- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность. Курс Музей в твоём классе. Работа по картине И. Т. Хруцкого Цветы и плоды
Внеурочная деятельность. Курс Музей в твоём классе. Работа по картине И. Т. Хруцкого Цветы и плоды
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мягченкова С.Н. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ»
Работа по картине
И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»
Цели и задачи урока:
-
Познакомить с творчеством И.Т. Хруцкого.
-
Стимулировать познавательные интересы, способствовать всестороннему развитию, вызвать чувство удивления.
-
Воспитывать культуру поведения в общественных местах, бережное отношение к картинам, сохранение культурного наследия, любовь к прекрасному.
Оборудование: компьютер, телевизор, карточки со словами, толковые словари, овощи, фрукты, предметы быта, мешочек, клубочек, репродукция, карточки для рефлексии, лупа, рамки.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Погружение в тему урока.
-
Работа над новым материалом.
а) Знакомство с галереей
б) Беседа по картине
4.Творческая работа.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов.
Литература:- Интернет-ресурсы: zagadki-s jtvetami.ru ,ru.wikipedia,wwwspb- guide.ru
-«Толковый словарь русского языка» Ожегов С. И., Шведова Н.Ю.-М.:Азбуковник, 1998.
- « Методическое пособие для учителя» Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская.-М.:Академкнига/Учебник,2012.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Совершим увлекательное путешествие в мир прекрасного. Ведь прекрасное нас всегда окружает, оно находится совсем рядом. Сегодня мы постараемся почувствовать, увидеть и насладиться им.
2. Погружение в тему урока.
Игра « Кот в мешке»
-У меня в мешке находится какой-то предмет. Попробуйте угадать, что это?
« Я пушистый, мягкий, круглый.
Есть хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод.» ( клубок)
Жил-был клубочек. Но скучно ему, душа его спит. И я хочу пригласить его в удивительное место.
Как обычно, в красивом здании
Где хранится кладезь знаний
Обо всём, что окружает
И, конечно, всегда поражает,
Здесь предметы культуры всей.
Что же это?…….( музей)
-Что означает слово МУЗЕЙ? (предположения детей, работа со словарём)
-Какие музеи вы знаете? Есть тысячи народных и даже школьных музеев. Школьный музей мы очень часто посещаем. Сейчас мы тоже отправимся вместе с нашим клубочком в наш классный музей « Музей в твоём классе».
-Знаете ли вы , где был открыт первый музей? Первый музей был открыт в Петербурге при Петре 1. А назывался он КУНСТКАМЕРОЙ-(это собрание диковинок для всеобщего обозрения, кабинет редкостей). В прошлом название различных коллекций редкостей и места их хранения. Сейчас в нашей стране насчитывается около 1200 государственных музеев, там собрано 40 млн. картин, скульптур, самых различных вещей старины.
-Как называют человека, который проводит экскурсии? Сегодня я буду экскурсоводом, а вы ЭКСКУРСАНТЫ.
- Как нужно вести себя в музее? ( правила поведения в музее)
3. Работа над новым материалом.
а)Знакомство с галереей.
-Куда же прикатился наш Клубочек? И как видите наш друг привёл нас в гости к известному художнику Ивану Трифоновичу Хруцкому. (Слайд 2)
Рассказ о творчестве художника.
Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885, местечко Улла, Витебская губерния, ныне Беларусь) - русский живописец, родился в большой семье священника униатской (греко-католической) церкви, жившей очень скромно. Благодаря усилиям родителей мальчика определили в провославный тогда Полоцкий лицей, на факультет свободных художеств.
Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста.
-Сейчас мы с вами прогуляемся о его картинной галерее. (Слайд 3-8 )
Художники изображают самые обычные вещи, которые встречаются в повседневной жизни, но показывают их по-разному. Одни любят скромные предметы, другие стараются оказать много фруктов, дичи.
- Сегодня мы остановимся на одной картине « Цветы и плоды». Ребята, на уроках ИЗО мы рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, .
- Как называются картины , на которых все это изображено? ( натюрморт)
Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов («Натюрморт с птичкой», «Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды» .
Перед тем как начать работать с картиной Хруцкого «Цветы и плоды», нам следует вспомнить о том, что такое натюрморт?
Подобные картины носят название натюрморт. НАТЮРМОРТ- в переводе с немецкого языка означает « тихая жизнь» , а с французского- « мёртвая натура» , « мёртвая природа». Искусство натюрморта появилось в 17 в. в Голландии.
б) Беседа по картине.
- Полюбуйтесь этим натюрмортом. (Слайд 9 )
- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.
- Почему в названии картины звучит слово цветы? Букет цветов занимает центральную часть картины.
- Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи?
Потому что плоды - это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.
- Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе - вот как щедра природа! В центре картины - красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза. ( рассматривание элементов картины под лупой)
- Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.
- С чем можно сравнить эти цветы? Пофантазируйте немного.
- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.
- Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки?
Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.
- Розу любят очень многие. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? Какие ещё цветы вы видите?
- Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.
- Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить?
Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку - даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.
- Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках.
Рядом с гиацинтами - нежно-фиолетовый ирис.
- Попробуйте описать этот необычный цветок.
Лепестки ириса начинаются желтоватым цветом. Можно заметить какие-то маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка. Он какой-то необычный.
- Посмотрите, на самом верху букета - ярко-синие васильки.
- Как они выглядят?
- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником?
Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.
- Вы правильно подметили на картине колосья. Все цветы мы сравнили с человеком. Но некоторые из них похожи на девушку. С чем можно сравнить колосья на картине? ( с косой)
- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки?
У самого края вазы примостились небесного цвета фиалки. Мы с вами рассмотрели все цветы. Все изображённые художником цветы можно поделить условно на устойчивые и долгоцветущие, нежные, быстроотцветающие.
- А какие же плоды здесь изображены?
-Какие плоды вам больше всего хочется попробовать?
-Покажите на репродукции с помощью малой круглой рамки персики, смородину……
Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики в лукошке. Как художник показал , что они очень сочные?. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других - на столе.
- Какие цветом изображена смородина?
Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая.
- Перед вами желтая тыква громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.
- Что изобразил рядом с тыквой художник?
Рядом с громадной тыквой лежат груши. Можно ли сказать, что они сочные? Как вы определили?
- Какие еще фрукты изображены? (работа с рамками)
- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в картине?
Посмотрите, каким теплом овеяна эта картина. Какое настроение она может вызывать? Понравилась ли вам эта картина?
4. Творческая работа. (работа в группах)
- У вас на столах находятся различные фрукты, овощи, предметы. Вам сейчас нужно будет из этих предметов составить натюрморт.
5. Рефлексия.
- На протяжении всего урока вы активно помогали Клубочку узнать много интересного, нового. Я думаю, он этому очень рад. У вас на столах лежат карточки с настроением, предлагаю каждому поднять нужную карточку.
6. Подведение итогов.
-Что интересного и нового вы узнали на данном уроке? Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями. Спасибо за урок!