- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Червякова Ж.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет: русский язык
Учитель: Червякова Жанна Васильевна
Класс: 4 класс
Авторы программы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Урок №42 согласно календарно-тематическому планированию
Тема: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но»
Тип урока: комбинированный
Цель: ввести понятие сложного предложения; формировать умение различать простое и сложное предложения; познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении; развивать речь учащихся при конструировании сложных предложений.
-
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. Универсальные учебные действия:
- в сфере личностных универсальных учебных действий: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
- в сфере познавательных универсальных учебных действий: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
- Оборудование: учебник, ПК, презентация, дидактический материал.
Этапы занятия
Планируемые результаты
Содержание деятельности педагога
Содержание деятельности детей
-
Организационный момент
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
На уроке не зевай -
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
- Запись числа и классной работы.
Приветствуют учителя
-
Актуализация знаний
Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность; - развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
Словарный диктант
Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.
Орфографическая физминутка:
-Выписать из стихотворения слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ.
Буквы Ч и Н рядом на диванчике
Сочники, пончики едят,
Чай, налив в стаканчики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так -
Нет не получается!
В Ч + Н, запомни прочно,
Мягкий знак не нужен точно!
В Ч + Н не нужен он.
Кто не нужен выйди вон!
Л. Уланова.
Работают по заданию учителя
III. Самоопределение к деятельности
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Солнце встало и осветило окрестность.
Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
- Чем похожи? (В них содержится одна и та же мысль)
- Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет).
- Как вы думаете почему? (ответы детей)
- Найдите грамматическую основу в первом предложении. (Солнце встало и осветило)
- Какую роль в этом предложении играет союз И? (он объединяет однородные члены предложения)
- Найдите грамматическую основу во втором предложении. (Солнце встало, окрестность озарилась)
- Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он соединяет две части сложного предложения)
- Откройте учебник на с. 75 и определите тему урока.
- На какой вопрос нам сегодня предстоит дать ответ?
- Сформулируйте задачи урока.
- В них содержится одна и та же мысль.
- Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет.
- Солнце встало и осветило.
- Он объединяет однородные члены предложения.
- Солнце встало, окрестность озарилась.
- Он соединяет две части сложного предложения.
- Простые и сложные предложения. - Узнать, что такое сложное предложение, чем отличаются сложные предложения от простых, поупражняться в постановке знаков препинания в этих предложениях.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
V. Физкульт-минутка
VI. Закрепление изученного материала
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Упр. 118 (с. 75)
-Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и задание Совёнка.
-Докажите, что прочитанное вами речевое высказывание-предложение.
- Прочитайте, что об этом говорит Ваня.
- Как вы понимаете его слова: «Частей в этом предложении много?»
-Выпишите главные члены предложения по образцу.
- Сколько получилось основ?
(Вводится термин «сложное предложение»)
- Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как вы теперь понимаете слова Вани?
- Как определить, сколько частей в сложном предложении?
- Как отделяются части сложного предложения?
Поупражняемся в выделении частей в сложном предложении.
Упр. 119 (с.75)
Упр. 120 (с. 76)
(Комментированное письмо. Учащиеся упражняются в составлении сложных предложений из простых)
- Как будут соединены части предложения (Бессоюзной связью)
- Прокомментируйте предложения, объяснив постановку запятых.
- Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ?
-Сколько частей во втором предложении?
- Как запишем предложение? (Запишем строфой. Это стихотворение.)
- Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ?
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
Упр. 121 (с. 76)
- Прочитайте первое предложение. Найдите в нём главные члены.
(Снежинки падали, улеглись, окаймили)
- Сколько получилось основ? (Одна)
-Почему перед союзом и не стоит запятая? (Союз соединяет не части сложного предложения, а однородные члены)
Упр. 77 (с. 49), 78 (с.50)
Учащиеся читают, доказывают и читают высказывание Вани.
- Пять
Учащиеся находят части сложных предложений, определяют их основы, наблюдают за интонацией и над знаками препинания.
- Бессоюзной связью
- Запишем строфой. Это стихотворение
Имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - приседают. На словах «выше, выше» - встают и вытягивают руки вверх.
- Снежинки падали, улеглись, окаймили.
- Одна.
- Союз соединяет не части сложного предложения, а однородные члены.
Учащиеся записывают одно стихотворение по памяти. Взаимопроверка.
Учащиеся определяют грамматические основы, вставляют пропущенные орфограммы, дают ответ на вопрос о виде каждого предложения.
VII. Рефлексия
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные:
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Предметные:
- усвоение правил постановки запятых в сложном предложении
Презентация
«Расставьте знаки препинания» (слайд №4)
-Какое предложение называется сложным?
- Когда перед союзом и вы поставите запятую, а когда не поставите?
Дети находят грамматическую основу и расставляют знаки препинания.
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Метапредметные
- умение обобщать полученную информацию;
- умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку
«Я полностью справился с заданием самостоятельно».
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…» «Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»
Упр. 79. (с. 50) в рабочей тетради, упр. 76 (с. 49)
Отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.