• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Учитель: Червякова Жанна Васильевна

Класс: 4 класс

Авторы программы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок №42 согласно календарно-тематическому планированию

Тема: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но»

Тип урока: комбинированный

Цель: ввести понятие сложного предложения; формировать умение различать простое и сложное предложения; познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении; развивать речь учащихся при конструировании сложных предложений.

  • Планируемые результаты:

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. Универсальные учебные действия:

  • в сфере личностных универсальных учебных действий: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
  • в сфере познавательных универсальных учебных действий: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

  • Оборудование: учебник, ПК, презентация, дидактический материал.



Этапы занятия

Планируемые результаты

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

  1. Организационный момент

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

На уроке не зевай -

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

- Запись числа и классной работы.

Приветствуют учителя


  1. Актуализация знаний

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность; - развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.

Словарный диктант

Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.

Орфографическая физминутка:

-Выписать из стихотворения слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ.

Буквы Ч и Н рядом на диванчике

Сочники, пончики едят,

Чай, налив в стаканчики.

Между ними мягкий знак

Втиснуться пытается.

Он и этак, он и так -

Нет не получается!

В Ч + Н, запомни прочно,

Мягкий знак не нужен точно!

В Ч + Н не нужен он.

Кто не нужен выйди вон!

Л. Уланова.

Работают по заданию учителя


III. Самоопределение к деятельности

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Солнце встало и осветило окрестность.

Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

- Чем похожи? (В них содержится одна и та же мысль)

- Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет).

- Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Найдите грамматическую основу в первом предложении. (Солнце встало и осветило)

- Какую роль в этом предложении играет союз И? (он объединяет однородные члены предложения)

- Найдите грамматическую основу во втором предложении. (Солнце встало, окрестность озарилась)

- Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он соединяет две части сложного предложения)

- Откройте учебник на с. 75 и определите тему урока.

- На какой вопрос нам сегодня предстоит дать ответ?

- Сформулируйте задачи урока.

- В них содержится одна и та же мысль.

- Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет.

- Солнце встало и осветило.

- Он объединяет однородные члены предложения.

- Солнце встало, окрестность озарилась.

- Он соединяет две части сложного предложения.

- Простые и сложные предложения. - Узнать, что такое сложное предложение, чем отличаются сложные предложения от простых, поупражняться в постановке знаков препинания в этих предложениях.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику




V. Физкульт-минутка

VI. Закрепление изученного материала


2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Упр. 118 (с. 75)

-Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и задание Совёнка.

-Докажите, что прочитанное вами речевое высказывание-предложение.

- Прочитайте, что об этом говорит Ваня.

- Как вы понимаете его слова: «Частей в этом предложении много?»

-Выпишите главные члены предложения по образцу.

- Сколько получилось основ?

(Вводится термин «сложное предложение»)

- Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как вы теперь понимаете слова Вани?

- Как определить, сколько частей в сложном предложении?

- Как отделяются части сложного предложения?

Поупражняемся в выделении частей в сложном предложении.

Упр. 119 (с.75)


Упр. 120 (с. 76)

(Комментированное письмо. Учащиеся упражняются в составлении сложных предложений из простых)

- Как будут соединены части предложения (Бессоюзной связью)

- Прокомментируйте предложения, объяснив постановку запятых.

- Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ?

-Сколько частей во втором предложении?

- Как запишем предложение? (Запишем строфой. Это стихотворение.)

- Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ?

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Упр. 121 (с. 76)

- Прочитайте первое предложение. Найдите в нём главные члены.

(Снежинки падали, улеглись, окаймили)

- Сколько получилось основ? (Одна)

-Почему перед союзом и не стоит запятая? (Союз соединяет не части сложного предложения, а однородные члены)

Упр. 77 (с. 49), 78 (с.50)

Учащиеся читают, доказывают и читают высказывание Вани.

- Пять

Учащиеся находят части сложных предложений, определяют их основы, наблюдают за интонацией и над знаками препинания.

- Бессоюзной связью

- Запишем строфой. Это стихотворение


Имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - приседают. На словах «выше, выше» - встают и вытягивают руки вверх.

- Снежинки падали, улеглись, окаймили.

- Одна.

- Союз соединяет не части сложного предложения, а однородные члены.

Учащиеся записывают одно стихотворение по памяти. Взаимопроверка.

Учащиеся определяют грамматические основы, вставляют пропущенные орфограммы, дают ответ на вопрос о виде каждого предложения.

VII. Рефлексия

Личностные:

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Предметные:

- усвоение правил постановки запятых в сложном предложении

Презентация

«Расставьте знаки препинания» (слайд №4)

-Какое предложение называется сложным?

- Когда перед союзом и вы поставите запятую, а когда не поставите?

Дети находят грамматическую основу и расставляют знаки препинания.

VIII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Метапредметные

- умение обобщать полученную информацию;

- умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.

По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку

Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но» (4 класс)

«Я полностью справился с заданием самостоятельно».


«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…» «Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»

Упр. 79. (с. 50) в рабочей тетради, упр. 76 (с. 49)

Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.


© 2010-2022