- Преподавателю
- Начальные классы
- Описание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьников
Описание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юрасова С.И. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
(Выступление на районной секции учителей начальных классов)
Приложение: электронная презентация
Учитель начальных классов
МБОУ Погребская средняя
общеобразовательная школа
Юрасова С.И.
25.04.2012 г.
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно приказа Министерства образования и науки РФ, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Осуществляется внеурочная деятельность во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Рекомендуемый объем учебного времени - 3 часа и более в неделю.
Направления внеурочной деятельности
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Различные образовательные системы и учебно-методические комплекты для организации внеурочной деятельности предлагают органично связанные с учебным процессом программы научных клубов младших школьников, кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и т.д. Это оказывает посильную помощь в реализации направлений внеурочной деятельности.
Образовательные цели и результаты внеурочной деятельности школьников В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования реализуется цель разностороннего развития личности и осуществляются задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья школьников;
- формирование умений учиться и способности к организации своей деятельности, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе;
- социализация личности, развитие социального опыта школьника, приобщение к нормам, установкам общества и социальных групп;
- стимулирование творческой самореализации личности младшего школьника.
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий умениями учиться, способный к организации собственной деятельности;
- обладающий трудовыми умениями, ответственно относящийся к труду и продуктам труда;
- чувствующий, понимающий и владеющий искусством, участвующий в художественно творческой деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, т.е. школьник знает и понимает общественную жизнь (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о познавательной деятельности, о нормах этики и морали, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о здоровом образе жизни, о памятниках мировой и отечественной культуры и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, т.е. школьник ценит общественную жизнь (человек, семья, здоровье, Отечество, природа, мир, культура, труд). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социокультурных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия, т.е. школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в общественной, культурной, природной среде. Для младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- развитие коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетенции школьников;
- формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
- спортивно-оздоровительное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное.
Структура и содержание программы внеурочной деятельности:
- введение, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
- перечень основных разделов программы, с указанием выделенных на их реализацию часов;
- описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
- характеристика основных результатов, на которые ориентирована.
Общеинтеллектуальное направление реализуется программой «Игровая математика». Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений. Задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- обеспечить интеллектуальное развитие, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- формировать умение учиться;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и моделировать схемы изделий;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
В целях реализации спортивно-оздоровительного направления введен факультативный курс «Ритмика». Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Задачи:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;
- развитие интереса к формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
- воспитание организованной, гармонически развитой личности;
- развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
Социальное направление реализуется курсом «Я - исследователь». Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Вашему вниманию хочу представить фрагменты занятий курса «Я - исследователь». Мы работали над проектом «Кем быть?». Перед собой мы поставили цель - сформировать представление о разнообразии профессий.
Мы встречались с представителями различных профессий: музыкальным работником, воспитателем, фельдшером. Цель этих занятий - знакомство с профессиями, развитие у обучающихся умения задавать вопросы. Мы посетили библиотеку, где дети ознакомились с профессией библиотекаря и учились работать с дополнительной литературой, искать нужную им информацию по заданной теме (стихи, загадки, пословицы о профессиях). На следующем этапе работы над проектом обучающиеся играли в сюжетно-ролевые игры. В такой близкой социальной среде ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний. Результатом нашей работы над проектом стала книжка-самоделка «Хочу стать…» В результате этой работы у детей проявился интерес к той или иной профессии. Вот так они видят себя в будущем.
9