Хочу всё знать (экологический тренинг)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18

Хочу всё знать (экологический тренинг)Хочу всё знать (экологический тренинг)Хочу всё знать (экологический тренинг)Хочу всё знать (экологический тренинг)Хочу всё знать (экологический тренинг)МОУ «Авчуринская средняя общеобразовательная школа»





Неделя знаний

Внеклассное занятие по окружающему миру



«Человек и природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее - нет. И еще: природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушить людям, убеждать людей - с самого детства! - в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму».

Н. СЛАДКОВ







Учитель начальных классов:

Демешенкова Е.И.









Авчурино 2011 год







Тема: «Хочу всё знать»

Форма проведения: экологический тренинг

Цели:

  • проверить правила поведения в природе;

  • проверить умения сопоставлять, сравнивать и отгадывать загадки;

  • развивать кругозор и познавательную активность уч-ся;

  • развивать экологическую культуру.

Подготовительная работа: подготовить небольшие сообщения о животных.

Оборудование: ПК, презентация, карточки с заданиями, житоны-капельки.

Ход занятия

  1. Актуализация знаний

Есть одна планета - сад .

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

- О какой планете идёт речь?

- Давайте определим ключевое слово нашего занятия.



  1. Назовите лекарственное комнатное растение, сок которого используется при простудных заболеваниях.(алоэ)

  2. Если к слову вол прибавить ещё одну букву, то получим название хищника.(волк)

  3. Не вода, не суша, на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь. (болото)

  4. Какая птица изображена на гербе России? (орёл)

  5. Что строится без топора ? (гнездо)

  6. Он есть у носорога.(рог)

  7. При помощи них растения питаются, держатся за землю.(корни)

  8. Яд этих животных используют для приготовления мазей.(змея)

(отрезать последние буквы и составить слово) Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далекие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких - на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, а также сосны с поперечным сечением у основания более 12 вершков... Так начиналась российская экология.

Экология - это наука … (закончить правило)

- Я предлагаю вам проверить свои знания и вместе с Лесовичком побывать на экологических тропинках.

II. Экологический тренинг

  1. Тропинка «Правила вежливости»

Цель: проверить правила поведения в природе.

(если смысл предложения верный, дети встают, если не верен, то дети сидят)

  1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты цветов нарвать.

  3. Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет!

  4. Не ловите бабочек, они так нужны цветущим растениям.

  5. Хорошо летом разжечь в лесу костёр и поджарить корочку хлеба с салом.

  6. Диких животных нельзя приносить домой, ведь они не могу жить в неволе.

  7. Пришли в лес: не пугайте птиц и зверей, не разоряйте муравейники.

  8. Звери всякие нужны: у каждого из них своя роль в природе… (что произойдёт, если исчезает один вид)


  1. Тропинка «Угадал - найди ответ» (встать к карточке с нужным ответом)

Цель: проверить умения сопоставлять, сравнивать и отгадывать загадки.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (берёза)

Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.(дуб)

Весной растёт, Летом цветёт,

Осенью обсыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то - медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла. (рябина)

Стоит зелёный кустик

В красный горошек.

А тронешь - укусит.(шиповник)

Стоят дома высокие, этажи несчётные,

Шпили колючие под тучами летучими.(ель и сосна)

  1. Тропинка «В мире животных»

Цель: развивать кругозор и познавательную активность уч-ся.

Сообщения уч-ся о животных.

  1. Тропинка «Знатоки природы» (исправить ошибки в тексте)

Цель: развивать любознательность, умение увидеть новое в знакомом мире.

Наступила осень. Животные не готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг - ласточки, грачи, воробьи, журавли, сороки. Лесные жители - заяц, ёж, белка, лиса - меняют шубки на более тёплые, яркие и густые. Деревья тоже готовятся к зиме - берёзы, осины, ели, и дубы сбрасывают листву, чтобы не замёрзнуть.

  1. Тропинка «Птичий подиум»

Цель: развивать творческую активность уч-ся.

(изобразить птицу по походке: утка, воробей, цапля)

VI.. Тропинка «Знаешь ли ты?»

Цель: формировать умение ориентироваться и по описанию называть животного.

(Вкладка к журналу «Начальная школа» №8, 2010 г. Стр.29)

  1. Тропинка «Экологические ситуации»

Цель: развивать экологическую культуру. Презентация. Стихотворение

III. Рефлексия «Признайся природе в любви».

(на каплях написать свои пожелания)

Клип «На свете все нужны»

«Важней всего погода в доме».

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла

В сентябре белые кучевые облака быстро увеличиваются и темнеют - к дождю.

В июне вечером усиливаются звуки и запахи - к дождю.

В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.

«Прокомментируй пословицы».

Пока капитаны готовятся, проводится очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде, или приз.

На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.

Лес без птицы и птица без леса не живут.

Разминка.

1. Какую часть обуви найдем у холма? (Подошву.)

2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. ( Вода.)

3. Дерево - чемпион Сибири по скорости и роста. ( Тополь.)

4. Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? ( Картофеля.)

5. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)

6. Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет.)

7. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

8. У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау.)

9. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)

10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)





















А Л О Э

В О Л К

О Р Ё Л

Г Н Е З Д О

Р О Г

З М Е Я

Б О Л О Т О

К О Р Н И



«Правила вежливости»





«Угадал - найди ответ»





«В мире животных»





«Знатоки природы»





«Птичий подиум»





«Знаешь ли ты?»





«Экологические ситуации»



























1-й конкурс. Разминка.

1. Какую часть обуви найдем у холма? (Подошву.)

2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. ( Вода.)

3. Дерево - чемпион Сибири по скорости и роста. ( Тополь.)

4. Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? ( Картофеля.)

5. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)

6. Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет.)

7. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

8. У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау.)

9. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)

10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

2-й конкурс. «Важней всего погода в доме».

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла

В сентябре белые кучевые облака быстро увеличиваются и темнеют - к дождю.

В июне вечером усиливаются звуки и запахи - к дождю.

В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.





3-й конкурс. « Экологический букварь».

Участникам читаются формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н / э, к, о, л, о, г. и, я / э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых они должны составить слова по теме «Экология».



4-й конкурс. «Музыкальный калейдоскоп».

Вспомните слова песни, где встречаются слова погода, снег, дождь, солнце, радуга. Спойте строчку песни.

(«Главней всего погода в доме», «У природы нет плохой погоды»; «Что мне снег, что мне зной»; «Снег кружится, летает, летает»; «От улыбки в небе радуга проснется».)

5-й конкурс. Проект «Город моей мечты».

Участникам команд предлагается выполнить рисунок «Город моей мечты». На задание дается 5 минут. Рисунок должен быть выполнен с точки зрения эколога.

Игры со зрителями.

Загадки. За правильный ответ зрители получают 1 балл, который они могут перевести на счет понравившейся команды.

Утреннее серебро на траве. (Роса.)

Что в пустыне дороже алмаза? (Вода.)

В роднике вода всегда, а откуда в нем она? (Из земли.)

Животное, гуляющее само по себе.( Кошка.)

Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)

«Верно - неверно».

Зрителям предлагаются утверждения, с которыми они могут согласиться или нет. Для поднятия настроения и снятия усталости можно использовать различные условные знаки. Например: «Да» - встать или поднять руки, «нет « - сесть или похлопать в ладоши.

Слон - хищное млекопитающее. (Нет.)

Гусь - самая дисциплинированная на свете птица. Она никогда не попадет под колеса автомобиля. (Да.)

Флора - имя древнеримской богини цветов, весны и юности. (Да.)

Экологическая цепочка - пищевые связи в живой природе, при которых растения создают свои клетки в результате фотосинтеза. (Да.)

6-й конкурс. Конкурс «Анаграммы».

Задание записано на листочках, которые вытаскивают капитаны команд; выполняется на время (10 - 15 секунд). После обсуждения в команде капитан называет ответ.

Анаграмма - загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила.)

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду.

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду.

(Сосна - насос.)

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвой.

А буквы переставь,

Я окажусь рекой.

(Слива - Висла.)

7 - й конкурс. «Закончи рассказ

( конкурс капитанов).

На листочках написано начало рассказа, а капитанам предлагается его закончить. Задание дано с целью развить речь учащихся и закрепить экологические понятия.

На краю красивой маленькой речки стоял удивительный городок, с очень красивым названием Цветочный. И жили в нем коротышки. Но однажды на этот город налетела страшная туча, и пошел кислотный дождь.

Игра со зрителями «Прокомментируй пословицы».

Пока капитаны готовятся, проводится очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде, или приз.

На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.

Лес без птицы и птица без леса не живут.

8 - й конкурс. «Закончи чистоговорку на экологическую тему».

Команде предлагаются последние звуки чистоговорки, а затем предлагается продолжить ее в рифму. После обсуждения команды читают ответы.

Ять- ять - ять ---------- Природу нужно охранять.

Ля - ля - ля ------------ Мы спасем тебя, Земля.



© 2010-2022