Рабочая программа по развитию речи с детьми ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа "Развитие речи" составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • ООП НОО МОУ школы № 73 (утверждена приказом № 144 от 01.09.2011)
на основе:
  • авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Т.Н.Соколовой «Школа развития речи»,
  • авторской программы речевого развития младших школьников « Речь» Л.Д.Мали, О.С. Арямовой.
с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку (ПООП НОО, утвержденной протоколом заседания от 8.04.2015 г. №1/15 http: // fgosreestr/ ru)
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ, статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» предписывает: получение образования обучающимися с ОВЗ по адаптированной образовательной программе, соблюдая следующие принципы: - принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка; принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; - принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе Учитывая психофизиологические особенности обучающегося (дислексия, дисграфия, нарушение фонематического слуха, общее недоразвитие речи), несформированность учебной мотивации, материал рассчитан на реализацию коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходов к речевому развитию детей.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Для достижения поставленных целей изучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  освоение учащимися первоначальных знаний о лексике русского языка;  овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема;  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Изучение программы «Развитие речи» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.


Планируемые результаты освоения предмета Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения курса «Развитие речи». У третьеклассника продолжат формироваться:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели инди­видуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения курса «Развитие речи». У третьеклассника продолжат формироваться:
  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения курса «Развитие речи». У третьеклассника продолжат формироваться:
  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, часть речи, член предложения, простое предложение.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку. Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания и программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет построения на общей научно - методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у обучающихся важнейших элементов учебной деятельности.

Содержание учебного предмета

№ разд.

Содержание

Понятия Предложение.
Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по цели высказывания и интонации. Однородные члены предложения. Понятия: Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Однородные члены предложения. Части речи.
Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам. Три склонения имен существительных. Падежи и падежные окончания имен существительных. Имя существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Единственное и множественное число имен существительных. Род имен существительных. Падежи имен существительных. Склонение имен существительных.
Повторение Закрепление пройденного материала.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятия проводятся по четвергам: 8:00 - 9:35 перерыв 8:40-8:55 (2 ч)

Тема

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

Предложение. Общее понятие. Границы предложения. Знать: характеристику предложения по цели высказывания; главные и второстепенные члены предложения; алгоритм синтаксического разбора простого предложения; логическое ударение в предложении.

Уметь: определять главные и второстепенные члены предложения; определять подлежащее выраженное существительным или местоимением; выделять из предложения словосочетания; правильно интонировать предложения; выделять интонацию перечисления; работать с деформированным текстом.








03.09


Предложение. Грамматическая основа.

10.09


Предложение. Подлежащее

17.09


Предложение. Сказуемое.

24.09


Предложение. Составление предложения.

01.10


Предложение по цели высказывания.

08.10


Предложения по интонации (эмоциональной окраски)

15.10


Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

22.10


Распространенные и нераспространенные предложения

29.10


Связь слов в предложении.

12.11


Второстепенные члены предложения. Общее понятие.

19.11


Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.

26.11


Второстепенные члены предложения. Определения.

3.12


Второстепенные члены предложения. Дополнения.

10.12


Синтаксический разбор предложения. Характеристика предложения.

17.12


Части речи. Общее понятие о частях речи. Самостоятельные части речи. Умение различать части речи по вопросам и значению.

24.12


Служебные части речи. Общее понятие. Связь слов в предложении.

14.01


Однородные члены предложения.

21.01


Знаки препинания при однородных членах предложения.Союз и, а, но

28.01


Понятие об имени сущ. Имена сущ. собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Знать: морфологические признаки имен сущ.. его роль в предложении; род, число., падеж, типы склонения имен сущ., знать о принадлежности сущ. к одному из трех родов; знать склонение сущ. в единственном и во множественном числах;

Уметь: дифференцировать понятия «живое-мертвое» и грамматическую категорию одушевленности-неодушевленности; ставит большую букву и кавычки в написании имен собственных; писать почтовый адрес; ставить падежный вопрос к сущ.; предлоги, уменьшительно-ласкательные суффиксы имен сущ.

04.02


Изменение имен существительных по числам.

11.02


Род имен существительных, умение различать род.

18.02


Правописание имен сущ. м. р. и ж. р. с шипящей (ж, ш, щ. ч) на конце.

25.02


Изменение существительных по падежам. И. п. кто? что? Р. п. кого? чего? Упражнения в определении падежа существительных.

03.03


Д.п. кому? чему? В. п. кого? что? Упражнения в определении падежа существительных.

10.03


Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? Упражнения в определении падежа существительных.

31.03


Три склонения существительных.

07.04


Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных.

14.04


Общее понятие об имени прилагательном. Изменение прилагательных по родам и падежам. Знать морфологические признаки имен прилагательных: род, число, падеж; Уметь: ставить падежный вопрос к прилагательному от существительного и определять род имени прилагательного.

21.04


Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен прилагательных.

28.04


Повторение по теме «Предложение»

05.05


Повторение по теме «Имя существительное»

12.05


Повторение по теме «Имя прилагательное»

19.05


Итоговый тест. Работа над ошибками.

26.05



Раздел № 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


I. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа km.ru/education 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: uroki.ru
II. Информационно-коммуникативные средства. 1. Банк заданий: ГЦРО. (CD) 2.Учебные презентации и флипчарты III. Наглядные пособия.

  1. Таблицы к урокам русского языка
  2. Лента букв.
IV. Технические средства обучения.
  • Интерактивная доска Activ Boаrd;
  • Ноутбук Think Pad;
  • Медиапроектор Epson;
  • Электронные носители;

© 2010-2022