Движение Земли вокруг Солнца

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Движение Земли вокруг Солнца"

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме.

Обучающая: углубление знание детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.

Развивающая: развитие абстрактного мышление, умение выделять главное в научно - популярном тексте, расширение кругозора, активизирование словарного запас, развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитывающая: способствование формированию ответственного отношения к учению, интерес к исследовательской работе, воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: формирование навыков и умений.

Вид урока: интегрированный урок.

Форма урока: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод урока: словесный, частично - поисковой, метод стимулирования познавательной деятельности.

Межпредметная связь: английский язык, математики.

Вид технологии: проектная, информационная.

Оборудование: фотографии планет Солнечной системы, учебник, карточки, интерактивная доска, музыка, эмблемы: Исследователи, Эксперты, Наблюдатели; конверты с заданиями.

Планируемые результаты: умение анализировать, доказывать, совершенствовать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент:

- проверка готовности класса

Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, а теперь повернитесь ко мне.

1. 1. Психологический настрой

Наша урок будет проходить под девизом: «Наша цель - дать новый импульс развитию науки, задать правильное направление для науки» (Н. А. Назарбаев)

1. 2. . Сообщение темы урока.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, мы с вами будем путешествовать по: «Движению Земли вокруг Солнца».

Все тела, входящие в Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Успешный результат будет зависеть от работы каждого из вас.

- Какими качествами должен обладать путешественник? (Отвага, память, быстрота реакции, знание многих наук, …)

Итак, к полёту готовы? (Да!)

2. Повторение пройденного материала.

- Внимание! Пристегнуть ремни! И мы попадаем в викторину «Подумай - ка». Кто помнит и знает ответы на вопросы - отвечает, а кто забыл, вспоминает.

Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)

Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)

Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)

Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)

По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)

Самые горячие звезды по цвету? (Белые)

Какого цвета солнце? (Желтая)

Одежда для космонавтов. (Скафандр)

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин, 1961г. 12 апреля)

Вы замечательно справились с этим заданием.

Взять «путевые листы». Записать дату полёта.

3. Работа по теме.

Тема нашего урока: «Движение Земли вокруг Солнца». Люди давно живут на Земле. Когда - то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.

Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать.

1. Кто скажет, как называется наука о звёздах и других светилах? (Много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия)

2. Что означает с греческого языка астрономия? ( В переводе с греческого языка означает астрон - звезда, номос - закон. )

3. 1. Послушаем выступление творческой работы ученицы Самойловой Дарьи на тему: «Солнечная система».(доклад)

Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них. Все тела, входящие Солнечную систему, обращаются вокруг Солнца. Земля тоже движется вокруг Солнца.

Беседа: Расположение Солнца на небосклоне в разные времена года меняется. Это происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца. Поэтому поверхность Земли освещается Солнцем по-разному. От этого зависит и смена времён года: от холодной зимы до жаркого лета.
Практическое изучение темы: рассказ учителя в сопровождении показа движения Земли вокруг Солнца с помощью глобуса и лампы и человечка в одной точке.


3. 2. Давайте посмотрим видео фильм « Движение Земли вокруг Солнца».

- Что вы сейчас увидели?

( Земля тоже движется вокруг Солнца. Путь, по которому она проходит вокруг Солнца, называют орбитой Земли. Время, необходимые для полного оборота Земли вокруг Солнца, называют годом. Год состоит из 365 дней. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней. Один раз в четыре года в феврале месяце бывает 29 дней.

- Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная - освещённой.

Мы живём в Северном полушарии.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита - это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.

Наша планета Земля - часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.

Название планет

Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.

- Скажите, ребята, а продолжительность дня и ночи всегда одинакова? (нет)

- Когда день длиннее ночи? В какое время года? А когда короче? (Летом день длиннее ночи, а зимой день короче)

- А кто знает, почему так происходит?

- В период между мартовским и сентябрьским равноденствиями (от 20 (21) марта до 22 (23) сентября) из-за наклона земной оси Северное полушарие обращено к Солнцу большую часть суток, поэтому северные широты получают больше тепла и света, чем южные. Летом дни становятся длиннее, а положение солнца - выше, чем в Южном полушарии, где в это время зима. Спустя полгода Земля переходит на противоположную точку своей орбиты. Наклон оси остаётся таким же, однако теперь Южное полушарие оказывается обращённым к Солнцу большую часть суток, там дни дольше, больше и тепла и света. В Северном полушарии в это время зима.

- А кто-нибудь знает, что есть сутки, в которые день и ночь равны?

- Это день весеннего равноденствия - 21 марта, и день осеннего равноденствия - 23 сентября.

- Также на Земле можно наблюдать самый длинный день и самую длинную ночь. ( 22 декабря - день зимнего солнцестояния, в северном полушарии самый короткий день, а в южном самый длинный. 22 июня - день летнего солнцестояния, в северном полушарии самый длинный день, а в южном самый короткий)

Один год на земле измеряется, одним чудом оборотом вокруг Солнца. Если смотреть с Земли, движение по нашей орбите вдоль созвездия зодиака, это траектория называется эклиптикой.

Когда Солнца возвращается на свою начальную точку, проходит один сидерический год. ) Пополнение словарного запаса: эклиптика, сидерический год, аналема, солнце состояние.

(записать в путевые листы)

ФИЗМИНУТКА

Внимание на экран.

3. 3. Работа по учебнику на стр.8-10. Работа по вопросам с опорой на текст.

1. Найди в тексте, почему происходит смена времён года?

2. Найди в тексте, где говорится о падении солнечных лучей?

А теперь сделаем вывод, что является причиной сменой времён года? (Причиной смены времён года является наклон земной оси к её орбите. )

Посмотрите на экран и определите, каков диаметр Солнца? (1400000 км). Скажите, какова температура на поверхности Солнца? (3000 С). Внутри температура просто чудовищная в 5000 раз больше, чем снаружи. Какова температура Солнца внутри? (запись в тетрадях)

3000 С * 5000 = 15000000 С

Ученики «Солнечная система»

Рассказ стихотворений

  1. В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце - звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

  1. Солнце - светило клокочет вулканом,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

  1. Солнце - звезда при огромнейший шар.

Свет излучает, как будто пожар.

Ну, а планеты тот свет отражают,

Солнце - светило, они обожают!

  1. Много планет вокруг Солнца летают.

Давай - ка, в ракету мы сядем с тобой,

Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?

И приведет нам друзей, целый класс.

3. 4. В следующем туре нас ждёт игра « Мы туристы»

- Закончи предложение: (работа в группах)

1 - группа

1) Планета, на которой мы живём… (Земля)

2) Свет и тепло даёт… (Солнце)

3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)

2 - группа

1) Первый Российский космонавт …. (Ю.А.Гагарин1961г. 12апреля)

2) Луна - это … (Спутник)

3) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)

3 - группа

1)Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)

2) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)

3) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

Молодцы!

Итог урока.

Чем занимались на уроке? Что повторили? Что мы уже знали? Что узнали нового? Чему научились? Что запомнили? Повторение основных моментов темы урока по вопросам учителя.



© 2010-2022