- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературе. Начальные классы
Конспект урока по литературе. Начальные классы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидоркина Т.А. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОТА ПО НАНАЙСКОЙ СКАЗКЕ «АЙОГА» (ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ТИПА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ТЕМА: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА»
Цель: ознакомление с произведениями народного творчества нанайского народа.
Задачи: обеспечить в ходе урока усвоение знаний по анализу произведения через комментарии; продолжить формировать умения различать признаки народной сказки.
-Развивать устную речь, творческое воображение, умение отстаивать свою позицию
---Содействовать воспитанию любви к матери, трудолюбию; показать, что гордыня - плохое качество характера.
Ход урока:
-
Вводно-мотивационный момент: психологический настрой, девиз: «Уши нужны, чтобы слушать, глаза нужны, чтобы видеть, а голова нужна, чтобы думать».
-
Актуализация опорных знаний
---коллективная работа: что такое сказки? На какие группы они делятся? По каким признакам? Кто сочинил сказки? Как называются такие сказки?
---работав группах: 1 группа - волшебные сказки;
-
группа - о животных; 3 группа - бытовые сказки.
---Работа в парах: 1 пара - что такое присказка? Как она начинается?
2 пара - что такое зачин? На что он указывает?
-
пара - чем заканчивается текст сказки? Как он звучит?
3.. Подготовка к активному восприятию нового материала:
---как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сказки какого народа вы знаете?
---сообщение темы урока, формирование цели.
-
Этап усвоения новых знаний:
А) работа до чтения
---прочтите название текста. »Айога» - кто это может быть? Почему такое необычное имя? Какого народа эта сказка?
---работа по иллюстрации: кого видите? Кто из них главная героиня? Какая она?
---работа по предугадыванию содержания текста (по ключевым словам) Дети составляют предложения с предложенными словами и словосочетаниями.
-Нанаец, дочка, красивая, загордилась, любуется, ленивая, принеси воды, Айога!
Соседская девочка: «Я принесу!», тесто, лепешку, девочке, рассердилась Айога, зашипела, пальцы растопырила, шею вытянула, превратилась в гуся.
«Ах, какая я красивая!»
---работа со знаками препинания: «Ах, какая я красивая!»
Прочитать с различной интонацией: горделиво, удивленно, сердито, хвастливо.
«Пойди принеси воды, Айога!»- тоном приказа; просьба.
---подведение итогов о содержании текста: сказка нанайская, главная героиня Айога, она была очень красива, но часто на себя любовалась, загордилась и стала лениться помогать матери…
Б) работа с текстом
---чтение по абзацам: про себя, вслух.
---Перечитывание абзацев вслух, комментарии к нему.
-
Где жил нанаец? Кем он мог гордиться? С кем могла сравниться красотой девочка?
---Словарная работа: стойбище- объяснение значения слова; красивее - правильная постановка ударения.
-
Почему Айога загордилась? В каком зеркале она себя увидела и залюбовалась? Почему она не смотрелась в зеркало?
-
Почему заленилась девочка?
---Составление словесного портрета героини: какая была девочка лицом? А душой? Как она могла говорить с матерью, людьми? (выберите интонацию)
---Выбор интонации: плаксивая, капризная, удивленная, радостная, горделивая.
---Чтение в лицах: мать и Айога.
-
Как готовили себе хлеб нанайцы?
---словарная работа: лепешка, очаг.
---подготовка к чтению диалога: захочет ли лепешку Айога? Будет ли она просить мать? Каким тоном она это скажет?
---чтение диалога.
-
Как обращается Айога к матери? Почему мама не дает лепешку дочери? Хочется ли лепешки девочки? Докажи. Почему мама не пожалела свою дочку и не дала ей лепешку? Почему мать отдала лепешку соседской девочке?
---Словесное описание картины: девочки у воды.
6.Почему девочка решила поделится с Айогой лепешкой? Выбери правильный ответ.
-Потому что лепешку испекла мать Айоги;
-потому что Айога была красивее ее;
- потому что она не была красивой;
-потому что она не гордилась собой, а помогала всем, кто в этом нуждался
7. Взяла ли лепешку Айога? Почему? Как называется такое качество характера? (гордыня). Как она себя повела? Какие признаки показывают, что это произведение - сказка? (превратились руки в крылья, превратилась в гуся).
8. Почему девочка забыла язык нанайцев? Почему в ее памяти осталось только ее имя?
В) работа после чтения текста
---диалог с автором: какой показывает автор Айогу? Нравится ли ему самому главная героиня? Почему он в конце сказки наказал ее? Что доказывают слова, которые автор употребляет для ее характеристики? ( Бултыхнулась, все в медный таз любуется, зашипела, побелела вся от злости)
--кто автор сказки? Вывод: в народе не любили ленивых, заносчивых, горделивых, поэтому конец сказки печальный: девочка наказана.
---сравнение содержаний: написанного автором и предугадывание учащимися.
---работа с иллюстрацией: точен ли художник в деталях? Могла ли девочка бултыхнуться в воду, если художник нарисовал ее в зимней одежде? Значит, была зима, и вода была замерзшей.
---докажи, что это сказка. К какому виду сказок относится эта?
---выполнение творческой работы: составление словаря настроения:
( грустное, тревожное, радостное, задумчивое, плаксивое, беспокойное, веселое, торжественное, сонное)?
---сопоставление характеристик девочек. Работа в группах.
---выявление главной мысли произведения.
-Над чем сказка заставляет задуматься? Жалко ли главную героиню? Чем вы можете ей помочь?
---составление советов для Айоги.
---составление своей концовки для этой сказки.
---«Пантомима» - показать как шло превращение Айоги в гусыню?
---игра « Правда - неправда», работа в группах: 1 группа вычитывает то, что оказывается правдой в тексте; 2 группа - неправда: гусь разговаривает…
-
Обобщение, подведение итогов, дача домашнего задания:
А) нарисовать портрет Айоги б) защита рисунка в) перечитывание сказки вслух для своих членов семьи, обсуждение с ними сюжета. Оценки.
РЕФЛЕКСИЯ