Конспект урока по литературе. Начальные классы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА ПО НАНАЙСКОЙ СКАЗКЕ «АЙОГА» (ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ТИПА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ТЕМА: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА»

Цель: ознакомление с произведениями народного творчества нанайского народа.

Задачи: обеспечить в ходе урока усвоение знаний по анализу произведения через комментарии; продолжить формировать умения различать признаки народной сказки.

-Развивать устную речь, творческое воображение, умение отстаивать свою позицию

---Содействовать воспитанию любви к матери, трудолюбию; показать, что гордыня - плохое качество характера.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный момент: психологический настрой, девиз: «Уши нужны, чтобы слушать, глаза нужны, чтобы видеть, а голова нужна, чтобы думать».

  2. Актуализация опорных знаний

---коллективная работа: что такое сказки? На какие группы они делятся? По каким признакам? Кто сочинил сказки? Как называются такие сказки?

---работав группах: 1 группа - волшебные сказки;

  1. группа - о животных; 3 группа - бытовые сказки.

---Работа в парах: 1 пара - что такое присказка? Как она начинается?

2 пара - что такое зачин? На что он указывает?

  1. пара - чем заканчивается текст сказки? Как он звучит?

3.. Подготовка к активному восприятию нового материала:

---как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сказки какого народа вы знаете?

---сообщение темы урока, формирование цели.

  1. Этап усвоения новых знаний:

А) работа до чтения

---прочтите название текста. »Айога» - кто это может быть? Почему такое необычное имя? Какого народа эта сказка?

---работа по иллюстрации: кого видите? Кто из них главная героиня? Какая она?

---работа по предугадыванию содержания текста (по ключевым словам) Дети составляют предложения с предложенными словами и словосочетаниями.

-Нанаец, дочка, красивая, загордилась, любуется, ленивая, принеси воды, Айога!

Соседская девочка: «Я принесу!», тесто, лепешку, девочке, рассердилась Айога, зашипела, пальцы растопырила, шею вытянула, превратилась в гуся.

«Ах, какая я красивая!»

---работа со знаками препинания: «Ах, какая я красивая!»

Прочитать с различной интонацией: горделиво, удивленно, сердито, хвастливо.

«Пойди принеси воды, Айога!»- тоном приказа; просьба.

---подведение итогов о содержании текста: сказка нанайская, главная героиня Айога, она была очень красива, но часто на себя любовалась, загордилась и стала лениться помогать матери…

Б) работа с текстом

---чтение по абзацам: про себя, вслух.

---Перечитывание абзацев вслух, комментарии к нему.

  1. Где жил нанаец? Кем он мог гордиться? С кем могла сравниться красотой девочка?

---Словарная работа: стойбище- объяснение значения слова; красивее - правильная постановка ударения.

  1. Почему Айога загордилась? В каком зеркале она себя увидела и залюбовалась? Почему она не смотрелась в зеркало?

  2. Почему заленилась девочка?

---Составление словесного портрета героини: какая была девочка лицом? А душой? Как она могла говорить с матерью, людьми? (выберите интонацию)

---Выбор интонации: плаксивая, капризная, удивленная, радостная, горделивая.

---Чтение в лицах: мать и Айога.

  1. Как готовили себе хлеб нанайцы?

---словарная работа: лепешка, очаг.

---подготовка к чтению диалога: захочет ли лепешку Айога? Будет ли она просить мать? Каким тоном она это скажет?

---чтение диалога.

  1. Как обращается Айога к матери? Почему мама не дает лепешку дочери? Хочется ли лепешки девочки? Докажи. Почему мама не пожалела свою дочку и не дала ей лепешку? Почему мать отдала лепешку соседской девочке?

---Словесное описание картины: девочки у воды.

6.Почему девочка решила поделится с Айогой лепешкой? Выбери правильный ответ.

-Потому что лепешку испекла мать Айоги;

-потому что Айога была красивее ее;

- потому что она не была красивой;

-потому что она не гордилась собой, а помогала всем, кто в этом нуждался

7. Взяла ли лепешку Айога? Почему? Как называется такое качество характера? (гордыня). Как она себя повела? Какие признаки показывают, что это произведение - сказка? (превратились руки в крылья, превратилась в гуся).

8. Почему девочка забыла язык нанайцев? Почему в ее памяти осталось только ее имя?

В) работа после чтения текста

---диалог с автором: какой показывает автор Айогу? Нравится ли ему самому главная героиня? Почему он в конце сказки наказал ее? Что доказывают слова, которые автор употребляет для ее характеристики? ( Бултыхнулась, все в медный таз любуется, зашипела, побелела вся от злости)

--кто автор сказки? Вывод: в народе не любили ленивых, заносчивых, горделивых, поэтому конец сказки печальный: девочка наказана.

---сравнение содержаний: написанного автором и предугадывание учащимися.

---работа с иллюстрацией: точен ли художник в деталях? Могла ли девочка бултыхнуться в воду, если художник нарисовал ее в зимней одежде? Значит, была зима, и вода была замерзшей.

---докажи, что это сказка. К какому виду сказок относится эта?

---выполнение творческой работы: составление словаря настроения:

( грустное, тревожное, радостное, задумчивое, плаксивое, беспокойное, веселое, торжественное, сонное)?

---сопоставление характеристик девочек. Работа в группах.

---выявление главной мысли произведения.

-Над чем сказка заставляет задуматься? Жалко ли главную героиню? Чем вы можете ей помочь?

---составление советов для Айоги.

---составление своей концовки для этой сказки.

---«Пантомима» - показать как шло превращение Айоги в гусыню?

---игра « Правда - неправда», работа в группах: 1 группа вычитывает то, что оказывается правдой в тексте; 2 группа - неправда: гусь разговаривает…



  1. Обобщение, подведение итогов, дача домашнего задания:

А) нарисовать портрет Айоги б) защита рисунка в) перечитывание сказки вслух для своих членов семьи, обсуждение с ними сюжета. Оценки.

РЕФЛЕКСИЯ



© 2010-2022