Открытый урок по русскому языку Многозначные слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку 3 класс по программе «Перспектива»


Тема «Многозначные слова»


Цель: Систематизировать знания о многозначных словах. Задачи урока: Образовательные: уметь определять признаки многозначных слов и активно использовать их в своей речи Воспитательные: способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, содействовать формированию культуры речи и бережного отношения к русскому языку. Развивающие: создать условия для развития внимания, словарного запаса учащихся, умение логически и образно мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать при работе с раздаточным материалом и техническими средствами. Планируемые результаты: Предметные: 1. Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение 2. Определять признаки многозначных слов. Метапредметные: 1.Развивать речь и мышление при объяснении значений многозначных слов. Личностные: 1.Умение работать в парах, в группе. 2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим. 3. Позитивная самооценка. 4 Умение вести диалог: учитель - ученик; ученик - ученик. 5. Формировать уважительное отношение к искусству слова. Регулятивные: 1.В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные цели и задачи. 2.Умение планировать свою деятельность и деятельность группы. 3. Вырабатывать способность различать способ и результат действия. Познавательные: 1. Находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи. 2. С помощью заданий и раздаточного материала составлять из словосочетаний, в состав которых входят многозначные слова, предложения. Коммуникативные: 1. Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников. 2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 3. Строить монолог и диалог. 4.Умение работать в парах, в группах. Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал. Презентация «Многозначные слова», Толковые словари.

  1. Мотивирование к учебной деятельности
Наши герои Аня и Ваня предлагают вам прочитать стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой».
РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ
- Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке. Дочь удивилась: - Мерзнешь ты И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало. А дочь кричит: - Я поняла! - И тащит одеяло.
Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? -Что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?.. - Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота. Чем это слово необычно? Найдите это слово в толковом словарике. Прочитайте значения, которые это слово имеет. (Теплота- 1.перен. Доброе, отзывчивое отношение к кому - чему - нибудь. 2.То же, что тепло (разг.)) - Чтение стихотворения ученицей об омонимах. -Как мы такие слова будем называть? (слова у которых несколько значений) -Ребята, русский писатель И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». - Какие слова вы считаете важными в этом высказывании? -Чтобы научиться пользоваться языком, надо сначала его изучить, исследовать. А сегодня на уроке у нас новая тема наши исследования.
  1. Актуализация и пробное учебное действие
Закройте глаза и представьте язык. Что вы представили? (презентация) -Имеют ли эти слова одинаковое значение? -Повторение знаний о словах омонимах.


3.Самоопределение к деятельности. Исследовательская работа. Я предлагаю провести исследование (работа в группах)
Задание для стола № 1 Маленький колокольчик звенел в руках у девочки весело и звонко. На поляне расцвели голубые колокольчики. - Сделаем вывод: колокольчик - это предмет, издающий звон, и цветок в форме колокольчика.
Задание для стола №2 Садовое кольцо в Москве - это ряд бульваров. Отец подарил маме на день рождения золотое кольцо. -Сделаем вывод: во всех случаях слово кольцо называет что-то имеющее форму окружности.
Задание для стола №3 Раздался гром, сверкнула молния, полил дождь. Костя быстро расстегнул молнию на куртке. -Сделаем вывод: молния - это то, что быстро мелькает в небе и застежка, которая так же быстро застегивается.
Задание для стола №4 У обезьяны был длинный хвост. Длинные и густые волосы девушки были собраны в хвост. На столах Толковые словари. -Сделаем вывод: хвост- это то, что расположено в конце чего-либо. Ребята, обратите внимание, мы нашли общий компонент в значениях многозначных слов. -Вспомните значение слова - омонима дождевик. -Найдите общие значения (общего значения нет) -Прочитайте диалог Ани и Вани. Сделайте вывод: у многозначных слов все значения связаны по смыслу. Ребята, с какой проблемой мы с вами столкнулись? Как мы можем решить эту проблему? Какой путь мы выберем? Обозначьте тему нашего исследования в области великого русского языка. (выяснить, что объединяет эти слова). Физкультминутка
  1. Работа с учебником.
1)Прочитайте диалог Ани и Вани. - Сделайте вывод: у многозначного слова все значения связаны по смыслу. 2)Слова профессора Самоварова (электронное приложение к учебнику). 3)Учебник: с.80 упр.128. Рассмотрите рисунки, спишите словосочетания. - Объясните как связаны между собой значения многозначного слова? 4)Рабочая тетрадь.: упр.112, 113 (работа в паре)
  1. Рефлексия

  1. Итог урока:
Сколько значений может иметь слово? Как называются слова, имеющие несколько значений? Чем многозначные слова отличаются от омонимов?
6.Домашнее задание: Составить и записать по 2 предложения с омонимами и многозначными словами.
© 2010-2022