- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок в 1 классе С. А. Есенин. Черемуха. Перенос. Правила переноса
Интегрированный урок в 1 классе С. А. Есенин. Черемуха. Перенос. Правила переноса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юркова Е.Ю. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
- Предмет.
- Класс, профиль.
- Ф.И.О. педагога.
- Программно-методическое обеспечение:
- программа
- использованные учебники
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. / Под редакцией Чураковой Н.А. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса - М.: Просвещение, 2000.
- использованные мультимедийные ресурсы.
- Цели:
- вовлечение детей в образный и красочный мир языка стихотворения; на материале стихотворения - уточнение знаний детей об особенностях переноса, формирование умения обосновывать перенос слов;
- развитие творческого воображения;
- воспитание любви к родной природе.
- Оборудование.
- Ход урока.
- 1. Вводная беседа.
- Какое время года на дворе? (ответы детей)
- Да, весна, прекрасное время года, когда происходят удивительные превращения в природе. Всё прелестно вокруг.
Весна пришла! Слайд № 1 Сосульками карнизы украшая, Ручьи задорно булькают, Сугробы подмывая.
- Как вы думаете, дети, это приметы какой весны, ранней или поздней?
- А кто из вас знает приметы поздней весны?
- У поздней весны есть знаменательный момент - цветение черемухи; начинается оно недели через две после появления у черемухи листьев. И стоит дерево белое и пушистое, как облако, опустившееся на землю.
И л л ю с т р а ц и я!
2. Портрет С.А. Есенина, на слайде № 2 - годы жизни поэта.
- С.А. Есенин (1895 - 1925) - русский поэт, перу которого принадлежали замечательные поэтические произведения. Очень многие свои стихи поэт посвящал изображению родной природы. В 1915 г. (более 90 лет назад!) Есенин подготовил для детей сборник стихов, который он назвал «Зарянка». В этом сборнике он рассказывает вам, маленьким читателям, о родной природе - о том, как «поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»; о зимней берёзе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой»; о душистой черемухе, которая «с весною расцвела»…
- 1. Чтение учителем полного текста стихотворения. (Дети слушают)
- Понравилось? Хотите ещё раз послушать?
2. Повторное чтение учителем.
- (после паузы) Какие слова и выражения помогают вам представить красоту черемухи?
- Как называются такие выражения?
- А какое время суток рисует поэт? Почему?
- Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте (ветки золотистые, роса, зелень золотистая на солнышке блестит).
3. Словарная работа. Слайд № 3 Проталинка, гремучая(волна) , вкрадчиво, круча, жемчуг.
, 4. Чтение детьми по четверостишиям.
- Обратите внимание на чередование картин:
- Что можно представить? (Между ними идет тёплый душевный разговор).
- Прочитаем так, как будто идет этот разговор. (Про черёмуху - девочка, про ручей - мальчик).
- Что увидели? Что услышали?
- - Слово ёмко и незаменимо в литературном произведении. Слово требует к себе бережного отношения.
Слайд № 4 КУДРИ
- делим на слоги: куд-ри - деление плавное, как лёгкая волна набежала.
- а если «ку-дри»? - резко, как камушек упал.
- Чтобы сохранить красоту слова, надо научиться правильно переносить слова, не рвать, как придется, а естественно, гармонично делить на части.
Учитель читает наизусть: Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
- где ключевое слово?
- А как слово можно поделить на слоги? (ру-чей)
- Сколько слогов?
- Как узнали?
- Кто из вас вспомнит, как можно переносить слова с одной строки на другую?
- Да, существуют правила переноса.
На магнитной доске - таблички с правилами.
- А как это правило сформулировано в учебнике? (С. 20-21)
- Почему нельзя одну букву оставлять на строке? (ей грустно, плохо быть одному)
I.- Вернемся к стихотворению. Перечитаем?
- Назовите главного героя повествования.
Слайд № 5 ЧЕРЁМУХА
- Найдите строчки, в которых говорится о черёмухе, её наряде, цвете.
- Какие слова автором повторяются дважды? (душистая, золотистая)
- Как вы думаете, почему поэт это сделал? (чтобы показать весеннюю черемуху, в её белом наряде, освещённую солнцем)
- А есть ещё лирический герой в этом стихотворении?
Слайд № 6 РУЧЕЙ
- Какой он? (как живой, бежит, струится, поёт)
- Дети, я думаю, есть ещё один герой, Это сама природа, создательница красоты.
Слайд № 7 ПРИРОДА
Физминутка! (массаж пальчиков)
- 1. - Запишем эти слова в тетрадях. (с комментированием)
- что расскажете о словах? (вопрос «что?», обозначают предмет, количество слогов)
- подберем однокоренные слова (черёмушка, черёмуховый, ручеёк, природный)
- Запишем: че-рё-му-ха, ру-чей, при-ро-да.
Слово делится на части, Слайд № 8 Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
- Слайд № 9
ТА, ПРО, ЛИН, КА ПЕ, КА, СЕН
- как вы думаете, какие слова здесь записаны?
ПРОТАЛИНКА ПЕСЕНКА Слайд № 10
- из скольких слогов они состоят?
- запишем эти слова, разделяя их чёрточкой для переноса:
- Как же мы переносим слова? Молодцы!
- - А теперь прочитаем ещё раз удивительное стихотворение С.А. Есенина. Не забывайте в конце предложений делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.
- Какие строчки особенно понравились вам?
- А я предлагаю вам записать последние две строчки:
И вкрадчиво под кручею Ей песенки поёт.
- что расскажете?
- все ли слова в этом предложении можно разделить для переноса? Подчеркнем слова, которые нельзя переносить.
- Подведение итогов урока.
- Итак?
- - ДОМА подготовьте сообщение о пользе этого удивительного растения - черёмухи
- Приложения.
- Текст стихотворения для каждого ребенка.
- Презентация (слайды).
(см. ниже)
ЧЕРЁМУХА.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы…
А рядом у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке блестит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.