- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Шахматы
Рабочая программа кружка Шахматы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курбатова С.В. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отдел народного образования администрации Щучанского района (РОНО)
Муниципальное образовательное учреждение
«Чумлякская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
На метод совете Директор школы:_________
______________200__г. \Щетинкина О.Г.\
Протокол №_________
Программа кружка
«Шахматы»
Срок реализации 3 года,
для детей 7-10лет
Автор составитель: Курбатова С.В.
учитель нач. классов I категории.
Чумляк
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе учебно - методического комплекта «Шахматы». Программа разработана для внедрения её в начальной школе. Это обеспечивает применение на занятиях доступных заданий по каждой теме, для каждой возрастной группы. Программа кружка «Шахматы» составлена на основе программы, разработанной И.Г.Сухина «Шахматы» (Начальные классы(1-4),в двух частях. Часть вторая. М.:Просвещение, 2002, 3-е издание с 370-392.) Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы: 1.Обучить правилам игры в шахматы. 2.Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. 3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи: 1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. 2. Научить ориентироваться на шахматной доске. 3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. 4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. 5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. 6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. 7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. 8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. 9. Сформировать умение записывать шахматную партию. 10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации. 11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Первый год обучения
Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Второй год обучения Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.
Третий год обучения. Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. К концу учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приёмы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
-
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
-
точно разыгрывать простейшие окончания.
Учебно - тематический план.
№п/п
Тема раздела
Кол-во часов
всего
теории
практики
1 класс
1.
Шахматная доска
4
1
3
2.
Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур.
3
1
2
3.
Ходы и взятие фигур.
21
5
16
4.
Игра всеми фигурами из начального положения.
5
2
3
ИТОГО:
33
9
24
2 класс
1.
Шахматная нотация.
5
2
3
2.
Ценность шахматных фигур.
4
1
3
3.
Техника матования одинокого короля.
4
1
3
4.
Достижение мата без жертвы материала.
3
1
2
5.
Шахматная комбинация.
16
6
10
ИТОГО:
33
11
22
3 класс
1.
Основы дебюта.
27
7
20
2.
Основы миттельшпиля.
18
6
12
3.
Основы эндшпиля.
21
10
11
ИТОГО:
66
23
43
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. 5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
2 год обучения
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
- ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el - а5»). «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
3 год обучения 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания «Мат в один ход», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в один ход. «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата» Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). «Выведи фигуру» Здесь определяется, какую фигуру, на какое поле лучше развить. «Поставить мат в один ход «повторюшке». Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в два хода. «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра. «Можно ли сделать рокировку?». Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. «В какую сторону можно рокировать?». В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. «Чем бить черную фигуру?». Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. «сдёой противнику пешки». Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в три хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания «Выигрыш материала». Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. «Сделай ничью». Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания «Мат в два хода». Белые начинают и дают черным мат в два хода. «Мат в три хода». Белые начинают и дают черным мат в три хода. «Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру. «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. «Проведи пешку в ферзи». Тут требуется провести пешку в ферзи. «Выигрыш или ничья?». Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. «Путь к ничьей». Точной игрой надо добиться ничьей.
Учебно-методическое обеспечение:
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - М.: Новая школа, 1994.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Детская литература», 1985.
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго - третьего разрядов. - 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга - Киев: «Здоровье», 1991.
- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. - М.: «Дом педагогики», 1995.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
- Книжка - раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
9