Родительское собрание в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника

Память человеку необходима для проявления души.

Блез Паскаль

Без памяти человек не может ничего изобрести,

не может скомбинировать и двух идей. Вольтер

Цель: оценить значимость развития памяти младшего школьника .

Задачи собрания:

  1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

  2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития памяти детей.

  3. Рекомендовать к использованию материал(упражнения, памятка, тексты, литературу) для развития памяти у обучающихся.

Вопросы для обсуждения:

  • Значение памяти в учебной деятельности.

  • Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

  1. Оформление выставки литературы по проблеме собрания.

  2. Рекомендуемая литература для родителей;

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

  2. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.

  3. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

  4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

  1. Анкетирование детей и родителей.

Анкетирование учащихся.

- Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Анкетирование родителей.

- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?

- Трудно ли ему выполнить домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?

- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?

- Необходимо ли вам помочь в обучении приёмам тренировки памяти?

  1. Тестирование учащихся класса по проблеме собрания.

Для того чтобы не быть голословным, классный руководитель должен показать родителям реальные результаты работы памяти учащихся.

Для этого, готовясь к собранию, он может провести исследования функций памяти учащихся. Такое исследование познавательных процессов учащихся 4 класса необходимо ещё и потому, чтобы в 5классе педагоги, которые будут с детьми работать, не списывали сложности адаптационного периода обучения учащихся-пятиклассников на неспособность и отсутствие интеллектуальных данных.

Исследования можно провести следующие:

  1. Числовые ряды.

Учащимся предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра учитель предлагает учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Учитель повторяет выполнение задания несколько раз. Ряды:

3, 7, 4, 8, 9, 5

2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8

8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8

5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7

1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2

Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и неправильно воспроизведённые числа учащиеся зачёркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из 5 чисел. Это число удержания близко к норме ( 7 + 2 )

  1. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.

Учащимся следует внимательно посмотреть на карту в течение 20 секунд и запомнить количество изображённых знаков, их расположение, последовательность и записать на лист бумаги.

Анализ полученных результатов позволяет судить об объёме зрительной памяти.

9 2 W G

А R 6 4

С 5 Х В


  1. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в каком они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1

4 1 6 2 3

5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения - 2 минуты. Ключ

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

  • Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.

  • Если в одном - то как удовлетворительная


  1. Выставка рисунков детей «Рисование по памяти натюрморта».

Учащимся предъявляется набор предметов, которые они должны нарисовать: яблоко, груша, ваза, банан, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются. Учащиеся должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.

6.Памятка для учащихся по развитию памяти.

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.

  • Ставьте себе цель запомнить надолго.

  • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.

  • Многократно повторяйте изученное.

  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.

  • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.

  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда - за дело!




Ход занятия


1.Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:

- какое сегодня число? - спрашивает у своего друга товарищ.

- Не знаю, - отвечает тот.

- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она вчерашняя!

Этот разговор об очень важном мыслительном процессе - памяти, существование человека как человека без него невозможно.

Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и своих родных.

Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

2.Анализ тестирования учащихся.

Классный руководитель приводит результаты проверки функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

3.Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.

4.Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение №1.

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение №2.

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение №3.

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, и вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение №4.

Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение №5.

Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

Зима

Дом

Лето

Пень

Мама

Поле

Стол

Пожар

Клёст

Лес

Упражнение №6.

Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение №7.

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение №8.

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4 букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть их читает до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение №9.

Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение №10.

Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 - 10 секунд.

При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение - пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

Через 10 - 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

Весёлый праздник Сомнение

Радость Зависть

Гнев Сила воли

Мальчик-трус Болезнь

Отчаяние Успех

Быстрый человек Дружба

Скорость Смелый поступок

Печаль Справедливость

Вкусный ужин Хороший товарищ

Тёплый ветер Мороз

Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребёнком дома, апробируются с родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

5.Заключительное слово классного руководителя.

Главное условие работы с ребёнком - это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания - будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.

Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи - в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

  1. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.



© 2010-2022