Выступление на августовской конференции Система учебных задач

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система учебных задач, направленных на

формирование УУД младших школьников Носова Ю.Н. План

  1. Задача как система особого рода. Задачи практические и задачи учебные, их назначение и отличие.
  2. Система учебных задач, её основные признаки:
а) соответствие планируемым результатам, б) целостность, т.е наличие предметно-содержательных, метапредметных и внутрипредметных связей; в) дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач;
  1. Создание проблемных учебных ситуаций при изучении нового материала.
  2. Задачи на предметную и личностную рефлексию и самокоррекцию (задания-ловушки, игра «ДаНет-ка»).
  3. Дифференцированный подход к системе учебных задач на уроке: задачи для тех, кто «готов заглянуть за бугорок», и для тех, кто нуждается в педагогической помощи и поддержке.


Литература
  1. Асмолов Как проектировать УУД в начальной школе.
  2. Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М. И. Грамота: 1 класс. Методический комментарий. - М., 2005
  3. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003.




Задача - это такой вопрос-задание, для ответа на который требуется выполнить одно или несколько учебных или практических действий. В процессе обучения дети решают практические и учебные задачи. Решая практическую задачу, обучающийся изменяет объект своего действия: раскрашивает, вычисляет, списывает, находит ответ на вопрос и т.п. Решая учебную задачу, учащийся определяет для себя способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, т.е. должен выяснить: а) Что и КАК следует выполнять, б) где можно отыскать ответ на поставленный вопрос и как его сформулировать; в) есть ли другие способы решения поставленной задачи: г) какие навыки я отрабатываю, чему учусь, раскрашивая, вычисляя, списывая, где и когда эти навыки мне могут пригодиться в жизни; д) что у меня получилось, а что не получилось и почему. Главным методом обучения должен стать метод создания проблемной ситуации, для решения которой необходима организация серии универсальных и предметных учебных действий. Рассмотрим это на примере серии учебных задач для первоклассников по разделу «Фонетика и графика». Задача.
Какие звуки есть в каждом из этих слов: станок, кисточка, тыква? Решая эту задачу, дети учатся
  1. осуществлять поиск средств для решения задачи;
  2. различать звуки и буквы;
  3. составлять звуковую модель слова;
  4. сравнивать полученные звуковые модели и находить сходные звуки
  5. проверять свой ответ, сверяя с образцом.
Задача
Лена, Серёжа и Федя решали такую учебную задачу: «Запиши два слова, которые начинаются буквы М, но с разных звуков». Лена записала слова МЫШКА и МОШКА, а Серёжа записал слова МИШКА и МЫШКА, а Федя записал слова МАМА и МИША. Кто из них справился с задачей правильно, а кто допустил ошибку? Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения:
  1. овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. осознают возможность существования различных точек зрения;
  4. учатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  5. учатся оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов

Задача (дети работают малыми группами по 4 - 6 человек)
Запишите ответ на вопросы одним знаком: - Сколько месяцев в году? - Сколько пальцев на руке? - Сколько дней в неделе?
Примечание: здесь есть "задание-ловушка", не ошибись! Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения, т.е. учатся: 1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 2) использовать знаково-символические средства (цифры) для решения учебно-познавательной задачи; 3) понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; 4) излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 5) слушать собеседника, определять общую цель и пути её достижения; 6) различать однозначные и двузначные числа.
Задача Отгадай, как меня называют.

Я - капелька солнца на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
И каждый из вас мне готов поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Подчеркни в этой загадке слово, которое поможет себя проверить. Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:
  1. навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
  2. логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;
  3. учатся строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Задача
Где и как можно узнать, чем кузовок от лукошка отличается? Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:
  1. рассматривать разные варианты решения;
  2. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Итак, на примере дидактического материала, представленного выше, видно, что учебная задача решается посредством системы учебных действий, которые позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи. Осваивая учебный материал с помощью учебно-практических и учебно-познавательных задач, младшие школьники учатся : а) переносить ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; б) видеть проблемы в знакомой ситуации; в) комбинировать ранее усвоенные способы в новый; г) рассматривать разные варианты решения, д) доказывать суждения; е) использовать методы сравнения, сопоставления, обобщения. Ряд требований к учебным задачам. Во-первых, конструировать набор задач, а не отдельную задачу. Во-вторых, составляя систему задач, стремиться к достижению не только ближайших, но и отдаленных целей. В-третьих, обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для решения задач разных классов. В-четвертых, конструировать учебную задачу надо так, чтобы усваиваемые средства деятельности выступали как прямой продукт обучения; реализация этого требования предполагает в том числе рефлексию, то есть сознательную оценку учеником результатов действия и дальнейших планов деятельности.
Три главных признака системы учебных задач: 1) соответствие планируемым результатам; 2) целостность, т.е наличие предметно-содержательных, метапредметных и внутрипредметных связей; 3) дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач. Важнейшим принципом построения современного урока является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью введения заданий разного уровня сложности. Учитель имеет возможность выбирать задания в зависимости от уровня подготовленности и от темпа работы обучающихся. Ребятам с высоким уровнем готовности и быстрым темпом работы предлагаются задания из рубрики «Сообрази» Учащимся с низким уровнем готовности предлагаются задания из рубрики «педагогическая поддержка», выполняемые с опорой на тетради для индивидуальной работы. Хорошо подготовленные ученики с первых уроков имеют возможность сами выбирать задания, которые они хотят выполнять. Дети, нуждающиеся в педагогической помощи, работают под руководством учителя. Развивающий эффект такой организации работы заключается в том, что дети должны сами понять принцип построения задания, пользуясь условными обозначениями учебника. Это способствует овладению основами учебной деятельностью, так как, сталкиваясь с той или иной учебной задачей, дети должны понять, в чём заключается задание и как его нужно выполнять.













© 2010-2022