- Преподавателю
- Начальные классы
- Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Квасникова Н.Ю. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»г. Кемерово
Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе
подготовила
Квасникова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
г. Кемерово
2016
Рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе
Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов. Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.
- Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
- Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
- Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
- Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
- Желателен текст с иллюстрациями.
- Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
- Разделять текст на небольшие смысловые части.
- В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
- При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
- Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.
- Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
- Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
- Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
- Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
- Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
- Предусмотреть работу в парах, в группах.
- Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
- Предлагать четкие алгоритмы для работы.
- Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
- Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
- Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.
- Обязательное использование наглядных средств.
- В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
- Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
- Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
- Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
- Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.
- Побуждение ребенка к повторению задания.
- Задание можно формулировать в несколько этапов.
- При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
- Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
- Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
- Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
- Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.
- Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
- Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
Разнообразие существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Используемая литература:
- Белопольская Н.Л. «Некоторые вопросы консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»//Дефектология. 1999.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». - М., 1998.
-
Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93
- Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» - М.: «ПЕДАГОГИКА - ПРЕСС», 1993
-
Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.: ил.
-
Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.
- Петров А.П., Серова Г.А. и др. «Волшебная страна сказок» /Программа «Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья» - «Российский детский фонд», 2007
- Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Издательство «Школьная пресса», 2004, 2005