Конспект урока литературного чтения А. С. Пушкин Няне

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне""

Цели урока:
- продолжить изучение жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина;
- познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;
- познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта; обучать приёмам целостного анализа текста лирического произведения
- формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Ход урока

  1. Оргмомент
    Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается? (Лит. Чтение)

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок? (Да)
2. Речевая разминка.

Мы не девочки

Мы не мальчики………

(черной ночью черный кот ……

у Вари на бульваре варежки пропала, воротилась Варя вечером с бульвара и нашла Варвара варежки в кармане…….)

Прочитаем жужжащим чтением четверостишие.

Пушкин- это красота!

Пушкин- это доброта!

Чтобы лучше было жить-

Надо с Пушкиным дружить! (слайд)

Прочитать четверостишие , чтобы логическое ударение менялось, падало сначала на 1 слово , а теперь прочитаем , чтобы логическое ударение падало на 3 слово

О ком вы прочитали строки? Кто прочитает четверостишие выразительно…..

Что олицетворяет Пушкин в стих.? Повторим эти строки вместе.

Как вы думаете о творчестве какого писателя пойдет речь сегодня на уроке?

Какое любимое время года у Пушкина?(слайд) И у нас за окном осень. Дома вы должны были побыть в роли поэтов и написать стихотворение на тему осень. Послушаем , что же у вас получилось?

3.Проба пера

Вы побыли в роли поэтов и сегодня мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина и тема нашего урока А. С. Пушкин. Стихотворение « Няне» .(слайд)

Исходи из темы урока поставим цели …-(слайд)

Сегодня на уроке мы

-продолжим изучать творчество великого русского писателя А.С. Пушкина., анализировать стихотворение «Няне» и ответим на проблемный вопрос, почему на экране 2 портрета вместе(слайд). Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин - первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня - простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной.
-Будем учиться выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
-Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

4. Введение в тему урока

Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. (слайд) Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые. перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть.
Его портрет знаком всем - всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, бакенбарды,
скажет: "ЭТО ПУШКИН!"
Вы уже знакомы с творчеством поэта А. С. Пушкина,
с некоторыми его стихотворениями. И вот - новая встреча. Встреча с удивительной женщиной , которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл "мамушкой"; которой он посвятил столько нежных поэтических строк, - оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича - Яковлевой Арине Родионовне.(слайд)

К уроку наши ребята приготовили сообщения о няне Арине Родионовне и о ее роли в судьбе А.С. Пушкина. Послушаем ребят внимательно.

1 ученик(Колесникова) А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г в Москве. • А.С. Пушкин жил в то время, когда в России было крепостное право. Крестьяне назывались крепостными, потому, что были закреплены за помещиками и являлись их собственностью. Крепостных можно было продавать и покупать. Женщине, которая вырастила всех детей в семье Пушкиных, родители поэта предложили вольную, но она отказалась. Это - Арина Родионовна.

2 ученик(Быкова) . Мы знаем о ней потому, что ее всю жизнь любил и почитал Пушкин. Любому человеку нужна родительская любовь, и особенно - маленькому ребёнку(слайд) . Но маленькому Пушкину этой любви не хватало. Его родителям почти всегда было некогда. Маму в обществе считали красавицей, папа - любил весёлые беседы, дружеские застолья, и поэтому они с удовольствием ездили на званые вечера и балы.. В семье больше обращали внимания на старшую сестрёнку Ольгу и младшего брата Льва. И маленькому Пушкину казалось, что он растёт нелюбимым сыном

3ученик.(Чушенкова) . Хорошо, что у Пушкина была няня Арина Родионовна и бабушка Марья Алексеевна.

Сначала Арина Родионовна нянчила старшую сестру, Ольгу. Но однажды, когда маленькому Пушкину было только несколько месяцев, он заплакал так, что никто не мог его остановить - ни мама, ни бабушка, ни приставленная к нему женщина. Тогда и позвали Арину Родионовну. И стоило ей прикоснуться к плачущему младенцу, как он замолчал, а ещё через мгновение спокойно заснул. Тут-то все и поняли, что лучше не может няни, чем она.

Поэтому Арина Родионовна вынянчила обоих детей. По вечерам она пела им колыбельные песни, днём играла в ладушки, а ещё знала множество забавных историй, считалок, сказок. Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Скоро маленький Пушкин тоже повторял их наизусть. А спустя десятилетия вспомнил и сам написал сказки, которые с тех пор знает каждый русский ребёнок.

4 ученик(Шпынь). За свои смелые стихи (слайд)Пушкин был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

Пушкин вспоминал:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц,

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок.

Давайте их вспомним :…(слайд)

1.Сказка о рыбаке и рыбке.

2.Сказка о попе и о работнике его Балде.

3.Сказка о мертвой царевне.

4.Сказка о золотом петушке.

5.Сказка о царе Салтане.

6.Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели). Сказка «Жених»

  • - Сказки А.С. Пушкина-наука о жизни, которую он передал нам и на которой

выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз

перечитать сказки А.С.Пушкина, быть похожими на положительных героев

и каждый раз открывать для себя что-то новое.(слайд - стихотворение ..)

Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была для него близким другом в радости и горе.. Она была его первой слушательницей и критиком в годы ссылки.

И вот, спустя полтора месяца по возвращении из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне», в котором навеки запечатлил свою мамушку .

Послушаем стих. в исполнении мастера слова. И ответим на вопрос какое настроение у вас вызвало это стих.
3. Выразительное чтение (читает мастер слова)стихотворения "Няне".

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Анализ стихотворения.

-Понравилось ли вам это стих….

- Каким настроением пронизано это стихотворение?

- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое(слайд)

- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
-Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.

Вторичное чтение
Сейчас вы самостоятельно перечитаете текст . Отметьте карандашом слова и выражения, которые вам непонятны.

Словарно-лексическая работа

-Какие слова и выражения в тексте вам непонятны?(слайд)

Светлица - в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах - т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты - устар. ворота.

Всечасно - постоянно.

Дыхательная гимнастика.

  • Перед тем, как мы начнём работать над стихотворением, проведём подготовку к чтению, выполним упражнения для артикуляции и дыхания.(Слайд )

  • «Губы трубочкой - губы в улыбочке» - повторите несколько раз.

  • «Барабаны» «свеча»,»качели», «вкусное варенье»,»болтушка»»Каша», «Шину прокололи»

Прочитайте жжужащим чтением стихотворение «Няне» и определим чувства автора к няне (слайд)

Жужжащее чтение

-От чьего лица написано стихотворение ?

-В каждом стих. где описываются о чувствах человека есть лирич. герой. А в данном стих. лир. герой выражает чувства самого поэта.

-На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

-Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения - послание.

Найдем в тексте слова, которыми чувства поэта выражены.

Любовь и благодарность поэта звучат в строках: ПОДРУГА ДНЕЙ МОИХ СУРОВЫХ, ГОЛУБКА ДРЯХЛАЯ МОЯ!

Сочувствие поэт выражает словами: ОДНА В ГЛУШИ... ...В НАМОРЩЕННЫХ РУКАХ.... ЗАБЫТЫЕ ВОРОТЫ...

Сопереживание к судьбе няни слышатся в словах: ТОСКА, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЗАБОТЫ....

Стихотворение пронизано чувством любви, ласки. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».

-Какие слова в тексте повторяются дважды?

( подруга дней МОИХ суровых, голубка дряхлая МОЯ) -Зачем автор прибегает к такому приему?( это близость), бережное детское отношение к дорогому человеку.

-Местоимение моя усиливает ласковый тон обращения к близкому человеку- няне

Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость .

-Почему он называет ее подругой? Голубкой? (т. К. он ее очень любил, она для него была подругой)

-Почему поэт называет ее дряхлой голубкой?(т. К. Арина Родионовна была очень старенькой.
.-Мы определили лексическое значение слова дряхлая в обыденной речи.
-В словаре В.И.Даля дряхлая обозначает
- сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха)?

-А голубка в библии обозначает
- голубь - символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия). - Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?

Да, поэтом создан поразительный верный образ любящей няни . - Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «голубка дряхлая моя»- тем самым поэт выражает нежность и сыновью заботу.

-Посмотрите на текст стихотворения и скажите, почему здесь нет разделения стихотворения на четверостишия?

-Меняется ли настроение на протяжении стихотворения?(нет)

Д: - Значит, ЛГ испытывает на протяжении всего стихотворения одни чувства.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Образное рисование.

Перед вами текст , попробуйте поделить строки стихотворения на картины .

Как же вы поделили текст стихотворения? (слайд)

Подруга дней моих суровых, (обращение лирического героя к няне )

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

  • Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию - (слайд)построение литературного произведения, структура его составляющих частей, их последовательность. Повторим эти части…

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…. 4 часть - беспокойство

-Перечитайте стих. И найдите ср. выразительности.

С помощью каких средств художественной выразительности рисуется эта любовь и привязанность поэта к няне?(с помощью эпитетов, метафоры, олицетворение, повторы, сравнение)

-зачитаем эпитеты……

Эпитеты(дней суровых- показывает, как поэту было трудно в ссылке, но его поддерживала няня -, голубка дряхлая моя,- говорит о нежном, любящем отношении поэта к няне. одна в глуши лесов сосновых- » подчёркивает одиночество няни., глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь- )

Метафоры: «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

Найдите и зачитайте сравнение(горюешь , будто на часах)

Повторы(давно, давно) говорят о том, как долго ждёт няня поэта.

Олицетворение: «Медлят поминутно спицы»

-Для чего автор использует эти средства выразительности?

-Вывод: чтобы передать чувства словом(тоску няни, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.)

надо знать о средствах выразительности :Повторы, сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора

- В тексте есть аллитерация . Что это такое ? аллитерация- это тоже средство худ. выразительности, повторение согласных звуков.

Шепотом прочитайте стихотворение…. Что услышали? (повторение согл. Звуков)

-Какие звуки мы словно слышим- ш, ж, с,ч,д, п, щ, т

- С помощью этих звуков , мы как бы можем услышить звук спиц, шаги старой няни, вздохи . Эти звуки подчеркивают тишину ожидания.

…Подготовимся к выразительному чтению.

Ребята, а что значит выразительно прочитать?

Д: Это значит выделять интонацией важные слова, читать не торопливо, соблюдать паузы.

- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, не торопясь?

Д: Не торопясь. • Определите с какой интонацией надо читать строки:
• 1-2 - с уважением, нежностью, восхищением. Дальше - грустно, спокойно, в раздумье-Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

. - Прочтите это стихотворение выразительно. Так, чтобы все почувствовали огромную любовь поэта к няне.

(Выразительное чтение всего стихотворения детьми).

-Дома еще раз потренируйтесь над выразительным чтением….

-Перед нами стоял проблемный вопрос , почему на экране 2 портрета ?(няня…Арина Родионовна , сумела стать для великого русского поэта духовно- близким человеком..). Великий поэт обессмертил имя (слайд) Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным --как символ доброты и бескорыстной любви.

Сам А. С. Пушкин писал….прочитаем….

Если грядущее поколение будет чтить мое имя,

должна быть не забыта и эта бедная старушка.

-Давайте Обобщим наблюдения., составив связное высказывание по плану. Перед вами на столе таблица, заполните ее в паре.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения

2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

В стихотворении … (автор , название стихотворения) описывается…

Тема стихотворения «Няне»-….

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

3. Настроение стихотворения

В стихотворение ……. царит …настроение…

Настроение этого стихотворения…

Настроение не меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(аллитерация)

Стихотворение можно разделить на ..части…1 ч….2 ч…..3ч…. 4ч….

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне……

6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

Проверим вашу работу

…….Мы пробывали анализировать лирическое стихотворение.

Итог урока

Подведем итог урока

- Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина.
- Кому посвятил его поэт?
- Почему бедной крестьянке великий поэт посвятил такие замечательные строки? Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить

-Только ли великие поэты могут это сделать?
- Кому вы хотели бы выразить свою признательность?

- Маме, бабушке. Папе, родным. Всем, кто заботится о вас, у кого вы можете научиться быть чуткими, добрыми. Не забывайте о них. Кто отдает нам все, что имеет.

Перед вами на экране , представлены высказывания знаменитых людей. Посоветуйтесь друг с другом и выберете то высказывание , которое, по вашему мнению ,может стать девизом нашего урока , исходя из работы над стихотворением.

  1. Правда не всегда сладка бывает.( И.С.Тургенев)

  2. Маленькие жители планеты Земля , если вы научитесь видеть и ценить красоту человеческих отношений , из вас вырастут большие люди.(А.де Сент Экзюпери)

  3. Друзей не может быть слишком много. (А.Дюма)кто выбрал какое высказывание и почему?

д\з выучить стих. Наизусть или читать с отрывом текста. У кого возникнет желание - сочинить стихотворение о близком вам человеке или нарисовать…



© 2010-2022