Урок окружающего мира Кто такие рыбы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Богович Ю.А.

Класс: 1

  • УМК: Школа России

  • Учебный предмет: Окружающий мир

учебник «Окружающий мир» 1 класс Плешаков А.А. Часть1.

  • Тема урока: Кто такие рыбы?

  • Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения; расширять кругозор детей, закрепить знания детей о насекомых.

Развивающие: развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

  • Тип урока: Изучение нового материала.

  • Оборудование урока: модели для изображения чешуи, цветные карандаши; приложения к уроку: мультимедийная презентация.

  • Планируемые результаты:

Предметные- отличать рыб от других групп животных; приводить примеры морских и речных рыб.

Метапредметные- формулировать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, оценить свои достижения на уроке; описывать объекты живой природы по плану; получать информацию из иллюстраций учебника; вступать в учебный диалог.

Личностные- иметь целостный взгляд на мир; проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

  • Структура ( план ) урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Изучение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с разнообразием рыб.

7. Беседа об экологических проблемах водоёмов.

8.Итог урока.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Актуализация знаний.

1. Повторение ( отгадывание кроссворда на тему «Насекомые» )

- А вот и наши друзья Муравьишка и Черепаха ( слайд 1 )

- Муравьишка просит вас назвать его друзей. А для этого нужно отгадать кроссворд.

1. В воде родится,

А воды боится. ( стрекоза )

2. Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. ( осы )

3. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел. ( бабочка )

4. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (муравьи )

с

т

р

е

к

о

з

а

ы

с

о1

2

б

к

о

б

ч

а

а

3

ь

р

а

у

м

и

в

4

- Как назвать их одним словом?

- Правильно, это насекомые.

- Кто такие насекомые?

- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?

- Муравьишка живёт в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.

( слайд 2 )

- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело?

2. Постановка учебной проблемы.

- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.

- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.

- Нам надо понять: кто же такие рыбы?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

ІV. Изучение нового материала.

1. Знакомство со строением рыбы.

- А теперь познакомимся со строением рыбы. ( слайд 3 )

- Давайте вместе «подпишем» её части.

- Чем покрыто тело рыбы? ( слайд 4 )

- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?

- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели ( Дети работают в парах.)

Урок окружающего мира Кто такие рыбы

Вывод: - По какому признаку мы узнаём рыб? ( по строению )

V. Физкультминутка. ( слайд 5-23 )

VI. Знакомство с разнообразием рыб.

1. Беседа

- Как вы думаете, где могут жить рыбы? ( В реке, озере и море )

( слайд 24 )

- Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? ( Речными )

- А в море? ( Морскими )

2. Игра «Найди дом для рыбки»

Дети должны догадаться, о какой рыбе идёт речь и какая она- морская или речная. Учитель читает загадки. ( слайд 25) Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. ( сом ) - Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. ( щука ) - Щука - одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко, плыву легко.

Зубастая, большая,

Я рыба морская. ( акула )

- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.

На дне один

Лежит плоский блин. ( камбала )

- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками.

( слайд 25 )

Драчун и забияка

Живёт в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит. ( ёрш )

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок,

Ярко-красный плавничок. ( окунь )

Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? ( по месту обитания ).

- Узнайте рыб по силуэтам.

- Какие из рыб речные? Закрасьте кружки. Если рыба речная - зелёный кружок, если морская - синий. ( слайд 27)

VII. Беседа об экологических проблемах водоёмов.

- Я предлагаю послушать вам сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.

- Ребята, как вы думаете, почему?

- Кто виноват в бедах морских жителей?

- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах? ( слайд 28-31)

X. Итог урока ( слайд 32 )

- Давайте расскажем нашему Муравьишке, как отличить рыб от других животных?

- А Мудрая Черепаха хочет знать, что нового и интересного вы узнали?

Оценивание своих успехов при помощи смйликов.

- Молодцы! Спасибо вам за урок!


  • Список использованной литературы:

Фефилова Е.П, Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. М: «ВАКО», 2009

Плешаков А.А. , Александрова В.П. Мир вокруг нас: метод. пособие: 1

кл.-2-е изд. М.: Просвещение, 2006.

Жирков И.: 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших.

Грамотей, 2008.


  • Самоанализ урока ( занятия ) и методические рекомендации:

Урок окружающего мира входит в систему уроков по теме «Что и кто?». Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Этот урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. На уроке использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные ( демонстрация презентации ), практические ( работа в тетрадях ). Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, парная, общеклассная. Использовалась мультимедийная технология.

Урок носил воспитательную направленность (любовь к природе и бережное отношение к ней). Дети задумались над вопросом: Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах? Урок начинался с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап - повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадки, решить кроссворд и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках окружающего мира, то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено.

© 2010-2022