Урок по литературному чтению Русские писатели. Обобщение знаний

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщение к разделу «Русские писатели. Обобщение знаний»

Цели урока:

- повторить и обобщить пройденный материал по теме «Русские писатели»;

- развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения;

- учить работать в команде;

- воспитывать любовь к чтению, литературе.

Задачи:

- формирование активной читательской позиции;

- развитие коммуникативных навыков школьников;

- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы и музыки.

В процессе всей деятельности на занятии велась работа по формированию следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, принимать участие в обсуждении содержания прочитанного; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности

Оборудование урока:

- презентация «Русские писатели»;

- карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.

- детские рисунки учащихся к изученным произведениям;

- выставка книг.

Ход урока

I Организационный момент

- Все встали, подровнялись. А теперь улыбнулись. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

2.Речевая разминка.

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? Стрекоза.

(«жужжащее чтение, чтение с замедлением, с ускорением, скороговоркой).

3. Постановка цели урока

-Прочитайте тему нашего урока, обращая внимание только на буквы русского алфавита.

1 слайд

SОFБHJОKБLGVЩZЕQWНRИYЕU

- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые мы изучали и вспомним авторов, которые написали их для нас.

Работа в группах

-В этом прямоугольнике отыщите 3 фамилии, чьи произведения мы повторим сегодня с вами.

2 слайд

Я

А

В

Т

О

Д

Ю

Б

Т

О

Ж

Ы

К

Р

Ы

Л

О

В

Ц

У

К

С

Е

Н

Г

Ш

Щ

Т

З

Х

Ф

Ы

В

О

А

П

Р

О

Л

й

Д

Ж

П

У

Ш

К

И

Н

Э

Я

Ч

С

М

И

3 слайд

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Лев Николаевич Толстой

( портреты писателей)

4.Проведем небольшую разминку.

Доскажи словечко

Брега с недвижною рекою;

Сравняла пухлой … (пеленою)

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном … (кушаке)

Опрятней модного паркета

Блистает речка , льдом ….. (одета)

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет …..(лёд)

Кто написал эти строки ?

Слайд 4 Портрет Пушкина

Что же такое стихотворение?

Слайд5 (определение стихотворения)

Стихотворение -небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

5 - «Отгадай произведение»

Карточка №1

Слайд6 (строки произведения)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учённый

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит

-Кто автор этого отрывка?

-К какому виду фольклора относится этот отрывок?

Слайд 7 определение сказки

Сказка -один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

-Сказки бывают народные и авторские.

-Какая это сказка?

Карточка №2

Слайд8 ( строки стихотворения)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Кто автор и как называется это произведение?

Викторина по сказке А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 9,10,11,12,13

1.Назовите жилище старика и старухи. землянка

2.Что отвечала золотая рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? Не печалься, ступай себе с богом

3.Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи 5

4.Назовите все желания старухи по порядку.

5.Чем закончилась сказка (прочитать)

Карточка №3

Слайд 14(строки из басни)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

В выйдет из него не дело, только мука.

Кто автор и как называется произведение?

Кто написал этот отрывок и как называется это произведение?

К какому жанру относится это произведение?

Что такое басня

Слайд 15 (Портрет Крылова)

Назови басни по иллюстрации

Слайд16

Лебедь, Щука и Рак, Ворона и Лисица, Слон и Моська, Стрекоза и Муравей

Прочитайте отрывок из Басни «Стрекоза и Муравей»

Охарактеризуйте Муравья и Стрекозу используя слова для справок

Слайд 17

Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, отчаянный, несерьезный, бесшабашный, хитрый.

Физкультминутка

Изобразите движения героев басни: стрекоза летает, муравей колет дрова, муравей пилит дрова, стрекоза пляшет.

Карточка №4

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему еду за печкой.

Кто написал это произведение и как оно называется?

Что такое рассказ?

Слайд 18 портрет Толстого

Слайд 19 определение рассказа

Рассказ-малая форма эпической литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображения событий, малое число действующих лиц.

Карточка №5

Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

- Куда ты собрался?

- В школу.

- Ты ещё мал, не ходи. - и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу.

Карточка №6

Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной она пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими глоссами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.

Л.Н.Толстой для детей писал не только рассказы, но и басни.

6.Выполните тестовое задание

БОГАЧ И БЕДНЯК

В одном доме жил наверху богач барин, а в низу бедный портной. Портной за работой всё пел песни и мешал барину спать. Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел. Портной стал богат и всё стерёг свои деньги, а петь уж не стал. И стало ему скучно, он взял деньги и снёс их назад барину , и сказал: Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь, а то на меня напала тоска». (Л.Н.Толстой)

1. Выпиши нужную цифру.

В этой басне ___ персонажа (героя)

2. Соедини стрелками.

Барин беден

Портной богат

3.Найди в тексте и подчеркни правильный ответ на вопрос « Чем мешал барину портной?»

4.Почему портной вернул барину деньги? Выбери правильный ответ ( или ответы).

а) из благодарности

б) стало совестно

в) захотелось петь

г) стало печально без песен

5. Что значит «напала тоска»? Выбери правильный ответ.

а) пришла болезнь

б) стало грустно

в) стало скучно

5.Чему учит басня? Выбери правильный ответ.

а) деньги нагоняют тоску

б) не в деньгах счастье

-Положите карточки на край парты.

7. «Когда кроссворд ты разгадаешь, домашнее задание узнаешь!» ( работа парами)

Слайд 20 кроссворд

1

2

3

4


5


6


1. Стихотворные рассказы, в которых высмеивают недостатки людей.

2. Кто тянул поклажу в воду?

3. Она поломала стул, съела кашу и уснула от усталости.

4. Лето красное пропела.

5. В отцовской шапке он ушёл в школу.

6. Он ловил неводом рыбу.

8.Рефлексия:

Слайд 21 Текст

«Дерево творчества»

(По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды)

Плоды - урок прошёл полезно, плодотворно:

Цветок - довольно неплохо;

Зелёный листик - не совсем удовлетворён уроком:

Жёлтый листик -неудовлетворённость.

9.Итог урока

Слайд 22 молодцы


© 2010-2022