• Преподавателю
  • Начальные классы
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности театрального кружка «Ладушки» (духовно-нравственное направление) для детей 8-9 лет (2 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности театрального кружка «Ладушки» (духовно-нравственное направление) для детей 8-9 лет (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сухочевская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Рассмотрено на заседании Принято на педагогическом совете Утверждено приказом

МО учителей начальных кл. по школе №____

Протокол № школы Протокол №_ от «_ »______2014г. от «___» ________2014г от «___» _________2014г Директор школы:_____

Быстряков Н.И



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

театрального кружка «Ладушки»

(духовно-нравственное направление)

для детей 8-9 лет (2 класс)

на 2014-2015 учебный год







Автор: Валивахина Надежда Викторовна

Должность: учитель начальных классов





Год разработки и место реализации программы: 2014 г., д. Сухочево

Пояснительная записка Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Задача школы - сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса. Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям. Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве: - в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России. - в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности; - в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов; - в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства.

Режим занятий: программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Формы проведения: реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия, а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах. На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом. На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Планируемые результаты

Личностные: - ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; - принятие образа «хорошего ученика»; - осознание своей этнической принадлежности; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;


Регулятивные - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Предметные: Узнают:

  • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;
  • о способах кукловождения кукол этих систем;
  • о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

Научатся:

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе.
  • выступать перед публикой, зрителями.

Коммуникативные: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

К концу года

учащиеся должны знать:

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;

учащиеся должны уметь:

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- играть на простейших музыкальных инструментах;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах. Формой подведения итогов (контроля) считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Важными составляющими группы определен личностно-ориентированный подход (основной, поскольку речь идет о креативности каждого ее участника), ценностно-коммуникативный (т.к. без общения группа невозможна) и предметный (речь идет о литературном творчестве). Так как программа является развивающей, она не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля за результатами образования. Предполагаемые результаты обучения - успехи, достигнутые учениками. Дополнительные показатели - результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.

Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели - результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.

Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

Формы

контроля

Дата проведения

Примечание

план

факт

Теор.

Пр.

«Без труда жить - только небо коптить» (3ч)

1

Кто на свете самый главный? 1

2-3

Мудрость и красота пословиц
2 беседа

«Работать артелью - быть веселью» (6 ч)

4-6

О посиделках 1 2 загадки

7

Праздник «Никита Репорез» 1

8

Супрядки

1

Стихотворение выучить

9

«Секреты здоровья»

1

«Пророк Наум наставляет на ум» (3 ч)

10

14 декабря (1 декабря) День Наума Грамотника. Святки. Сочельник. Рождество

1

Выступление

11

Кто такой дед Мороз? 1
тест

12

«Колядки»

1

игра

«Рукодельные вечера» (7ч)

13-14

Ткачество

1

1

Ручное творчество

15-16

Вышивка

1

1

Ручное творчество

17-18

Вязанье

1

1

Ручное творчество

19

Поэзия народного костюма

1

Из истории вязанья. Мини-проекты на тему «История кружева»

«Работе - время, потехе - час» (5ч)

20

Праздник «Масленица».

1

Беседа о празднике, разучивание песни на масленицу.

Игра «Башмачник», «Иголку искать»

21-22

Глиняные игрушки

2

беседа

23

Пасха

1

Спектакль (пасхальная сказка)

24

«Гуси-лебеди»

1

Роспись пасхального яйца (писанки)

«Хлеб - всему голова» (4 ч)

25-26

Господь повелел от земли кормиться

1

1

беседа

27

История известной песни

1

песни-хороводы «А мы просо сеяли»

28

Хочешь знать про лето - запоминай приметы

1

беседа

«Доброта теплого лета» (5 ч)

29-30

Май - месяц трав, май - душа трав.

1

1

Песни про май




31-32

Что такое народная медицина?

1

1

Беседа о лекарственных травах




33

«Праздник солнца»



спектакль




Заключение (1 ч)



Содержание изучаемого курса

  1. «Без труда жить - только небо коптить» (3 ч)

Кто на свете самый главный? - беседы о труде, беседы о том, как люди создают книги.

Устный фольклор: Мудрость и красота пословиц

  1. «Работать артелью - быть веселью» (6 ч)

Народный календарь: о посиделках, праздник «Никита Репорез», супрядки.

Устный фольклор: приметы, песни, посиделочные переговорки, посиделочные частушки, загадки.

Театрализация: «Секреты здоровья»

  1. «Пророк Наум наставляет на ум» (3 ч)

Народный календарь: 14 декабря (1 декабря) День Наума Грамотника, новогодние праздники

Устный фольклор: святки, сочельник, Рождество.

Музыкальный фольклор: новогодние песни, хороводы, подарки.

Народное творчество: изготовление новогодних подарков.

Театрализация: «Колядки».

  1. «Рукодельные вечера» (7ч)

Народное творчество: ткачество, вышивка, вязанье; поэзия народного костюма

Устный фольклор: загадки

Музыкальный фольклор: частушки

  1. «Работе - время, потехе - час» (5ч)

Народный календарь: «Масленица», Пасха.

Устный фольклор: колядки, игры.

Музыкальный фольклор: песня на Масленицу, на Пасху

Народное творчество: глиняная игрушка

Театрализация: «Гуси-лебеди» (пасхальная сказка)

  1. «Хлеб - всему голова» (4 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах.

Устный фольклор: заклички, приметы.

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «А мы просо сеяли.

  1. «Доброта теплого лета» (5 ч)

Народный календарь: Май - месяц трав, май - душа трав, что такое народная медицина (лекарственные травы)

Устный фольклор: приметы, загадки.

Театрализация: «Праздник солнца»

8. Заключение (1 ч)

Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов

Методическое обеспечение программы Одним из непременных условий успешной реализации студии является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:
  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Список литературы

  1. Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - 4-е изд. - М.:Айрис-пресс, 2006. - 144с.: ил.

  2. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. - Спб.: «Паритет», 2006. - 160 с.

  3. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. - Челябинск: Юж. -Урал. Кн.изд-во, 1997. - 192с.: илл.

  4. Лазарев, А. И. Народоведение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. - Челябинск: Юж. -Урал. Кн.изд-во, 2000. - 224с.: илл.

  5. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.




© 2010-2022