Интегрированный урок в 1 классе С. А. Есенин. Черемуха. Перенос. Правила переноса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


  1. Предмет.
Русский язык - чтение (интегрированный)
  1. Класс, профиль.
1 «Б» класс, эстетический
  1. Ф.И.О. педагога.
Юркова Екатерина Юрьевна
  1. Программно-методическое обеспечение:
    • программа
Программа развивающего обучения по системе академика Л.В. Занкова
  • использованные учебники
    • Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. / Под редакцией Чураковой Н.А. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
    • Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса - М.: Просвещение, 2000.
  • использованные мультимедийные ресурсы.
Тема урока. С. Есенин. Черемуха. Перенос слов. Правила переноса.
  1. Цели:
    • вовлечение детей в образный и красочный мир языка стихотворения; на материале стихотворения - уточнение знаний детей об особенностях переноса, формирование умения обосновывать перенос слов;
    • развитие творческого воображения;
    • воспитание любви к родной природе.
  2. Оборудование.
Портрет С.А. Есенина, полный текст стихотворения на листах для каждого ребенка, иллюстрации, слайды на диске.
  1. Ход урока.

  1. 1. Вводная беседа.
    • Какое время года на дворе? (ответы детей)
    • Да, весна, прекрасное время года, когда происходят удивительные превращения в природе. Всё прелестно вокруг.

Весна пришла! Слайд № 1 Сосульками карнизы украшая, Ручьи задорно булькают, Сугробы подмывая.
  • Как вы думаете, дети, это приметы какой весны, ранней или поздней?
  • А кто из вас знает приметы поздней весны?
  • У поздней весны есть знаменательный момент - цветение черемухи; начинается оно недели через две после появления у черемухи листьев. И стоит дерево белое и пушистое, как облако, опустившееся на землю.

И л л ю с т р а ц и я!
2. Портрет С.А. Есенина, на слайде № 2 - годы жизни поэта.
  • С.А. Есенин (1895 - 1925) - русский поэт, перу которого принадлежали замечательные поэтические произведения. Очень многие свои стихи поэт посвящал изображению родной природы. В 1915 г. (более 90 лет назад!) Есенин подготовил для детей сборник стихов, который он назвал «Зарянка». В этом сборнике он рассказывает вам, маленьким читателям, о родной природе - о том, как «поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»; о зимней берёзе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая «с весною расцвела»…

  1. 1. Чтение учителем полного текста стихотворения. (Дети слушают)
    • Понравилось? Хотите ещё раз послушать?

2. Повторное чтение учителем.
  • (после паузы) Какие слова и выражения помогают вам представить красоту черемухи?
  • Как называются такие выражения?
  • А какое время суток рисует поэт? Почему?
  • Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте (ветки золотистые, роса, зелень золотистая на солнышке блестит).

3. Словарная работа. Слайд № 3 Проталинка, гремучая(волна) , вкрадчиво, круча, жемчуг.
, 4. Чтение детьми по четверостишиям.
  • Обратите внимание на чередование картин:
черемуха - ручей - черемуха - ручей.
  • Что можно представить? (Между ними идет тёплый душевный разговор).
  • Прочитаем так, как будто идет этот разговор. (Про черёмуху - девочка, про ручей - мальчик).
  • Что увидели? Что услышали?

  1. - Слово ёмко и незаменимо в литературном произведении. Слово требует к себе бережного отношения.

Слайд № 4 КУДРИ

  • делим на слоги: куд-ри - деление плавное, как лёгкая волна набежала.
  • а если «ку-дри»? - резко, как камушек упал.
  • Чтобы сохранить красоту слова, надо научиться правильно переносить слова, не рвать, как придется, а естественно, гармонично делить на части.

Учитель читает наизусть: Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
  • где ключевое слово?
  • А как слово можно поделить на слоги? (ру-чей)
  • Сколько слогов?
  • Как узнали?
  • Кто из вас вспомнит, как можно переносить слова с одной строки на другую?
  • Да, существуют правила переноса.

На магнитной доске - таблички с правилами.


  • А как это правило сформулировано в учебнике? (С. 20-21)
  • Почему нельзя одну букву оставлять на строке? (ей грустно, плохо быть одному)

I.- Вернемся к стихотворению. Перечитаем?

  • Назовите главного героя повествования.

Слайд № 5 ЧЕРЁМУХА


  • Найдите строчки, в которых говорится о черёмухе, её наряде, цвете.
  • Какие слова автором повторяются дважды? (душистая, золотистая)
  • Как вы думаете, почему поэт это сделал? (чтобы показать весеннюю черемуху, в её белом наряде, освещённую солнцем)
  • А есть ещё лирический герой в этом стихотворении?

Слайд № 6 РУЧЕЙ


  • Какой он? (как живой, бежит, струится, поёт)
  • Дети, я думаю, есть ещё один герой, Это сама природа, создательница красоты.

Слайд № 7 ПРИРОДА

Физминутка! (массаж пальчиков)


  1. 1. - Запишем эти слова в тетрадях. (с комментированием)
    • что расскажете о словах? (вопрос «что?», обозначают предмет, количество слогов)
    • подберем однокоренные слова (черёмушка, черёмуховый, ручеёк, природный)
2.- Как же можно их перенести?
  • Запишем: че-рё-му-ха, ру-чей, при-ро-да.

Слово делится на части, Слайд № 8 Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
  1. Слайд № 9

ТА, ПРО, ЛИН, КА ПЕ, КА, СЕН
  • как вы думаете, какие слова здесь записаны?

ПРОТАЛИНКА ПЕСЕНКА Слайд № 10

  • из скольких слогов они состоят?
  • запишем эти слова, разделяя их чёрточкой для переноса:
про-та-лин-ка, пе-сен-ка.
  • Как же мы переносим слова? Молодцы!

  1. - А теперь прочитаем ещё раз удивительное стихотворение С.А. Есенина. Не забывайте в конце предложений делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.
    • Какие строчки особенно понравились вам?
    • А я предлагаю вам записать последние две строчки:

И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.
  • что расскажете?
  • все ли слова в этом предложении можно разделить для переноса? Подчеркнем слова, которые нельзя переносить.

  1. Подведение итогов урока.
    • Итак?

  1. - ДОМА подготовьте сообщение о пользе этого удивительного растения - черёмухи

  1. Приложения.
    • Текст стихотворения для каждого ребенка.
    • Презентация (слайды).

(см. ниже)












ЧЕРЁМУХА.


Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят, как серьги ясные

У девицы-красы…

А рядом у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.


Черёмуха душистая

Развесившись стоит,

А зелень золотистая

На солнышке блестит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.




© 2010-2022