Рабочая программа кружка Этикет кадета (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа № 2» городского округа город Салават Республики Башкортостан


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «КШ № 2»

г.Салавата

_____________И.Я.Петрова

Приказ от «__»_____20___г. №__






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Этикет кадета»

в 3 А классе

на 2014 - 2015 учебный год


Автор-составитель:

Федина Наталья

Викторовна,

учитель начальных классов



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР ШМО учителей начальных классов ____________Р.Б.Галеева от «__»_____2014 №____ «__»___________2014 г.





Салават

2014 г.

  1. Пояснительная записка


Программа кружка «Этикет кадета» разработана для внеклассной работы учащихся третьего класса. Объем - 34 часа в год, 1 раз в неделю. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное». Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Этикет - это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие слова произносит, как садится, как ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель - общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития, в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса. Основные цели программы:
  1. Образовательная: освоение кадетами норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
2) Развивающая: развивать духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие. 3) Воспитательная: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. Задачи:
  1. формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества;
  2. формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро и зло», «правда и ложь», «честь и бесчестье», а также изучение элементарных правил поведения воспитанника - кадета.
  3. Подготовка младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом;
  4. знакомство воспитанников с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
Методы занятий:
  1. Диалог.
  2. Диспут, дискуссия.
  3. Проекты.
  4. Социальные практики.
  5. Тренинги.
  6. Презентация творческих работ.
  7. Интеллектуальные игры и викторины.
  8. Мультимедийные презентации.
  9. Виртуальные экскурсии.

Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала. Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы с детьми: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, игровые; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; праздники и др Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр. При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту. Кем бы ни стал в будущем ученик, ему всегда нужны будут знания, хорошая память, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать факты.

Ожидаемые результаты: В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: 1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. 2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо: • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: Критерии результативности: • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; • знание традиций своей семьи, кадетского братства и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. В реализации данной программы я использую гуманно-личностную технологию Амонашвили, так как именно она направлена на развитие творческих способностей ребенка, путем раскрытия его личностных качеств, на развитие и становление познавательных сил ребенка, на обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
  1. Требования к уровню подготовки учащихся.


К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать:
  • основные моральные нормы,
  • основы светской и религиозной морали,
  • представления о кадетской этике, традициях и их роли в истории и современности России,
  • ценности нравственности и духовности в человеческой жизни,
  • простые правила этикета.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
  • уметь видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять,
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступках окружающих людей,
  • решать моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства,
  • следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи,
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


  1. Содержание программы

Программа «Этикет кадета» в 3-м классе состоит из нескольких блоков, взаимосвязанных между собой:
  1. «Я - кадет» (8 часов).
1.«Почему я решила стать кадетом?» 2.«В тебе взрослеет гражданин» 3. «Умей носить кадетскую форму». 4,5. Мини-проект «Жизнь великих кадет - образец для подражания» 6. «Я вам завещаю одно - храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича) 7. Что значит быть достойным заветам кадет? 8. Мини-проект «Я-кадет. Правила кадета»
  1. Азбука нравственности кадета (21 час).
1. Что такое «честь класса». 2. Мини-проект «Кодекс нашего класса» 3. Быть в ответе за порученное дело - что это значит? 4. Что такое милосердие? 5. «Чужого горя не бывает» 6. Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» 7. Честность слов и поступков. 8. «Один раз обманешь, другой раз не поверят» 9. Держи свое слово 10. Умей ценить своё слово и чужое время 11. О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… 12. Зависть, жадность, хитрость - главные герои зла 13. «Учись преодолевать свои недостатки» 14. «Дорога к победе над собой» 15. Забота о старших - норма жизни кадета. 16. Мини-проект «Подарок ветерану» 17. «Ветеран живет рядом» 18. Безделье и лень портят человека 19. Дисциплина и дисциплинированность кадета 20 Викторина «Азбука нравственности» 21 Презентация «Настоящий кадет - это…»
  1. Правила общения (8 часов).
  1. Правила вежливого общения
  2. «Секрет успеха публичного выступления»
  3. «Секреты успешного спора».
  4. «Учись отстаивать свою точку зрения»
  5. «Глубоко ранит острый меч, на много глубже - злая речь»
  6. «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках»
  7. Умение владеть собой.
  8. Мини-проект «Правила общения»


  1. Тематическое планирование занятий кружка для 3 класса

(37 часов)
№ Тема Кол-во часов Дата проведения Примечание план факт

«Почему я решила стать кадетом?» 1 03.09

.«В тебе взрослеет гражданин» 1 10.09

«Умей носить кадетскую форму». 1 17.09

Что такое «честь класса». 1 24.09

Мини-проект «Кодекс нашего класса» 1 01.10

Правила вежливого общения. 1 15.10

«Секрет успеха публичного выступления» 1 22.10

«Секреты успешного спора». 1 29.10

«Учись отстаивать свою точку зрения» 1 05.11

«Глубоко ранит острый меч, на много глубже - злая речь» 1 12.11

«Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своих ошибках» 1 19.11

Умение владеть собой. 1 26.11

Мини-проект «Правила общения» 1


Быть в ответе за порученное дело - что это значит? 1 03.12

Что такое милосердие? 1 10.12

«Чужого горя не бывает» 1 17.12

Разведка полезных дел «Бюро добрых поступков» 1 24.12

Мини-проект «Жизнь великих кадет - образец для подражания» 1 14.01

Мини-проект «Жизнь великих кадет - образец для подражания» 1


«Я вам завещаю одно - храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича) 1 21.01

Что значит быть достойным заветам кадет? 1 28.01

Мини-проект «Я-кадет. Правила кадета.» 1


Честность слов и поступков. 1 04.02

«Один раз обманешь, другой раз не поверят» 1 11.02

Держи свое слово 1 18.02

Умей ценить своё слово и чужое время 1 04.03

О недостатках и слабостях: высокомерие, корысть, тщеславие… 1 11.03

Зависть, жадность, хитрость - главные герои зла. 1 18.03

«Учись преодолевать свои недостатки» 1 25.03

«Дорога к победе над собой» 1 01.04

Забота о старших - норма жизни кадета. 1 08.04

Мини-проект «Подарок ветерану» 1 15.04

«Ветеран живет рядом» 1 22.04

Безделье и лень портят человека. 1 29.04

Дисциплина и дисциплинированность кадета. 1 06.05

Викторина «Азбука нравственности» 1 13.05

Презентация «Настоящий кадет - это…» 1 20.05



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


  1. Белопольская Н.А. и другие. "Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра".

  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  4. Буйлова Л.Н. "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей". М.: ЦРСДОД, 2000.

  5. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.

  6. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.

  7. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.

  8. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.

  9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.

  10. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.

  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Современный урок". Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2006

  12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Совсем необычный урок". Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.

  13. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

  14. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  15. Малкова Ю. "Умный читатель". Серия "Через игру к совершенству". М.: "Лист", 1999.

  16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.

  17. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с.

  18. Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.

  19. Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.

  20. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  21. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990.

  22. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  23. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  24. Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

  25. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство "АСТ", 1998.

  26. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000.

  27. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

28. Подборка журналов «Начальная школа».

29. Подборка журналов «Воспитание школьников».

Интернет-ресурсы:

1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан

mon.tatar.ru

2. В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php

3 Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения» kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php

4.km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий».

5.Детский портал «Солнышко» solnet.ee/

6.Сайт «Учительской газеты» ug.ru/

7.Сайт «Все о детях и семье» 7ya.ru/

8.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/

9. Каталог детских ресурсов. kinder.ru



© 2010-2022