Описание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Описание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьников

(Выступление на районной секции учителей начальных классов)
Приложение: электронная презентация







Учитель начальных классов

МБОУ Погребская средняя

общеобразовательная школа

Юрасова С.И.



25.04.2012 г.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно приказа Министерства образования и науки РФ, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Осуществляется внеурочная деятельность во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Рекомендуемый объем учебного времени - 3 часа и более в неделю.
Направления внеурочной деятельности

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.


Различные образовательные системы и учебно-методические комплекты для организации внеурочной деятельности предлагают органично связанные с учебным процессом программы научных клубов младших школьников, кружковую работу, организуемую с помощью различных программ, организацию факультативов, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе и т.д. Это оказывает посильную помощь в реализации направлений внеурочной деятельности.

Образовательные цели и результаты внеурочной деятельности школьников В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования реализуется цель разностороннего развития личности и осуществляются задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья школьников;
  • формирование умений учиться и способности к организации своей деятельности, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе;
  • социализация личности, развитие социального опыта школьника, приобщение к нормам, установкам общества и социальных групп;
  • стимулирование творческой самореализации личности младшего школьника.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет» выпускника начальной школы):
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий умениями учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • обладающий трудовыми умениями, ответственно относящийся к труду и продуктам труда;
  • чувствующий, понимающий и владеющий искусством, участвующий в художественно творческой деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней. Первый уровень результатов - приобретение школьником знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, т.е. школьник знает и понимает общественную жизнь (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о познавательной деятельности, о нормах этики и морали, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о здоровом образе жизни, о памятниках мировой и отечественной культуры и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, т.е. школьник ценит общественную жизнь (человек, семья, здоровье, Отечество, природа, мир, культура, труд). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социокультурных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия, т.е. школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в общественной, культурной, природной среде. Для младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
  • развитие коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетенции школьников;
  • формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.
Каждому уровню результата внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, т.е. ряд структурно и содержательно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеурочной деятельности. Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Организуя внеурочную деятельность необходимо ориентироваться на воспитательный результат и отличать его от воспитательного эффекта. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата) Программа внеурочной деятельности в нашей школе реализуется в трех направлениях:
  • спортивно-оздоровительное;
  • общеинтеллектуальное;
  • социальное.

Структура и содержание программы внеурочной деятельности:
  • введение, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
  • перечень основных разделов программы, с указанием выделенных на их реализацию часов;
  • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
  • характеристика основных результатов, на которые ориентирована.
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то содержание должно быть разбито по разделам или модулям, представляющим тот или иной вид деятельности.
Общеинтеллектуальное направление реализуется программой «Игровая математика». Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений. Задачи:
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • формировать умение учиться;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и моделировать схемы изделий;
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
1 занятие: Тема: «Танграм». Цель: - познакомить с древней китайской головоломкой - танграм. На данном занятии дети познакомились с одной из игр из серии «Геометрический конструктор», а затем учились складывать из деталей какую-либо фигуру (страуса). 2 занятие: Тема: «Веселый счет» На данном занятии дети разделились на две группы и соревновались, выполняя математические задания. 3 занятие: Тема: «Математические игры» На данном занятии дети играли в различные математические игры - настольные и подвижные игры с применением математических знаний: «Полет на Марс», «Вызов номеров», «Веселая геометрия» и др. Перед вами фрагмент игры «Полет на Марс» и «Веселая геометрия».

В целях реализации спортивно-оздоровительного направления введен факультативный курс «Ритмика». Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Задачи:
  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;
  • развитие интереса к формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
  • воспитание организованной, гармонически развитой личности;
  • развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
1 занятие: Тема: «Азбука музыкального движения. Развитие ритмического восприятия» Цель: развитие музыкального слуха, музыкального такта. На данном занятии мы прослушивали различные ритмы и мелодии, выполняли хлопки под музыку, играли на музыкальных инструментах. 2 занятие: Тема: «Развитие музыкальности» Мы знакомились с различными музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Учились различать танцы по характеру, темпу, размеру. Затем детям предлагались вразброс мелодии танца, марша, песни. Дети должны были выполнить заданные движения. Под марш они маршировали, под песню брали микрофон и открывали рот, словно поют, под танец выполняли танцевальные движения. 3 занятие: Тема: «Развитие пластики тела. Упражнения на осанку» На данном занятии осваивалась система упражнений, направленная на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса, на развитие мышц спины, брюшного пресса. На следующих занятиях мы разучивали танцы: полька, диско-танец.

Социальное направление реализуется курсом «Я - исследователь». Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи:
  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Вашему вниманию хочу представить фрагменты занятий курса «Я - исследователь». Мы работали над проектом «Кем быть?». Перед собой мы поставили цель - сформировать представление о разнообразии профессий.
Мы встречались с представителями различных профессий: музыкальным работником, воспитателем, фельдшером. Цель этих занятий - знакомство с профессиями, развитие у обучающихся умения задавать вопросы. Мы посетили библиотеку, где дети ознакомились с профессией библиотекаря и учились работать с дополнительной литературой, искать нужную им информацию по заданной теме (стихи, загадки, пословицы о профессиях). На следующем этапе работы над проектом обучающиеся играли в сюжетно-ролевые игры. В такой близкой социальной среде ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний. Результатом нашей работы над проектом стала книжка-самоделка «Хочу стать…» В результате этой работы у детей проявился интерес к той или иной профессии. Вот так они видят себя в будущем.

























Описание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьников



Описание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьниковОписание опыта работы по теме Организация внеурочной деятельности младших школьников

9



© 2010-2022