- Преподавателю
- Начальные классы
- Литературное чтение на тему: Л. Толстой. Лев и собачка
Литературное чтение на тему: Л. Толстой. Лев и собачка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зинчук О.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Цели урока:
-ознакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»;
- совершенствовать навыки чтения, словарный запас детей;
-формировать глубокое понимания смысла текста, умение логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам;
-воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Ход урока
-
Организационный момент.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись! Тихо сели.
-
Разминка.
- Правильно, осознанно и выразительно читать - это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки.
Бедная собака - бросили её.
Старая собака - где её жильё?
Злой хозяин, вредный
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог!
- Прочитаем в полголоса, вдумаемся в слова.
- С какой интонацией будем читать стихотворение? Почему?
- Найдём в стихотворении имена прилагательные.
- Прочитайте, выделяя их голосом.
- Какие прилагательные характеризуют собаку? Хозяина?
- Почему собака «бедная»?
- Прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
3. Актуализация знаний.
- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
- Дети, а у кого из вас есть собаки?
- Как вы заботитесь о них?
- А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное.
- А кто из вас был в зоопарке? Кого там видели?
- А кто видел льва?
- Что вы можете рассказать об этом животном?
4. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?
- Кто знает автора этого рассказа?
- Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом?
- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
5. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка»
6. Работа по теме урока.
а) Беседа.
- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?
- Что значит быль?
- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.
б) Знакомство с текстом. Чтение учителем.
-Послушайте внимательно историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком)эта быль?
Физкультминутка.
-Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
- Было ли вам кого - нибудь жалко?
в) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
- Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин - богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла - умерла.
Засовы - большие дверные задвижки.
г) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.
д) Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
- Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил - значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?
Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .
- Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.
( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
- Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
-С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята - это … (дети высказывают свое мнение).
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
7. Итог урока: рефлексия.
- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
- С каким чувством вы уходите с урока?
8.Домашнее задание: перечитать рассказ и подготовить его пересказ.
5