические карты;

7. модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

8. муляжи грибов, фруктов и овощей;

9. Коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

10. гербарии дикорастущих и культурных растений.

30


© 2010-2022