- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по факультативному курсу Развитие речи (3 класс)
Рабочая программа по факультативному курсу Развитие речи (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахматуллина И.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждено» Педагогическим советом
протокол от «29» августа 2014 г. № 1
Введено приказом № 199 от «29» августа 2014 г.
Директор школы
_______________Аникина Н.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
для 3Г класса (2 час, 70час )
кол-во часов в неделю кол-во часов в год
Составитель: Рахматуллина Ирина Викторовна (учитель начальных классов, без квалификационной категории)
«Согласовано» Зам. директора_____________ Волохина Л.И.
(подпись) (Ф.И.О.)
«28» августа 2012 г.
«Рассмотрено» на заседании МО, протокол от «29» августа 2014 г. № 1
Руководитель МО _____________ Самигуллина А.Ф.
(подпись) (Ф.И.О.)
г. Набережные Челны
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к планированию курса «Развитие речи» в 3Г классе МОУ СОШ № 45
с углубленным изучением отдельных предметов на 2014-2015 учебный год
Язык наш выразителен не только для красноречия, для громкой
Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности.
И.М. Карамзин
Актуальность С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь « хорошо слово - половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти значения в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурной. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуация. Приоритетный средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразным интонационным средствам, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности. Речь конкретного человека - это отражение его общий культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.
- Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
- Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого- либо произведения для украшения.
- Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
- Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
- Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
Новизна Компьютер не заменяет учителя или учебники, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков );
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер - хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений - всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
- ускорят тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
- совершенствовать устные речевые навыки учащихся;
- формирование речевого этикета учащихся;
- формирование у младших школьников письменных речевых умений (оформление письменной речи в идее изложений, рассказов, сочинений);
- обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
- беседы;
- показ презентаций;
- выступления детей с небольшими сообщениями на занятиях;
- заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- сочинение сказок, рассказов, историй;
- использование физминуток;
- создание коллективных презентаций.
- «Общение»;
- «Речевые жанры»;
- проблемно-диалогическая;
- Здоровьесберегающая.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАХМАТУЛЛИНОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ
НА 2014/2015УЧЕБНЫЙ ГОД
курс
Класс
Всего кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
Развитие речи
3 Г
2
70
Методическая тема на 2014-2015 учебный год
Городская
Школьная
Учителя
Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования Совершенствование компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся как необходимое условие повышение качества образования в условиях введения новых стандартов
Использование интегрированного подхода в преподавании предметов в начальных классах в условиях ФГОС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
№
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Дата
проведения
Планируемые результаты
Календарная дата
Фактическая дата
знания
умения
общие учебные умения, навыки и способы деятельности
1.
Беседа о богатстве русского языка. Слово сообщает, влияет, помогает! Составление письма другу.
1
8.09
Знать компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем, что; знать виды писем, правили их составления; Уметь общаться Уметь осознавать и определять эмоции других людей; интерес к письму, к созданию собственных текстов;
2.
Произноси правильно. Устаревшие формы слов. Коллективное составление словаря устаревших слов по русскому народным сказкам
1
11.09
Знать некоторые, наиболее часто встречающиеся, устаревшие формы слов; Уметь оказывать поддержку, помощь словом; Интерес к изучению языка;
3.
Цитаты. Подбор цитат к мини - сочинению «О чём мне рассказал осенний листочек?»
1
15.09
Знать правила использования цитат; Уметь подбирать цитату к тексту; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
4.
Какую речь хочется слушать: громко - тихо, медленно - быстро. Составление диалога о летнем отдыхе
1
18.09
Знать, как улучшить общение; Уметь обсудить свою роль; Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров;
5.
Выбери слово. Сочинение - миниатюры « Мой любимый урок»
1
22.09
Знать, как правильно подбирать слова для раскрытия темы; Уметь делать выводы; Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
6. Письменные объявления. Составление объявления о пропаже собаки.
1
25.09
Знать виды писем, правила их составления;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
7.
Учись красноречию; общение в официальной обстановке ( класс, музей, кабинет враги и д. р.
1
29.09
Вычитывать все виды текстовой информации;
8.
Крылатые слова и выражений, происхождений слов.
1
02.10
Знать, как использовать в речи крылатые слова, выражения;
Строить монологическое высказывание;
9.
Говорим кратко, подробно. Обращение к знакомым и незнакомым людям. научись говорить: « Нет! »
1
06.10
Знать, как правильно обращаться к людям; Уметь отказывать; говорить, к месту слов «нет» Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
10.
В кабинете писателя. Приёмы правки.
1
09.10
Знать приёмы правки текста; Уметь подбирать нужные слова и выражения; Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных заданий
11.
С кем, почему, для чего… Улыбнись.
1
13.10
Знать вежливые слова; Уметь общаться; Уметь чувствовать красоту и выразительность речи;
12.
Особенности говорения. Тон, темп, мимика, жест.
1
16.10
Знать несловесные и словесные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест) Уметь вступать в контакт и поддерживать его проявлять умение благодарить, используя этикетные нормы; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
13.
Речевые отрезки и паузы.
1
20.10
Иметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении;
Строить для других понятные высказывания;
14.
Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного.
1
23.10
Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
15.
Стиль - разговорный, литературный, научный. Редактирование текста «Собака Найда».
1
27.10
Различать стили; Уметь быть хорошими слушателями; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
16.
Кратко о книге. Выбери нужное.
1
30.10
Знать, как ориентироваться в книге (по содержанию); Уметь правильно выбирать книги; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
17.
Сравни и скажи.
1
14.11
Знать, как анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп; Уметь использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
18.
Аргументы. Разыгрывание ситуаций.
1
15.11
Знать, как анализировать речь говорящего с применением изученных правил; Уметь рассуждать, выражать свои мысли устно, письменно; Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
19.
Выступление и заключение. Составление разных вариантов выступления и заключения к рассказу «Зимние квартиры».
1
21.11
Знать, что такое вступительная и заключительная части рассказа; Уметь делать вступление и заключение; Находить в словаре находить значение речевого слова;
20.
Сравнительное описание. Подготовка к сочинению-описанию «Осенний парк».
1
22.11
Знать, как составить план к сочинению-описанию;
Высказывать свою точку зрения на события, поступки;
21.
Сочинение-описание «Моя любимая картина».
1
28.11
Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
22
23.
Выпуск газеты (коллективная форма работы). Подготовка.
Выпуск газеты
1
1
29.11
05.12
Иметь представление о составлении информации, о службе новостей; Уметь подобрать материал к газете, озаглавить рубрики; Осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово; знать особенности газетных жанров;
24-
25.
Лексическая сочетаемость слов. Подготовка к сочинению.
Сочинение по плану «Мой друг» (моя подруга».
1
1
06.12
12.12
Знать, как составить план сочинения;
Формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
26-
27.
Эпиграф. Подбор эпиграфа к сочинению «Зимние изменения в природе».Подготовка к написанию сочинения.
Сочинение «Зимние
изменения в природе»
1
1
13.12
19.12
Знать, как подбирается эпиграф к сочинению; Уметь подбирать эпиграф к теме; Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
28-
29.
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Презентации.
1
1
20.12
26.12
Знать о богатстве русского языка, о культуре; Уметь готовить презентацию по теме; Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
30.
Нормы. Что это такое? Зачем они нужны?
1
27.12
Уметь грамотно составлять высказывание; Осознавать разнообразие (жанров) текстов, продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
31.
Составление рассказа по сюжетным картинам. Несколько вариантов заглавия к тексту. Подготовка к сочинению «На катке»
1
16.01
Знать, что заглавие должно отражать главную мысль текста; Уметь создавать текст по картинам; Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;
32.
Сочинение - повествование. На катке.
1
17.01
Знать, как использовать эпиграф. Работать по плану;
Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
33.
Абзацные отступы. Составление текста «Помоги птицам» по плану.
1
23.01
Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце; Уметь последовательно составлять текст; Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения, последовательной или параллельной структуры;
34.
Тайны смешного. Обсуждение отрывка из книги писателя Георгия Скребицкого.
1
24.01
Уметь определять по заголовкам, о чем говорится в тексте; Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий или выборочный пересказ текста;
35-
36.
Законы юмора. Обсуждение смешных ситуаций, в которые попадают Дениска Кораблев из произведения Виктора Драгунского. Составление «Юмористические рассказы» (линии - книжки).
1
1
30.01
31.01
Уметь, рассказывать свои истории, уметь сочинять их; Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
37-
38.
Сочинение -рассуждения. На горке. Схема построения сочинения-рассуждения: вступления, тезис, аргумент, вывод.
Сочинение «На горке»
1
1
06.02
07.02
Знать схему построения сочинения-рассуждения;
Анализировать структуру рассуждения, выявлять умственность приводимых аргументов;
39-
40.
Диалог. Составление диалогов на темы: «Доброе дело»,
«Где ночуют птицы?»
1
1
13.02
14.02
Знать, как правильно, грамотно вести диалог; Уметь вести диалог; Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
41.
Заголовок к тексту. Варианты заголовок к тексту.
1
20.02
Знать, что заголовок - показатель главной мысли текста; Уметь ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; Продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.
42-
43.
Слова-связки. Восстанови текст, подбор слов - связок
Работа с текстом«Зимняя пирода».
1
1
21.02
27.02
Знать, как использовать слова - связки; Уметь определять и устанавливать основные средства связи в тексте; Знать основные приемы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
44
45.
Раскрыта ли тема? Обсуждение текстов: «сильный мороз», «Деревенские посиделки».
1
1
28.02
06.03
Знать, как отличать выразительность поэтических образов, красоту языка; Уметь перестаивать текст в соответствии с другими речевыми задачами; Пользоваться приемами подготовки устного выступления, выступать с графическим (-аудио, -видео) сопровождением;
46
47.
Сочинение по плану: «Моя семья». Подготовка к написанию
Сочинение «Моя семья»
1
1
07.03
13.03
Уметь участвовать в обсуждении; Уметь пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; В предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства;
48.
Составление устных текстов разного типа по одной схеме. Возвращение птиц. Повествование - что произошло? Описание - какой? Рассуждение - почему?
1
14.03
Иметь представление о том, что такое художественный образ; знать специфику художественного, научного, популярного, поэтического тестов;
Приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
49
50.
Повторяющиеся слова в текстах: «Возвращение птиц»
«Звери весной».
1
1
20.03
21.03
Знать, как совершенствовать тест;
Отличать подготовленную и неподготовленную речь;
51
52.
Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».Подготовка к сочинению
Составление плана.
1
1
03.04
04.04
Понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на го основе; Уметь общаться при составлении сочинений; Знать особенности неподготовленной речи;
53.
Написание сочинения - миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний.
Сочинение по картине Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»
1
10.04
Знать, как использовать ключевые слова в сочинении;
Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
54-
55. Аннотация.
Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
1
1
11.04
17.04
Знать, как правильно оформляется аннотация;
Знать особенности диалога и монолога;
56-
57.
Сочинение по картине И.И.Левитана. Март. Подготовка к сочинению.
Сочинение по картине «Март»
1
1
18.04
24.04
Знать, как использовать изобразительные средства языка для описания образов; Уметь составлять художественное описание картины; Анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах,
58.
Ошибки и недочеты в речевых высказываниях учащихся.
1
25.04
Уметь замечать ошибки в своих и чужих высказываниях; Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
59.
Фольклор. Загадки, пословицы, поговорки.
1
29.04
Знать несколько загадок, пословиц, поговорок на разные темы; Уметь использовать пословицы и поговорки в речи; Пользоваться приемами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
60.
Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности.
1
30.04
Знать особенности составления рассказа; Уметь определять в какой мере учтены особенности для эффективности общения; При выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
61.
Разговорная речь с элементами художественной речи. Рассказ о себе.
1
07.05
Знать знаменательные даты из своей жизни; Уметь рассказывать автобиографию; Определять темы, основную мысль текста;
62-
63.
Работа над началом сочинения «Весна»
составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению Сочинение «Весна».
1
1
08.05
15.05
Знать, как составляются вступительные части к сочинению; Уметь составлять вступительную и заключительную части речевого высказывания; Сочинять продолжение диалогов разных персонажей, историй;
64.
Речь учебно-научная. Рассуждение с высказыванием цитат.
1
16.05
Знать, где можно найти цитаты для сочинения; Уметь быть хорошим слушателем; Осознавать значение тона, смыслового ударения, как несловесных средств устного общения;
65.
Незаменимые помощники-словари (толковый, орфографический, словообразовательный).
1
18.05
Уметь пользоваться словарями; Осознанно строить речевое высказывание;
66.
Обращение. Употребление обращения в зависимости от ситуации.
1
22.05
Знать правила этикета;
Классифицировать различные типы аргументов: обобщенные, конкретные;
67-
68.
Конкурс стихотворений о лете русских, советских поэтов.
Стихотворения о лете
1
1
23.05
25.05
Знать, как читать стихотворение с интонационным выделением знаков препинания; Уметь декламировать стихотворение; Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темп, проблемы;
69.
Письма от бабушки загадушки.
1
27.05
Знать несколько загадок на разные темы; Уметь использовать загадки в речи; Различать общение для контакта и для получения информации;
70.
Итоговое занятие КВН. Учите русский - годы кряду, с душой, с усердием, с умом!
1
30.05
Рассказывать о памятных событиях жизни;
Литература и средства обучения:
- Н.В.Ладыженская. Обучение успешному общению. М., Баласс, Ювенто. - Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Уроки риторики в школе. - С.А. Есенина. «Как научить Вашего ребенка писать сочинения». Издательство «Грамотей», 2011 г. - Библиотека «1 сентября». Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. М., 2000 г.
Специфическое оборудование:
- DVD и видеозаписи; - Газеты и журналы; - Телевизор; - Компьютер (для демонстрации презентаций).