Рабочая программа по факультативному курсу Развитие речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»





«Утверждено» Педагогическим советом

протокол от «29» августа 2014 г. № 1

Введено приказом № 199 от «29» августа 2014 г.

Директор школы

_______________Аникина Н.А.

(подпись) (Ф.И.О.)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

для 3Г класса (2 час, 70час )

кол-во часов в неделю кол-во часов в год



Составитель: Рахматуллина Ирина Викторовна (учитель начальных классов, без квалификационной категории)


«Согласовано» Зам. директора_____________ Волохина Л.И.

(подпись) (Ф.И.О.)

«28» августа 2012 г.

«Рассмотрено» на заседании МО, протокол от «29» августа 2014 г. № 1

Руководитель МО _____________ Самигуллина А.Ф.

(подпись) (Ф.И.О.)


г. Набережные Челны

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к планированию курса «Развитие речи» в 3Г классе МОУ СОШ № 45

с углубленным изучением отдельных предметов на 2014-2015 учебный год

Язык наш выразителен не только для красноречия, для громкой

Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности.

И.М. Карамзин

Актуальность С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь « хорошо слово - половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти значения в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурной. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуация. Приоритетный средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразным интонационным средствам, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности. Речь конкретного человека - это отражение его общий культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

  1. Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
  2. Ясность - это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого- либо произведения для украшения.
  3. Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
  4. Точность - значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
  5. Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

Новизна Компьютер не заменяет учителя или учебники, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков );
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер - хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений - всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускорят тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Курс изучения «Развития речи» для учащихся 1-4-х классов ставит следующие задачи:
  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Цель программы:
  • совершенствовать устные речевые навыки учащихся;
  • формирование речевого этикета учащихся;
  • формирование у младших школьников письменных речевых умений (оформление письменной речи в идее изложений, рассказов, сочинений);
  • обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.
Формы занятий:
  • беседы;
  • показ презентаций;
  • выступления детей с небольшими сообщениями на занятиях;
  • заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • сочинение сказок, рассказов, историй;
  • использование физминуток;
  • создание коллективных презентаций.
Основные содержательные линии:
  • «Общение»;
  • «Речевые жанры»;
Используемые технологии:
  • проблемно-диалогическая;
  • Здоровьесберегающая.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАХМАТУЛЛИНОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

НА 2014/2015УЧЕБНЫЙ ГОД

курс

Класс

Всего кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Развитие речи

3 Г

2

70









Методическая тема на 2014-2015 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования Совершенствование компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся как необходимое условие повышение качества образования в условиях введения новых стандартов

Использование интегрированного подхода в преподавании предметов в начальных классах в условиях ФГОС



РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Дата

проведения

Планируемые результаты

Календарная дата

Фактическая дата

знания

умения

общие учебные умения, навыки и способы деятельности

1.

Беседа о богатстве русского языка. Слово сообщает, влияет, помогает! Составление письма другу.

1

8.09


Знать компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем, что; знать виды писем, правили их составления; Уметь общаться Уметь осознавать и определять эмоции других людей; интерес к письму, к созданию собственных текстов;

2.

Произноси правильно. Устаревшие формы слов. Коллективное составление словаря устаревших слов по русскому народным сказкам

1

11.09


Знать некоторые, наиболее часто встречающиеся, устаревшие формы слов; Уметь оказывать поддержку, помощь словом; Интерес к изучению языка;

3.

Цитаты. Подбор цитат к мини - сочинению «О чём мне рассказал осенний листочек?»

1

15.09


Знать правила использования цитат; Уметь подбирать цитату к тексту; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

4.

Какую речь хочется слушать: громко - тихо, медленно - быстро. Составление диалога о летнем отдыхе

1

18.09


Знать, как улучшить общение; Уметь обсудить свою роль; Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров;

5.

Выбери слово. Сочинение - миниатюры « Мой любимый урок»

1

22.09


Знать, как правильно подбирать слова для раскрытия темы; Уметь делать выводы; Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

6. Письменные объявления. Составление объявления о пропаже собаки.

1

25.09


Знать виды писем, правила их составления;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

7.

Учись красноречию; общение в официальной обстановке ( класс, музей, кабинет враги и д. р.

1

29.09




Вычитывать все виды текстовой информации;

8.

Крылатые слова и выражений, происхождений слов.

1

02.10


Знать, как использовать в речи крылатые слова, выражения;
Строить монологическое высказывание;

9.

Говорим кратко, подробно. Обращение к знакомым и незнакомым людям. научись говорить: « Нет! »

1

06.10


Знать, как правильно обращаться к людям; Уметь отказывать; говорить, к месту слов «нет» Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

10.

В кабинете писателя. Приёмы правки.

1

09.10


Знать приёмы правки текста; Уметь подбирать нужные слова и выражения; Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных заданий

11.

С кем, почему, для чего… Улыбнись.

1

13.10


Знать вежливые слова; Уметь общаться; Уметь чувствовать красоту и выразительность речи;

12.

Особенности говорения. Тон, темп, мимика, жест.

1

16.10


Знать несловесные и словесные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест) Уметь вступать в контакт и поддерживать его проявлять умение благодарить, используя этикетные нормы; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

13.

Речевые отрезки и паузы.

1

20.10


Иметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении;
Строить для других понятные высказывания;

14.

Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного.

1

23.10




Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

15.

Стиль - разговорный, литературный, научный. Редактирование текста «Собака Найда».

1

27.10


Различать стили; Уметь быть хорошими слушателями; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

16.

Кратко о книге. Выбери нужное.

1

30.10


Знать, как ориентироваться в книге (по содержанию); Уметь правильно выбирать книги; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

17.

Сравни и скажи.

1

14.11


Знать, как анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп; Уметь использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях; Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

18.

Аргументы. Разыгрывание ситуаций.

1

15.11


Знать, как анализировать речь говорящего с применением изученных правил; Уметь рассуждать, выражать свои мысли устно, письменно; Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

19.

Выступление и заключение. Составление разных вариантов выступления и заключения к рассказу «Зимние квартиры».

1

21.11


Знать, что такое вступительная и заключительная части рассказа; Уметь делать вступление и заключение; Находить в словаре находить значение речевого слова;

20.

Сравнительное описание. Подготовка к сочинению-описанию «Осенний парк».

1

22.11


Знать, как составить план к сочинению-описанию;
Высказывать свою точку зрения на события, поступки;

21.

Сочинение-описание «Моя любимая картина».

1

28.11




Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

22





23.

Выпуск газеты (коллективная форма работы). Подготовка.

Выпуск газеты

1



1

29.11




05.12


Иметь представление о составлении информации, о службе новостей; Уметь подобрать материал к газете, озаглавить рубрики; Осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово; знать особенности газетных жанров;

24-




25.

Лексическая сочетаемость слов. Подготовка к сочинению.

Сочинение по плану «Мой друг» (моя подруга».

1





1

06.12





12.12


Знать, как составить план сочинения;
Формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

26-






27.

Эпиграф. Подбор эпиграфа к сочинению «Зимние изменения в природе».Подготовка к написанию сочинения.

Сочинение «Зимние

изменения в природе»

1





1

13.12






19.12


Знать, как подбирается эпиграф к сочинению; Уметь подбирать эпиграф к теме; Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

28-




29.

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.

Презентации.

1




1

20.12




26.12


Знать о богатстве русского языка, о культуре; Уметь готовить презентацию по теме; Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

30.

Нормы. Что это такое? Зачем они нужны?

1

27.12



Уметь грамотно составлять высказывание; Осознавать разнообразие (жанров) текстов, продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

31.

Составление рассказа по сюжетным картинам. Несколько вариантов заглавия к тексту. Подготовка к сочинению «На катке»

1

16.01


Знать, что заглавие должно отражать главную мысль текста; Уметь создавать текст по картинам; Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия;

32.

Сочинение - повествование. На катке.

1

17.01


Знать, как использовать эпиграф. Работать по плану;
Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

33.

Абзацные отступы. Составление текста «Помоги птицам» по плану.

1

23.01


Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце; Уметь последовательно составлять текст; Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения, последовательной или параллельной структуры;

34.

Тайны смешного. Обсуждение отрывка из книги писателя Георгия Скребицкого.

1

24.01



Уметь определять по заголовкам, о чем говорится в тексте; Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий или выборочный пересказ текста;

35-








36.

Законы юмора. Обсуждение смешных ситуаций, в которые попадают Дениска Кораблев из произведения Виктора Драгунского. Составление «Юмористические рассказы» (линии - книжки).

1






1

30.01








31.01



Уметь, рассказывать свои истории, уметь сочинять их; Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

37-





38.

Сочинение -рассуждения. На горке. Схема построения сочинения-рассуждения: вступления, тезис, аргумент, вывод.

Сочинение «На горке»

1




1

06.02





07.02


Знать схему построения сочинения-рассуждения;
Анализировать структуру рассуждения, выявлять умственность приводимых аргументов;

39-




40.

Диалог. Составление диалогов на темы: «Доброе дело»,

«Где ночуют птицы?»

1



1

13.02




14.02


Знать, как правильно, грамотно вести диалог; Уметь вести диалог; Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

41.

Заголовок к тексту. Варианты заголовок к тексту.

1

20.02


Знать, что заголовок - показатель главной мысли текста; Уметь ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; Продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.

42-





43.

Слова-связки. Восстанови текст, подбор слов - связок

Работа с текстом«Зимняя пирода».

1



1

21.02





27.02


Знать, как использовать слова - связки; Уметь определять и устанавливать основные средства связи в тексте; Знать основные приемы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;

44




45.

Раскрыта ли тема? Обсуждение текстов: «сильный мороз», «Деревенские посиделки».

1



1

28.02



06.03



Знать, как отличать выразительность поэтических образов, красоту языка; Уметь перестаивать текст в соответствии с другими речевыми задачами; Пользоваться приемами подготовки устного выступления, выступать с графическим (-аудио, -видео) сопровождением;

46





47.

Сочинение по плану: «Моя семья». Подготовка к написанию

Сочинение «Моя семья»

1




1

07.03





13.03


Уметь участвовать в обсуждении; Уметь пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; В предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства;





48.

Составление устных текстов разного типа по одной схеме. Возвращение птиц. Повествование - что произошло? Описание - какой? Рассуждение - почему?

1




14.03


Иметь представление о том, что такое художественный образ; знать специфику художественного, научного, популярного, поэтического тестов;
Приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

49



50.

Повторяющиеся слова в текстах: «Возвращение птиц»

«Звери весной».

1


1

20.03


21.03


Знать, как совершенствовать тест;
Отличать подготовленную и неподготовленную речь;

51






52.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».Подготовка к сочинению

Составление плана.

1





1

03.04






04.04


Понимать замысел художника и строить свое речевое высказывание на го основе; Уметь общаться при составлении сочинений; Знать особенности неподготовленной речи;



53.

Написание сочинения - миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний.

Сочинение по картине Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»

1




10.04


Знать, как использовать ключевые слова в сочинении;
Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

54-


55. Аннотация.
Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

1



1

11.04




17.04


Знать, как правильно оформляется аннотация;
Знать особенности диалога и монолога;

56-




57.

Сочинение по картине И.И.Левитана. Март. Подготовка к сочинению.

Сочинение по картине «Март»

1




1

18.04





24.04


Знать, как использовать изобразительные средства языка для описания образов; Уметь составлять художественное описание картины; Анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах,

58.

Ошибки и недочеты в речевых высказываниях учащихся.

1

25.04



Уметь замечать ошибки в своих и чужих высказываниях; Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

59.

Фольклор. Загадки, пословицы, поговорки.

1

29.04


Знать несколько загадок, пословиц, поговорок на разные темы; Уметь использовать пословицы и поговорки в речи; Пользоваться приемами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

60.

Речь разговорная. Доверительный рассказ, его особенности.

1

30.04


Знать особенности составления рассказа; Уметь определять в какой мере учтены особенности для эффективности общения; При выполнении некоторых заданий осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

61.

Разговорная речь с элементами художественной речи. Рассказ о себе.

1

07.05


Знать знаменательные даты из своей жизни; Уметь рассказывать автобиографию; Определять темы, основную мысль текста;

62-





63.

Работа над началом сочинения «Весна»

составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению Сочинение «Весна».

1




1

08.05





15.05


Знать, как составляются вступительные части к сочинению; Уметь составлять вступительную и заключительную части речевого высказывания; Сочинять продолжение диалогов разных персонажей, историй;

64.

Речь учебно-научная. Рассуждение с высказыванием цитат.

1

16.05


Знать, где можно найти цитаты для сочинения; Уметь быть хорошим слушателем; Осознавать значение тона, смыслового ударения, как несловесных средств устного общения;

65.

Незаменимые помощники-словари (толковый, орфографический, словообразовательный).

1

18.05



Уметь пользоваться словарями; Осознанно строить речевое высказывание;

66.

Обращение. Употребление обращения в зависимости от ситуации.

1

22.05


Знать правила этикета;

Классифицировать различные типы аргументов: обобщенные, конкретные;

67-



68.

Конкурс стихотворений о лете русских, советских поэтов.

Стихотворения о лете

1



1

23.05



25.05


Знать, как читать стихотворение с интонационным выделением знаков препинания; Уметь декламировать стихотворение; Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темп, проблемы;

69.

Письма от бабушки загадушки.

1

27.05


Знать несколько загадок на разные темы; Уметь использовать загадки в речи; Различать общение для контакта и для получения информации;

70.

Итоговое занятие КВН. Учите русский - годы кряду, с душой, с усердием, с умом!

1

30.05




Рассказывать о памятных событиях жизни;



Литература и средства обучения:
- Н.В.Ладыженская. Обучение успешному общению. М., Баласс, Ювенто. - Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Уроки риторики в школе. - С.А. Есенина. «Как научить Вашего ребенка писать сочинения». Издательство «Грамотей», 2011 г. - Библиотека «1 сентября». Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. М., 2000 г.

Специфическое оборудование:


- DVD и видеозаписи; - Газеты и журналы; - Телевизор; - Компьютер (для демонстрации презентаций).


© 2010-2022