- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Э. Мошковская Вода в колодце (Перспективная начальная школа)
Конспект урока по литературному чтению Э. Мошковская Вода в колодце (Перспективная начальная школа)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Динер С.В. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока:
Э.Мошковская "Вода в колодце". Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота"
Цели:
-
Довести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия. Учить отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
-
Развивать внимание, мышление, наблюдательность.
-
Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.
-
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
УУД:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; анализ характеров героев; работа с дидактическими иллюстрациями.
Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности
Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Ход урока
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу и гостям добрым взглядом. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца тёплыми чувствами.
II. Основная часть.
1. Актуализация
- С какими понятиями познакомила нас Летучая Мышь? (Небылицы, сказки, рассказы)
Работа в группах
Ребята получают задания на карточках:
Прочитайте текст. Определите, к какому жанру он относится.
-
Жила-была на дне реки большая-пребольшая щука. И вот отправилась она однажды на охоту. Устроила в водорослях засаду и затаилась. Ждет, наблюдает. Вдруг увидела одиноко плывущего карася. Видать, от стаи отбился. Щука погналась за ним. Карась же, хоть и небольшого ума был, но понял: сейчас его кушать будут. Да как пустится наутек! Только пятки (простите, плавники) засверкали Щука от эдакой наглости, так растерялась, что даже не обиделась. А потом встрепенулась и рванула за карасем во всю свою прыть. Она плыла, не разбирая дороги, и поэтому не заметила, как карась вдруг метнулся в сторону. Сама же щука на полной скорости врезалась в густую тину, да и застряла. А карась, отдышавшись, спокойно поплыл по своим делам. (сказка)
-
В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!(сказка)
-
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать. (небылица) -
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет. (небылица) -
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка - на мак. Желтая - на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (рассказ) -
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (рассказ)
После коллективного чтения и обсуждения один человек из группы выразительно читает текст, другой доказывает, к какому жанру он принадлежит.
Фронтальная работа
- Какова цель каждого из этих жанров?
Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа - " рассказать" случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
2. Постановка цели и задач урока
- Ребята, мы с вами читали очень много интересных рассказов, сказок, стихотворений поэтов, писателей, рассматривали картины художников. В чём же секрет их творчества?
Мы поработали прекрасно!
Сюжеты разные нашли.
Все потрудились не напрасно,
Рассказы ваши хороши!
А в чём же творчества секрет?
Сегодня мы найдём ответ.
Ответить на этот вопрос помогут нам в этом сегодня поэтесса и художник.
Откройте учебник на стр.122 и прочитайте небольшое стихотворение. Можете сказать, кто автор этих- строк?
- Эмма Мошковская. Знакомы ли мы с творчеством Э. Мошковской. Кто помнит стихотворения, которые мы читали?
-Кто нам поможет сегодня открыть секрет творчества? Э. Мошковская, художник Павел Филонов и их герои.
3. Работа с произведением Э.Мошковской "Вода в колодце"
Вероника нам коротко расскажет о Э.Мошковской.
Слайд №1
(Мошковская Эмма Эфраимовна (1926-81) , русская детская писательница.
Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. Занималась переводами, писала стихи и рассказы.
Ее стихи, тонко передают мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний Сборники вышедшие при жизни :"Дядя Шар", 1962; "Слушай, дождик!", 1963; "Сто ребят - детский сад", 1965; "Дом построили для всех", 1970.
После смерти Мошковской в 1981 году, были изданы еще два сборника стихов - «Хорошие вести» и «Дедушка Дерево»)
1) Чтение про себя. Прочитайте друг другу по очереди выразительно. Поделитесь своими мыслями о прочитанном в паре.
- Кто желает поделиться со всеми нами? Кто желает прочитать вслух?
2) Образцовое чтение (читает 1 ученик)
3) Вопросы:
- Вам понравилось стихотворение?
- Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она? (свежая, студёная, чистая, холодная)
- Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэтессы вода обладает почти волшебными свойствами? (В неё падают звёзды, кто напьётся, тот обязательно засмеется). Автор рассказывает нам о жизни в городе, в деревне или на даче? Подтвердите мнение. Я думаю нам, жителям села это легко догадаться. У кого есть колодец? А вы замечали, какая у вас вода? А чем дом отличается от избы по-вашему? Изба́ - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом. Кто живёт в избе? А у кого сено заготовлено на зиму? А для кого оно? А вы любите запах сена? А чем оно пахнет? А что оно может вам напомнить зимой? Я когда была маленькая и мои родители всегда держали хозяйство. Я любила зимой, когда папа давал сено корове, выискать в сене сушеные веточки клубники и мне удавалось найти на них засушенные ягодки. Я очень радовалась, что это мне напоминало лето.
- А удалось ли поэтессе передать запах воды? (Дети находят подтверждение)
- А самое главное, вода пахнет "деньками" счастливыми. Как вы понимаете эти слова? (она пахнет детством, летом, каникулами)
- Ценит ли герой - рассказчик время, проведённое в этом месте? (да, часто вспоминает, об этом говорят запахи из памяти героя)
- Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир)
- Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия?
-В каком ещё произведении мы встречали в этом году описание ключевой воды? (Ю.Коваль«Вода с закрытыми глазами»)
- Найдите в этом рассказе описание вкуса ключевой воды. На какой странице?(стр.59)
-Есть ли сходства в описания воды разными авторами? ( да)
- Ю. Коваль обладает особым взглядом на мир? Что ему в этом помогает? (фантазия и воображение)
Физкультминутка
4. Поход в "Музейный дом"
- А ещё мы попробуем раскрыть секрет творчества художника Павла Филонова. Мы познакомимся с его репродукцией «Нарвские ворота». Может, кто знает, что такое? Где они находятся? Почему так названы? Ребятам из посёлка Мирного Костя Погодин рассказал О Нарвских воротах на стр. 122, а нам расскажет Кирилл Жабин. (Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1814 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Россия победоносно завершила войну с Францией. Чтобы торжественно встречать победителей, всего за один месяц построили эти ворота.
Такое название этому памятнику дано в связи с его расположением у начала дороги на реку Нарву.
В 1834 году Нарвские ворота возобновили. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.)
Нарвские Триумфальные ворота до настоящего времени, сохранив свой исторический облик, являются одним из величественных монументов военной славы России. После окончания реставрации в 2004 г. возобновилась работа музея-памятника. С октября 2004 работает военно-исторический клуб. Перед воротами проводится торжественный церемониал смены караула, и строевые занятия членов клуба в форме начала 19 века. Я думаю, что многим из вас посчастливится в своей жизни побывать в Санкт- Петербурге и увидеть всё своими глазами не только это, а ещё многие исторические места нашей Родины. Мне это посчастливилось увидеть 3 года назад.
Слайд №2
- Кто знает, что такое арка? (Значения слова находят в толковом словаре)
Теперь я думаю, мы готовы сходить в музей.
- Найдите в " Музейном доме фотографию "Нарвские ворота"
- А теперь рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова.
- Видите коней? Фигуру наездника?
- А арку под конной группой видите?
- Догадались, какое время года изобразил художник? (зимой или ранней весной)
- Почему так думаете? (На мостовой, на крышах домов и на деталях самих ворот лежит снег, люди тепло одеты- они в пальто, головных уборах и валенках (центральная фигура под аркой))
- А какой день погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение (день погожий и солнечный, пятна золотистого - оранжевого цвета оживляют всю поверхность картины и создают ощущение движения солнечных бликов)
- А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? (На картине ворота слились с городом в единое целое: ворота с колесницей, дома, мостовая, фигурки людей внизу - всё это написано одинаковыми мазками и пятнышками и решено в одной цветовой гамме)
- А где они стоят обособленно, отдельно от города? (На фотографии ворота стоят обособленно, отдельно от города, представляя собой торжественный вход (въезд) в него. Ворота на фотографии отделены от города и по своей окраске: тёмный серо-зелёный цвет, который медь приобретает со временем, резко выделяется на светлом фоне домов и площадки, на которой стоят ворота)
- Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?
- Сравни изображение коней на картине и на фотографии. (Кони на картине Филонова все разные, у них разные наклоны головы, по разному поставлены ноги, разное выражение морд. Кони на картине как будто ожили)
- На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные, сказал Миша. На картине как будто кони ожили, - заметила Маша.
- Вам не кажется, что художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики? Кто догадался, зачем он это делает? - спросила Анишит Йокоповна.
- А тебе удалось догадаться?
Миша сказал:
- Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
Костя Погодин решил уточнить:
- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.
- А что скажешь ты?
- Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой, праздничной.)
5 Вывод
-В чём же секрет творчества поэтов и художников? (В развитой фантазии и воображении.)
- Фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой и праздничной.
III. Итог.
Рефлексия деятельности
3) Д.з - по рабочей тетради стр. № , выполнить задание, по желанию выучить стихотворение Мошковской наизусть, найти и прочитать другие стихи Мошковской.
У нас есть свои художники в классе, может тоже попробуют нарисовать свою картину мозаикой?
9