- Преподавателю
- Начальные классы
- ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Царева З.В. |
Дата | 01.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя" Основная цель начального образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Всё это подтверждает актуальность выбранной мной темы для самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе» Использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе уделяется в настоящее время большое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить: 1.Cоздание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. 2.Творческий характер образовательного процесса. 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. 4.Принцип целостности. 5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. 6.Рациональная организация двигательной активности. 7.Обеспечение адекватного восстановления сил. 8.Обеспечение прочного запоминания. 9.Комплексная система закаливания детей. По результатам исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: - падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России; -ухудшение состояния здоровья матерей; -стрессы; -дефицит двигательной активности; - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - неполноценное питание; - нарастающая интенсификация учебного процесса. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Таким образом, работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
- Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
- упражнения по формированию осанки,
- по укреплению зрения,
- по укреплению мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- психогимнастика,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
- Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроков гигиены как самостоятельных уроков и использование элементов на обычных уроках.
- Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
- Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
- Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
- Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
- Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.
- Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008
- Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. - М.: Амрита-Русь, 2006
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно- воспитательного процесса» 1982г.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
- shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
- Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
- Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
- Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:Учитель. 2005.