Рабочие программы по внеурочной деятельности 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочие программы по внеурочной деятельности 1 классПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. На основе какой примерной программы разработана данная программа
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская

2. Кому адресована программа: направление внеурочной деятельности, класс, возраст детей, общее кол-во часов

Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована в рамках общеинтеллектуального направления. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися первого класса Организация работы по программе «Риторика» рассчитана на обучающихся 1 класса, 1 час в неделю (33 часа)
3. Концепция (основная идея программы)


В начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознанным носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
4. Обоснование (значимость, актуальность, новизна) Актуальность и новизна данной программы заключается в конкретизации содержания предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Так же, обоснованность данной программы заключается в том, что: 1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Риторика», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2. Предложен путь целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова; развития на этой основе языкового чутья детей. 3. Состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса. 4. Усилено внимание к темам «Общение» и «Речевые жанры». 5. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения. 6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
5. Цель, задачи, основные принципы Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). Задачи учебного предмета - обучение умелой, искусной, а точнее, эффективной устной и письменной речи. Поэтому в центре современной риторики - обучение эффективному общению.
6. Формы организации воспитательного процесса
  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
  • образовательное путешествие;
  • творческая мастерская;
  • конференции;
  • исследование;
  • презентация;
  • диагностика;
  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;
Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки достижений учащихся - письменные работы (альбомы, газеты, фотовыставки) и т.д.
7. Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные результаты первого, второго, третьего уровня (по возможности) Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений: - осознавать роль речи в жизни людей; - оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений: - различать устное и письменное общение; - различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; - уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
8 Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации воспитательного процесса по программе. При составлении данной рабочей программы использована программа «Детская риторика» Т. А. Ладыженской. В программе выделяются два основных блока:
  1. «Общение» - соотносящийся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой. Он даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации, её компонентах - на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении;
  2. «Речевые жанры» - соотносящийся с так называемой частной риторикой. Даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т. е. текст определённой коммуникативной направленности. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т. к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
  1. первые (У-1) связаны с умением анализировать и оценивать общение;
  2. вторые (У-2) с умением общаться - в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры».
9. Система оценки достижений учащихся
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка; -участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; -иллюстрирование, выразительное чтение; -сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. -решение риторических задач; -знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.) Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Умения

Понятийные и инструментальные знания

ОБЩЕНИЕ - 17 ч.


Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

Виды общения


У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах). У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Речевая деятельность

У-1. Слушать учителя, его объяснения. У-2. Быть хорошим слушателем. У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения. У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. У-2. Уместно, умело использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности. У-2. Сочинять считалки, загадки. У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации. У-2. Пользоваться подходящими приемами ознакомительного чтения. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.) Вывеска. Скороговорка. Чистоговорка. Считалка. Загадка. Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой). Некоторые приемы ознакомительного чтения.
У-1. Анализировать шрифтовые выделения (в том числе и цветом) в текстах учебников. Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорят шрифт, иллюстрации).

Речь правильная и хорошая (эффективная)

У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего. У-2. Исправлять замеченные ошибки. Недочеты в речи. Правильная и неправильная речь.

Речевой этикет

У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения. У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Разговор по телефону.

ТЕКСТ - 16 ч.

Речевые жанры

У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. У-1. Определять тему и основную мысль текста. У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Этикетные речевые жанры

У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах. Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение.
У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости. Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


занятия

Наименование темы

Дата проведения

Форма занятия

Речь в жизни человека.

беседа

    Учимся вежливости.

    практикум

      Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

      ролевая игра

        Вывески, их информационная роль.

        практикум

          Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.

          практикум

            Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

            практикум

              Говорим - слушаем, читаем - пишем.

              практикум

                Устная речь. Громко-тихо. Быстро-медленно.

                практикум

                  Узнай по голосу.

                  ролевая игра

                    Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

                    ролевая игра

                      Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

                      ролевая игра

                        Прощаемся в разных ситуациях общения.

                        практикум

                          Правила вежливого поведения во время разговора.

                          практикум

                            Благодарим за подарок, услугу.

                            практикум

                              Повторение и обобщение.

                              практикум

                                Текст - что это такое?

                                беседа

                                  О ком? О чём? (Тема текста).

                                  практикум

                                    Заголовок. Разные заголовки.

                                    практикум

                                      Извинение.

                                      практикум

                                        Очень важные слова.

                                        практикум

                                          Очень важные слова.

                                          практикум

                                            Знакомые незнакомцы.

                                            практикум

                                              Ключ к тексту (основная мысль текста).

                                              беседа

                                                Оформление текста на письме.

                                                беседа

                                                  Знаки в тексте.

                                                  беседа

                                                    Знаки в тексте.

                                                    практикум

                                                      Абзацы.

                                                      беседа

                                                        Как построен текст.

                                                        беседа

                                                          Как построен текст.

                                                          практикум

                                                            Обращение.

                                                            беседа

                                                              Обращение.

                                                              практикум

                                                                Повторение и обобщение.

                                                                практикум

                                                                  Повторение и обобщение.

                                                                  практикум



                                                                  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


                                                                  Автор, год издания

                                                                  Название пособий

                                                                  Вид пособия

                                                                  1

                                                                  Т.А Ладыженская М.:Баласс 2009 г

                                                                  "Детская риторика. В рассказах и рисунках"

                                                                  Учебник для 1 класса

                                                                  2

                                                                  Т.А. Ладыженская М.:Баласс 2009 г

                                                                  "Уроки риторики в школе»

                                                                  Книга для учителя

                                                                  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009. - 400 с.

                                                                  Сборник программ

                                                                  4.

                                                                  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения)

                                                                  Пособие для учителя

                                                                  5.

                                                                  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)

                                                                  Пособие для учителя

                                                                  6.

                                                                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)

                                                                  Пособие для учителя



                                                                  © 2010-2022