Программа внеурочной деятельности «Мастерилки»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа внеурочной деятельности

«Мастерилки»

Дети 6-10 лет Пояснительная записка В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укрепление связи детей с природой. Дети все больше отделяются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков Большое влияние труд с природными материалами оказывает на умственное развитие ребенка, развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушки способствует развитию у детей внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Труд по изготовлению игрушек из различных материалов способствует развитию личности, воспитанию характера. Программа кружка разработана для детей младшего школьного возраста, с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей. Работа с природным материалом позволяет развить у детей моторику, координацию, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Формируется общая умелость руки в том числе мелкая моторика - важный показатель физического, нервно- психического развития. Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
Обучающие:
  • Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира, литературы, способствовать их систематизации;
  • Обучение приёмам работы с инструментами;
  • Обучение умению планирования своей работы;
  • Обучение приёмам и технологии изготовления композиций;
  • Обучение приёмам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
  • Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • Развитие образного мышления и воображения;
  • Создание условий к саморазвитию учащихся;
  • Развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
  • Воспитание уважения к труду и людям труда;
  • Формирование чувств коллективизма;
  • Воспитание аккуратности;
  • Экологическое воспитание ребят;
  • Развитие любви к природе.

Принципы, лежащие в основе программы:
  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий В процессе занятий используются различные формы занятий: Традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
  • Наглядный (показ мультимедийных материалов), иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
  • Объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • Репродуктивный - лети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • Исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
  • Фронтальный - одновременная работа со всеми ребятами;
  • Индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • Групповой - организация работы в группах;
  • Индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что Обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приёмами несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы. В результате обучения по данной программе учащиеся:
  • Научатся различным приёмам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, солёным тестом;
  • Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • Будут создавать композиции с изделиями;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов образовательной программы
  • Составление альбома лучших работ;
  • Проведение выставок работ учащихся;
  • Фотосесcии.
Занятия проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум - трем видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Неотъемлемой частью кружка является ручной труд, в процессе которого ребятами создаются полезные и красивые поделки, изготавливаются сувениры. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трем видам (лепка и аппликация, рисование и аппликация, аппликация и художественный труд). Интегрированность дает возможность показать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Формы работы как групповые, так и индивидуальные. Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а занятия в кружке расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, солёным тестом, гофрированной бумагой, бросовым материалом и др. Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами, проводится работа по выполнению более простых поделок. Больше всего ребятам нравится лепить. Лепка способствует развитию наблюдательности, пространственного воображения, и в то же время является активным средством эстетического воспитания. Дети получают практическое представление о пропорциях, форме и соотношении предметов. Пластилин - это не только великолепный развивающий материал, самый любимый детьми, это еще и отличный инструмент для рисования рельефных картин. А детские пальчики получают хорошую мышечную нагрузку, особенно когда требуется размазывать пластилин по плоскости. Также дети с удовольствием делают аппликации. Готовые поделки ребятишки дарят своим мамам. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, предлагается работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.


Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья детей. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа рассчитана на 19 часов
  1. Работа с природным материалом
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
  1. Работа с бумагой и картоном.
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: легко режется, мнётся, хорошо склеивается. Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользования ножницами и шаблоном. 3. Работа с фольгой, фантиками Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то, кроме приятного вкуса во рту ,от них остаются ещё красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть как настоящие драгоценности или посуду, из которой можно по-настоящему есть и пить. Свойства фольги. Положительные и отрицательные свойства фольги.
  1. Работа с ракушками, песком.
Использование ракушек для украшения цветочных горшков. 5. Работа с солёным тестом Из истории солёного теста Лепка из солёного теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из солёного теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далёком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае в 17 веке делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
6. Работа со скорлупками Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твёрдости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск. В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов. При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой плёнке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.
Учебно-методическое обеспечение
  1. Программа кружковой работы, тематический план.
  2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
  3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  4. Учебно-наглядные пособия: таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, журналы, книги.
  5. Материалы и инструменты.

Список литературы
Литература для учителя
  1. Н. А. Андреева «Рукоделие»-полная энциклопедия - М.,1992.
  2. Ю. Б. Гомозова. Калейдоскоп чудесных ремесел. М.,200
  3. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М. 2002.
  4. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М.,1999.
  5. Н. В. Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009.
  6. М. Левина. 365 весёлых уроков труда. М.,2001
  7. К. В. Силаева. Солёное тесто. М.,2000.


Литература для ребят
  1. Н. А. Андреева «Рукоделие»-полная энциклопедия - М.,1992.
  2. А. А. Власова «Рукоделие в школе»-Санкт-Петербург. 1996.
  3. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М. 2002.
  4. . Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996

6. К. В. Силаева. Солёное тесто. М.,2000.


© 2010-2022