- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на августовской конференции Система учебных задач
Выступление на августовской конференции Система учебных задач
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Носова Ю.Н. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Система учебных задач, направленных на
формирование УУД младших школьников Носова Ю.Н. План
- Задача как система особого рода. Задачи практические и задачи учебные, их назначение и отличие.
- Система учебных задач, её основные признаки:
- Создание проблемных учебных ситуаций при изучении нового материала.
- Задачи на предметную и личностную рефлексию и самокоррекцию (задания-ловушки, игра «ДаНет-ка»).
- Дифференцированный подход к системе учебных задач на уроке: задачи для тех, кто «готов заглянуть за бугорок», и для тех, кто нуждается в педагогической помощи и поддержке.
Литература
- Асмолов Как проектировать УУД в начальной школе.
- Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М. И. Грамота: 1 класс. Методический комментарий. - М., 2005
- Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003.
Задача - это такой вопрос-задание, для ответа на который требуется выполнить одно или несколько учебных или практических действий. В процессе обучения дети решают практические и учебные задачи. Решая практическую задачу, обучающийся изменяет объект своего действия: раскрашивает, вычисляет, списывает, находит ответ на вопрос и т.п. Решая учебную задачу, учащийся определяет для себя способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, т.е. должен выяснить: а) Что и КАК следует выполнять, б) где можно отыскать ответ на поставленный вопрос и как его сформулировать; в) есть ли другие способы решения поставленной задачи: г) какие навыки я отрабатываю, чему учусь, раскрашивая, вычисляя, списывая, где и когда эти навыки мне могут пригодиться в жизни; д) что у меня получилось, а что не получилось и почему. Главным методом обучения должен стать метод создания проблемной ситуации, для решения которой необходима организация серии универсальных и предметных учебных действий. Рассмотрим это на примере серии учебных задач для первоклассников по разделу «Фонетика и графика». Задача.
Какие звуки есть в каждом из этих слов: станок, кисточка, тыква? Решая эту задачу, дети учатся
- осуществлять поиск средств для решения задачи;
- различать звуки и буквы;
- составлять звуковую модель слова;
- сравнивать полученные звуковые модели и находить сходные звуки
- проверять свой ответ, сверяя с образцом.
Лена, Серёжа и Федя решали такую учебную задачу: «Запиши два слова, которые начинаются буквы М, но с разных звуков». Лена записала слова МЫШКА и МОШКА, а Серёжа записал слова МИШКА и МЫШКА, а Федя записал слова МАМА и МИША. Кто из них справился с задачей правильно, а кто допустил ошибку? Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения:
- овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осознают возможность существования различных точек зрения;
- учатся излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- учатся оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов
Задача (дети работают малыми группами по 4 - 6 человек)
Запишите ответ на вопросы одним знаком: - Сколько месяцев в году? - Сколько пальцев на руке? - Сколько дней в неделе?
Примечание: здесь есть "задание-ловушка", не ошибись! Решая эту задачу, дети осваивают следующие метапредметные и предметные умения, т.е. учатся: 1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 2) использовать знаково-символические средства (цифры) для решения учебно-познавательной задачи; 3) понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; 4) излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 5) слушать собеседника, определять общую цель и пути её достижения; 6) различать однозначные и двузначные числа.
Задача Отгадай, как меня называют.
Я - капелька солнца на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
И каждый из вас мне готов поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Подчеркни в этой загадке слово, которое поможет себя проверить. Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:
- навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
- логическими действиями сравнения, анализа, построения рассуждений;
- учатся строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Задача
Где и как можно узнать, чем кузовок от лукошка отличается? Решая эту задачу, дети овладевают следующими метапредметными и предметными умениями:
- рассматривать разные варианты решения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Три главных признака системы учебных задач: 1) соответствие планируемым результатам; 2) целостность, т.е наличие предметно-содержательных, метапредметных и внутрипредметных связей; 3) дидактическая полнота, позволяющая реализовать стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, контролирующую, оценочную, прогностическую и коммуникационную функции учебных задач. Важнейшим принципом построения современного урока является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью введения заданий разного уровня сложности. Учитель имеет возможность выбирать задания в зависимости от уровня подготовленности и от темпа работы обучающихся. Ребятам с высоким уровнем готовности и быстрым темпом работы предлагаются задания из рубрики «Сообрази» Учащимся с низким уровнем готовности предлагаются задания из рубрики «педагогическая поддержка», выполняемые с опорой на тетради для индивидуальной работы. Хорошо подготовленные ученики с первых уроков имеют возможность сами выбирать задания, которые они хотят выполнять. Дети, нуждающиеся в педагогической помощи, работают под руководством учителя. Развивающий эффект такой организации работы заключается в том, что дети должны сами понять принцип построения задания, пользуясь условными обозначениями учебника. Это способствует овладению основами учебной деятельностью, так как, сталкиваясь с той или иной учебной задачей, дети должны понять, в чём заключается задание и как его нужно выполнять.