Развивающая программа «Любознайка» для детей 5-6 лет

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №77 п.Казачьи Лагери




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического Директор МБОУ СОШ №77

объединения

протокол №______________ _________Н.И. Симонова

от «____»___________2012 г. «_____»___________2012 г.


Развивающая программа

«Любознайка» для детей 5 - 6 лет














Составитель:Щербакова О.В.

педагог-психолог

учитель нач. классов

I квалификационной категории









Пояснительная записка Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, ступени дошкольного образования, рассчитанной на детей 5-6 лет. Развивающая программа детского клуба «Любознайка» разработана на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». Программа нацеливают на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Развивающая программа включает два блока: - «Социально-личностное развитие»; -«Познавательно-речевое развитие». Содержание программы разработано в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Закона РФ «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовании учреждения. Комплексная программа: - построена на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности; - обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития; - предусматривает оптимальную нагрузку на ребёнка с целью предупреждения перегрузки и дидактогенных неврозов; - программный материал обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе; - занятия осуществляются в минигруппах. Образовательный процесс включает совместную деятельность взрослых и детей и самостоятельную деятельность детей. Совместная деятельность взрослых и детей отличается наличием партнерской позиции взрослого и формами организации образовательного процесса по решению образовательных задач (коллективными, индивидуальными, групповыми, парными). Все формы организации предусматривают возможность свободного перемещения детей в течение учебного процесса и постоянное общение детей между собой и со взрослыми. Самостоятельная деятельность детей - это деятельность воспитанников в условиях предметно-развивающей среды, созданной педагогом. Среда обеспечивает каждому ребенку выбор деятельности по интересам, позволяя ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Коррекционная деятельность педагога обязательна.




Режим подготовки детей к школе

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 ч. 40 минут.

Состоит из 4 модулей и динамических пауз. -20+5 мин. - развитие эмоционально-волевых и коммуникативных способностей;

- 20+5 мин.- формирование ЭМН, развитие ПП процессов;

- 20+5 мин. - обучение грамоте;

- 20+5 мин. - обучение письму.

Содержание программного материала рассчитано на 25 занятий.

Познавательно - речевое развитие Основные цели: формирование познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи, содействие интеллектуальному развитию ребенка. В этой области дошкольного образования происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении проблемных ситуаций. Формируются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, семье, обществе. На протяжении всех занятий совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из основных условий познания. Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает: - опору на природную детскую любознательность; - поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений; - опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, познавательное общение, игровая деятельность; - организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность ребенка; - опору на совместную деятельность детей и взрослых. Познавательно-речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности. Интеллектуальная готовность - это общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления, а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированности на зону ближайшего развития. Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представление о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов. Познавательно-речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать её в цель деятельности.

Социально-личностное развитие Основные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи. В этой области образования происходит развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, формирование положительного отношения к себе, другим и к окружающему миру. Образование, направленное на социально-личностное развитие ребенка в дошкольный период, предполагает: - создание условий для появления нравственных основ патриотических чувств; - воспитание доброжелательного отношения к окружающим, воспитание уважения прав сверстников, умения сотрудничать с ними; - формирование положительного отношения к себе (уверенность в своих возможностях, осознание своих прав и свобод не в ущерб окружающим сверстникам, осознание ценности сотрудничества с другими людьми); - формирование культуры поведения (правила поведения в общественных местах, правила вежливости и приличия); - формирование у ребенка внутренней позиции будущего школьника; - формирование умений работать по правилу, по образцу, точно выполнять инструкции, контролировать процесс и результат деятельности. Социально-личностная готовность ребенка к школе характеризуется, прежде всего, готовностью ребенка (сформированностью внутренней позоции) к принятию новой социальной роли - роли ШКОЛЬНИКА, имеющего круг прав и обязанностей. Социальная готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Формирование произвольного поведения связано с развитием регулятивных универсальных учебных действий: -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение сохранять заданную цель; -умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указу взрослого; - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Таким образом, целесообразно оценивать готовность ребенка к поступлению в школу не столько на основе умений чтения, письма, счета, сколько на уровне сформированности внутренней позиции школьника, произвольного поведения, сформированности психических процессов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.



Программа развития элементарных математических представлений и сенсорных эталонов.


Предпосылками формирования ЭМП следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций. Сенсорный опыт детей - зрительный (узнавание объекта по его изображению; выделение изображения объекта из общего фона, достраивание зрительного образа объекта), координационный в пространстве и во времени (ориентация относительно себя, другого, ориентация в направлениях, ориентация во временных отношениях); цветовой(узнавание цвета и различие цветов). К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию. Классификация (распределение и объединение объекта по группам) - анализ (выделение признаков объекта); сравнение (сопоставление ряда объектов по выделенному признаку);обобщение (выделение общего признака у ряда объектов; синтез (объединение объектов в группы по выделенному признаку). Сериация- установление последовательных взаимосвязей (определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака). Уровни сложности логических операций: А) самостоятельно; Б)с помощью сверстников, взрослых: - классификация: по количеству объектов от 2-4; по количеству признаков - от 1 - 3; - сериация: по количеству объектов - не более 3.

Содержание дочислового периода обучения математике

Формирование представлений о количестве.


Классификация множеств объектов по количеству объектов (один, много, ни одного). Виды преобразований основных объектов: - инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции; - преобразование количества: инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы). Способы сравнения: на глаз; наложение (непосредственное сравнение); перенос (опосредованное сравнение, сравнение через третий элемент); взаимно однозначное соответствие (сравнение посредством установления пар). Способы измерения: сравнение через установление отношения величины с выбранной меркой. Способы описания (представления) результатов сравнения: равенство (столько же, такой же длины, формы); неравенство (больше-меньше, длиннее-короче, разной формы); установление последовательности (мало, больше, еще больше; самый короткий, длиннее, самый длинный). Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов. Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного). Сравнение двух множеств предметов по количеству (больше, меньше, столько же) различными способами (наложением; установлением взаимно однозначного соответствия). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

Развитие представлений о форме


Форма как характеристика предметов окружающего мира. Сравнение предметов по форме (одинаковые - разные) различными способами (на глаз, наложением, переносом). Выделение геометрических форм (пространственные объемные, плоские, линейные). Знакомство с объемными геометрическими фигурами (куб, шар). Знакомство с плоскими геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, круг). Построение геометрических фигур с помощью лекал. Знакомство с линейными геометрическими фигурами (прямая, кривая, отрезок, дуга, точка). Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки. Преобразование геометрических фигур (сдвиг, вращение, симметричное отображение, подобие и их композиции).

Развитие представлений о непрерывных величинах


Величины как характеристики предметов окружающего мира (длина, ширина, высота - количество места, занимаемого вдоль прямой; площадь - количество места, занимаемого на плоскости; объем - количество места, занимаемого в пространстве). Сравнение двух или несколько предметов, геометрических фигур по разным признакам.



Содержание числового периода обучения математике


Основные объекты: числа, действия над числами (сложение, вычитание). Формирование представления о числах. Числа от 1 до 5. Классификация множеств по количеству элементов. Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1,2,3,4,5 и соответствующие им «эталонные» множества. Способы записи числа: точечная и цифровая. Числовой ряд. Числа от 1 до 10. Число как результат измерения величины. Сравнение величин на основе измерения. Упорядоченность числового ряда. Положение числа в ряду и порядковые числительные (первый-десятый). Понятие арифметического действия. Действие сложения как объединение множеств. Действие вычитания как изъятие подмножества из множества. Число как результат сложения единиц. Получение последующего (предыдущего) числа как результат действия сложения (вычитания) числа с единицей. Аддитивный состав чисел от 1 до 5. Разложение числа на сумму единиц. Способа прибавления чисел 1и2 к числам 2, 3. Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2,3,4,5.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения


Формирование познавательных УУД:


- классификация - объединение по группам; - анализ - выделение признака из целого объекта (предмет круглый, большой, объемный); - сравнение - выделение признака из ряда предметов; - обобщение - выделение общего признака из ряда объектов; -синтез - объединение в группы по 1 или 2 признакам; - сериация (установление последовательных взаимосвязей), умение видеть и называть соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:


- ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет; - ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги; - определение временных отношений (день, месяц, год); -определение цвета; умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и тоже время».

Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения. Дети могут: - оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах 10; - вести счет в прямом и обратном направлении от 1 до 10; - показывать знания способов записи числа; - раскладывать числа от1 до5 на сумму единиц; - производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10; - осуществлять набор и размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.

Представления о форме Дети умеют: - сравнивать предметы по форме разными способами; - узнавать и называть объемные, плоские, линейные геометрические фигуры.

Тематическое планирование


№ Тема Цель Срок 1 Понятия «много-мало». Сравнение предметов. Дать представление о науке математике. Научиться ориентироваться в пространстве и на плоскости; закрепить понятия «слева», «справа», «между», «посередине»; учить сравнивать объекты по одному общему признаку (форме); подготовить руку к последующему письму цифр; развивать внимание.
2 Классификация предметов. Цифра 1; 2 Развивать речь; учить составлять рассказ по серии сюжетных рисунков; учить сравнивать объекты по одному общему признаку (цвет). Закрепить знания о числе 1 и 2.
3-4 Расположение в пространстве и на плоскости. Цифра 3. Знаки - и +, = Учить сравнивать объекты по одному общему признаку (размер); учить ориентироваться в пространстве и на плоскости (вверху, внизу); подготовить руку к письму цифр посредством графических работ. Познакомить со знаками. Повторить дни недели.
5-6 Названия чисел по порядку 1-9. Сравнение. Цифра 4. Состав числа 4. Выявить уровень понимания относительности понятий «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посредине»; выявить уровень развития аналитического восприятия; подготовить руку к последующему письму цифр посредством графических работ. Учить решать простые задачи, решение выкладывать на наборном полотне.
7-8 Понятия «больше», «меньше», «столько же». Различные приемы сравнения множеств по этим отношениям. Цифра 5. Выявить уровень развития аналитического восприятия; учить самостоятельно работать. Учить решать логическую задачу.
9-10 Знакомство с геометрическими фигурами - точкой и линией. Взаимное расположение линий и точек на плоскости. Цифра 6. Формировать умение сравнивать объекты по одному общему признаку (цвет); формировать умение выполнять графические работы; познакомить с математическими знаками. Учить порядковому счету.
11-12 Логические задания на развитие внимания, воображения. Числа от 1-6. Знаки >,<,= Формировать понятия «больше-меньше», «слава-справа», «посредине», «над-под»; формировать и сравнивать объекты по одному общему признаку; учить упорядочивать. Учить разгадывать загадки.
13-14 Логические задания на развитие памяти и мышления. Числа и цифры от 4 до 6. Учить решать задачи на комбинаторику и преобразование, обнаруживать логические связи и отражать их в речи. Учить устанавливать соответствия между числами.
15-16 Числа и цифры 0, 1 - 5. Простые задачи. Продолжать учить решать арифметическую задачу. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов.
17-18 Число и цифра 7.
Учить составлять математические рассказы к рисунку; формировать умение написания изученных цифр; учить разгадывать загадки. Дни недели. Состав числа 7.
19-20 Понятия «равенства и неравенства» Числа и цифры 1-8. Числовые закономерности Учить сравнивать числовые характеристики множеств; прививать умение отгадывать загадки; формировать умение писать изученные цифры.
21 Порядковый счет 1 - 8. Деление предмета на 2, 4 части. Формировать умения сравнивать множества на основе установления взаимно однозначного соответствия; развивать умение записывать и читать числовые равенства и неравенства.Формировать умение писать изученные цифры.
22 Логические задачи на анализ и синтез. Формировать умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами сравниваемых множеств; формировать умение писать изученные цифры.
23 Числа и цифры от 1 - 9, 10. Формировать умения читать и записывать числовые неравенства и равенства; упражнять в узнавании изученных цифр; учить разгадывать загадки.
24 Тестирование на выявление уровня понимания относительно понятий «много-мало», «вверху-внизу». Выявить уровень развития психических процессов.
25 Праздник «В гостях у королевы Знаний»












Программа и тематическое планирование по

началам обучения грамоте


Пояснительная записка Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребенка и взрослого в равных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, развитие пространственных ориентиров и тонкой (мелкой) моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с разными целями: А) с целью последующего чтения (поскольку процесс чтения связан с декодированием напечатанных, т.е. представленных в буквенном виде, слов в их звуковые эквиваленты); Б) с целью последующего письма (поскольку процесс письма связан с кодированием звукового образа слова в его письменный эквивалент).

Содержание курса 1. Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных - слогов и более мелких- отдельных звуков). 2. Развитие фонематического слуха: А) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов; Б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова; В) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (с), (з),(ц); шипящих (ш), (ж), (ч), (щ); сонорных (р), (л). 3. Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущем средством). 4. Формирование первичного навыка чтения: А) знакомство с гласными буквами и особенностями их артикуляции; Б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными; В) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными; Г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоенных прямых открытых слогов; Д) чтение открытых слогов с использованием всё новых согласных.

Базовые ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия С помощью учебного пособия дошкольник научится: - удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривает репродукцию; - понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо; - ориентироваться на странице; - правильно держать орудие письма; - выполнять инструкции взрослого; - обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста; - по требованию взрослого исправлять свою ошибку.

Предметные знания и умения


Ребенок будет способен: - слышать, различать и произносить изучаемые звуки; - иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; - понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге; - сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; - узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки; - различать предмет и слово-название предмета; - членить слово на части; - различать звуки разного качества.
Тематическое планирование к пособию «Друзья Кронтика учатся читать»
№ п/п Содержание занятия
Срок страницы 1-2 Гл.1 Про звук У и про раннее детство Маленькой коровы. Знакомство с гласными звуками. Чистоговорки.
С. 3-17 3-4 Гл.2 Маленькая корова учит читать барана. Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки.
С.18 - 26 5 Гл.3 Мумука слушает музыку луга и леса Использование интонационных средств в речи. Согласный звук и буква Н. Детские потешки.
С. 27 - 31;С. 32 - 36 6 7-8 Гл. 4 Ночные и утренние звуки Разучивание и составление загадок.
С.37 - 42 9-10 Гл.5 У Мумуки появляется новый ученик Д/и «Буква заблудилась»
С.43 - 50 11-12 Гл.6 Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком Театр. Разыгрывание сказок по ролям.
С. 51 - 58 13-14 Гл. 7 Миша вышел во двор Составление рассказов по опорным картинкам.
С.59 - 63 15-16 Миша вышел во двор (продолжение) Составление рассказов об эпизодах из жизни.
С. 63 - 66 17 Гл.8 Как Мумука учила Мишку говорить
С.67 - 72 18-19
С. 72 - 77 20 Гл.9 Первый урок, который Мумука дала Мише

С. 78 - 81 21 22-23 Гл. 10 Ещё одна глава про звук У
С. 82 - 85 24 Итог «Чему мы научились» Тест «Фонемное восприятие»
25 Праздник «В гостях у королевы Знаний»

Тематическое планирование по развитию мелкой моторики, навыков письма

п/п

Содержание

Прописи для дошкольников 1ч. и 2ч.

Срок

1 Обведи пунктирные линии и раскрась картинку «Петушок»с.1


2

Обвести и закрасить картинку «Слон» с.2


3

Обвести и заштриховать картинку «Кит» с. 3


4

Дорисуй картинку «Снеговик» с.4


5

Обведи пунктирные линии «Растение» с.5


6

Обвести и закрасить картинку «Мишка» с.6


7

Обвести и закрасить картинку «Дорога» с.7

ПДД


8


Обвести и закрасить картинку «Рыбка» с.8

Продолжи узор с. 9



9

Продолжи узор с. 10 - 11


10

Продолжи узор с. 12 - 13


11

Продолжи узор с. 14 - 15


12

Продолжи узор с. 16 - 17


13

Продолжи узор с. 18 - 19


14

Продолжи узор с. 20 - 21


15

Продолжи узор с. 22 - 23


16

Продолжи узор с. 24 - 25


17

Продолжи узор с. 26 - 27


18

Продолжи узор с. 28- 29


19

Продолжи узор с. 30- 31, 32


20

2 часть

Короткие и длинные наклонные с.2-3


21

Короткие линии с закруглением внизу и вверху с.4-5


22

Длинная линия с петлей внизу и вверху с.6-7


23-24

Овал и полуовал с. 8-11; 12-15


25

Праздник «В гостях у королевы Знаний»


Программа по развитию эмоционально - волевой сферы

у детей 5 - 6 лет « Я учусь владеть собой»


Пояснительная записка Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувствовать других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности. Дошкольник при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая и психологическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, чтобы он мог успешно учиться, сам выбирать свой жизненный путь и реализовать его, дошкольнику необходима поддержка, которая заключается в помощи со стороны взрослых для вхождения в микросоциум и позднее самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образовании. Возникает вопрос: как выбрать оптимальный режим общения со сверстниками и взрослыми; как реагировать на удачи и неудачи, как правильно выразить свою мысль, и многое другое. В современной социокультурной и образовательной ситуации актуализируются проблемы воспитания личности в системе общечеловеческих ценностей - Истина, Красота, Добро, Совесть. В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Этот возраст характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. У детей в дошкольный период необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам известных художественных произведений. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения.
Основная цель предлагаемой программы - повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом.
Задачи:
- способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности; - помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций; - учить выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи; - развивать навыки адекватного социального поведения, понимание принадлежности к той или иной группе; - развивать воображение и творческую активность.
Программа по развитию социальной, коммуникативной, эмоциональной компетентности дошкольников 5- 6 лет состоит из 25 занятий.
Форма организации - игровая с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, фотографий, творческими заданиями. Активизировать внимание детей в начале занятия помогут такие способы, как: - необычное приветствие; - прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера; - приглашение в путешествие; - создание проблемной ситуации; - фраза педагога: «Я рада встречи с вами»; «Чтобы это не значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами..»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие..»; «О чем сегодня вам хотелось бы поговорить?» Содержания занятий построены таким образом, чтобы ребенок постепенно входил в мир человеческих взаимоотношений через: - понимание собственной индивидуальности с помощью открытия смысла своего имени, исследование своего лица, вкусов и предпочтений; - вхождение в мир других людей, и принятие, и понимание, приобретение навыков совместной деятельности; - познание спектра основных эмоций, приобретение навыков положительного их проявления, адекватного реагирование эмоциональное состояние других людей; - осознание места собственной семье, внутри семейных отношений, формирование позитивных способов общения с членами семьи, желания изучать её традиции.
Желаемый результат: посещение занятий позволяют закрепить положительных опыт, накопленный детьми в ходе работы, выразить отношение к себе и другим людям, выработать у них оптимистический взгляд на будущее; занятия способствуют развитию социальной, коммуникативной и эмоциональной культуры ребенка.

Тематическое планирование занятий № п/п Содержание Цель Срок выполнения 1 «Моё настроение» Цели: ознакомить детей с понятием «настроение»;ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения; создать в группе доверительную обстановку.
2 -3 Осваиваем пространство. Страна Цвета. Цель: способствовать гармонизации эмоционального состояния; развивать навыки позитивного социального поведения, воспитывать чувство защищенности; помочь осознать собственные цветовые пристрастия, развивать воображение.
4-5 Дворец из сладостей. Чем пахнет праздник? Цель: формировать вкусовые образы; развивать умение описывать их словами; воспитывать стремление познавать себя и других; расширить знания об органах чувств.
6-7 Знакомые незнакомцы. Цель: формировать умение создавать тактильные образы; развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях; помогать в снижении телесного напряжения и получении позитивного двигательного опыта.
8-9 Меня зовут… Каким я себя вижу Цель: способствовать нахождению ребенком смысла своего имени; развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени; воспитывать навыки этикетного поведения; развивать умение познавать собственное тело.
10-11 Мой внутренний мир. Сказочные посиделки. Цель: учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание к себе, своим переживаниям; воспитывать положительный образ собственного «Я»; обогащать и активизировать активный словарь; учить средствам жестикуляции и мимики; воспитывать интерес к народным сказкам.
12-13 Мы с одной планеты. Я и ты такие разные. Цель: формировать чувство принадлежности к группе; расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими; воспитывать эмпатию.
14-15 Пойми меня. Цели: расширять представления о различных способах коммуникации с окружающими; дать дополнительные сведения о значении жестов; воспитывать взаимопонимание.
16-17 Мы построим дружный мост. Цели: развивать ощущение сплоченности в группе; учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам; воспитывать способность к взаимопомощи. Взаимовыручки.
18-19 Хорошо или плохо. Цели: формировать моральные представления; развивать умение регулировать собственное поведение; воспитывать положительные черты характера.
20 Грусть - печаль. Цели: расширять представления об эмоции «грусть»; учить понимать чувства свои и других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние.
21 Смешинка в рот попала! Цели: расширять представления об эмоции «радость»; Формировать положительные эмоции.
22 Страшная история. Цели: расширять представление об эмоции «страх»; Учить понимать чувства свои и других людей; способствовать снятию страхов, повышению уверенности в себе.
23 Укроти свой гнев. Обида. Цели: расширять представление об эмоции «гнев», «обида»; учить понимать чувства свои и других людей; учить преодолевать негативное настроение;
24 Семейный этикет. Цели: продолжать учить ценить хорошее отношение близких и отвечать им вниманием, заботой, добротой; Учить оценивать поступки свои и других людей. Учить благополучно выходить из конфликтных ситуаций.
25 Праздник «В гостях у королевы Знаний»










© 2010-2022