- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Тематические прогулки
Программа внеурочной деятельности Тематические прогулки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кагарманова Н.А. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 86
Утверждаю
Директор МБУ СОШ № 86
____________ Л.Н.Беднова
«07» сентября 2012г.
Программа принята на основании решения
методического совета МБУ СОШ № 86
Протокол № 1 от 4 сентября 2012г.
Программа
внеурочной деятельности
«Тематические прогулки»
(спортивно-оздоровительное и познавательное развитие личности)
Возраст обучающихся - 7-10 лет
Срок реализации - 4 года
Авторы (составители):
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Кагарманова Наталия Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Прошкина Алла Николаевна
Тольятти 2012г.
-
Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- ценностное отношение к природе;
- овладение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению;
-
активизация двигательной активности младших школьников во внеурочное время;
- элементарные знания о нравственно-этическом отношении к природе, нормах экологической этики.
Требования к универсальным учебным действиям, сформированные обучающимися в процессе занятий по данной программе. личностные
- Оценка действий с точки зрения и внимательности к людям, готовности нарушения/соблюдения моральной нормы.
- Развитие доверия, доброжелательности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
- Развитие сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.
- Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности в пределах своих возможностей.
Коммуникативные
- Умение слушать собеседника.
- Умение договариваться, находить общее решение.
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличий от эталона.
- Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.
- Оценка - осознание качества и уровня усвоения.
- Способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий
- Место курса в учебном плане
Требования к организации прогулок:
- Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
- Сообщить цель прогулки.
- Рассказать о маршруте и заданиях.
- Указать порядок следования по маршруту.
- Назначить ответственных.
- Провести инструктаж по ТБ.
Подготовка к прогулке: 1. Определить вид прогулки. 2. Установить цель. 3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним. 4. Выбрать место проведения. 5. Определить затраты времени на прогулку. 6. Разработать задание. 7. Наметить виды деятельности учащихся. 8. Составить конспект прогулки.
-
Содержание программы
- ПРОГУЛКА - НАБЛЮДЕНИЕ
- наблюдение за сезонными изменениями,
- особенностями растительного мира,
- жизнью домашних и диких животных,
- трудом и отдыхом людей, ознакомление с работой людей разных профессий и т.д.
- ПРОГУЛКА - ЗАДАНИЕ
- поздравить товарищей или взрослых с праздником;
- решить какую-нибудь практическую задачу, например, определить, расстояние, величину предмета, его цвет, крутизну склона, направление и скорость ветра и т. д.
- пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;
- известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;
- оказать шефскую помощь.
Цель: направлена на решение какой-нибудь практической задачи. Предлагается определить:
- расстояние;
- величину предмета;
- высоту предмет
- его цвет;
- крутизну склона;
- направление и скорость ветра.
- ПРОГУЛКА-ПОИСК.
- лекарственные травы;
- сеянцы;
- семена деревьев;
- природный материал для гербария, коллекции и т.д.
- ПРОГУЛКА-ПОХОД:
Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
-
Наблюдение в природе и сбор природного материала;
-
Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
-
Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
-
Подвижные и дидактические игры;
-
Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
-
Упражнения на дыхание, игры на внимание;
-
Самостоятельные игры детей (на привале);
Примерная структура прогулки-похода.
-
Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).
-
Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.
-
Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
-
Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)
-
Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.
-
Маршрут должен быть тщательно изучен.
-
В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).
-
Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
-
Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
-
При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
Классификация прогулок-походов:
- скорость;
- выносливость;
- дисциплину;
- внимание;
- ориентирование на местности.
- ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ,
- сделать зарисовку;
- изготовить поделку из природного материала;
- сплести венок, корзину;
- составить букет из листьев, цветов, веток;
- ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.
- местные достопримечательности;
- различные предметы и объекты;
- редкие цветы, деревья, кустарники;
- ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ,
- по правилам дорожного движения;
- по технике безопасности;
- по трудовым навыкам;
- по ориентированию;
- по культуре поведения.
- КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА
- Методическое обеспечение программы
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, виды грибов и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты.
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
-
Планируемые результаты деятельности учащихся
- Освоение универсальных умений в самостоятельной организации и проведении деятельности;
- Излагать правила и условия выполнения поставленных заданий;
- Осваивать двигательные действия составляющие содержание;
- Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий;
- Моделировать технику выполнения действий в зависимости от изменения условий задач;
- Принимать адекватные решения;
- Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе деятельности;
- Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
месяц
Вид прогулки
Тема прогулки
сентябрь
прогулка - наблюдение
«Белогривые лошадки»
комбинированная прогулка
«Рисунки на асфальте»
прогулка-поход
«17 квартал»
прогулка - показ
«Осмотр цветников»
прогулка фантазия
«День рябины»
прогулка - практикум
«Осторожно дорога»
октябрь
прогулка - наблюдение
«Признаки осени»
комбинированная прогулка
«Шире круг»
прогулка-поход
«Лесная поляна»
прогулка - показ
«Силуэт»
прогулка - практикум
«Вежливый прохожий»
прогулка - поиск
«Семена растений»
прогулка фантазия
«Осенние зарисовки»
комбинированная прогулка
«Лапта»
ноябрь
прогулка - наблюдение
«Золотая осень»
комбинированная прогулка
«Лихие наездники»
прогулка - показ
«Детская площадка»
прогулка - практикум
«Чужой человек»
прогулка-поиск
«Уроки дедушки травника»
прогулка-поход
«Прогулка по улице»
прогулка - задача
«Шагаем до калитки»
декабрь
прогулка - наблюдение
«Беленький снежок»
комбинированная прогулка
«Зимние забавы»
прогулка-поход
«Зимняя улица»
прогулка фантазия
«Зимние зарисовки»
прогулка - практикум
«Скользкая дорога»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по приметам»
прогулка - задача
«Гостьюшка»
прогулка - задание
«Резные снежинки»
прогулка - показ
«Скверы микрорайона»
январь
прогулка - наблюдение
«Зимний денёк»
комбинированная прогулка
«Ледяные скульпторы»
прогулка-поход
«Помощники»
прогулка - показ
«Название улиц нашего квартала»
прогулка - практикум
«Как одеться по погоде»
прогулка-поиск
«Превращение сугроба»
февраль
прогулка - наблюдение
«Птицы зимой»
комбинированная прогулка
«Строевые речёвки»
прогулка-поход
«Окрестности города»
прогулка - показ
«Школы нашего микрорайона»
прогулка - практикум
«Правила безопасности на прогулке»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по подсказкам»
март
прогулка - наблюдение
«Проталины»
комбинированная прогулка
«Песня ведёт»
прогулка-поход
«Весенняя улица»
прогулка - показ
«Помощники»
прогулка фантазия
«Весенние картины»
прогулка - практикум
«Правила хорошего тона»
прогулка-поиск
«Живая веточка»
прогулка - задача
«Ёлочки»
комбинированная прогулка
«Экзамен на сообразительность»
апрель
прогулка - наблюдение
«Говорливый ручей»
комбинированная прогулка
«Бегом вокруг колонны»
прогулка-поход
«Весенние первоцветы»
прогулка - показ
«Весенняя природа»
прогулка - практикум
«Поведение в транспорте»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по плану»
прогулка - задача
«Периметр школы»
прогулка - задание
«В гостях у друзей»
май
прогулка - наблюдение
«Весна-красна»
комбинированная прогулка
«Здравствуй лето!»
прогулка-поход
«Звонкий лес»
прогулка - показ
«Солнышки на травке»
прогулка - практикум
«Способы перехода улицы»
прогулка-поиск
«Красивый цветок»
Прогулка -фантазия
«Вот оно какое наше лето»
Календарно - тематическое планирование
2 класс
месяц
Вид прогулки
Тема прогулки
сентябрь
прогулка - наблюдение
«Школьный сад»
комбинированная прогулка
«Что изменилось»
прогулка-поход
«Зоркий глаз»
прогулка - показ
«Силуэт»
прогулка фантазия
«Природа - мать и мачеха»
прогулка - практикум
«Клумба красотка»
прогулка - поиск
«Готовь сани летом»
прогулка - задача
«Умелые руки»
прогулка - задание
«С любовью к природе»
октябрь
прогулка - наблюдение
«Золотая осень»
комбинированная прогулка
«Весёлые старты»
прогулка-поход
«Осенний наряд леса»
прогулка - показ
«Особенности местных предметов»
прогулка - практикум
«Наш помощник - светофор»
прогулка - поиск
«Составление гербария»
прогулка фантазия
«Есть в осени первоначальной...»
комбинированная прогулка
«Весёлые художники»
ноябрь
прогулка - наблюдение
«Признаки осени»
комбинированная прогулка
«Загадки о природе»
прогулка - показ
«Знаменитые объекты квартала»
прогулка - практикум
«Знай правила движения - получишь уважение»
прогулка-поиск
«Советы доктора Травника»
прогулка-поход
«Наш квартал»
прогулка - задача
«Последний красивый листок»
декабрь
прогулка - наблюдение
«Зимушка-Зима»
комбинированная прогулка
«Развитие наблюдательности»
прогулка-поход
«Я по улице шагаю»
прогулка фантазия
«Зимние зарисовки»
прогулка - практикум
«Личная безопасность»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по поприметам»
прогулка - задача
«Как измерить расстояние?»
прогулка - задание
«С новым годом»
прогулка - показ
«Что сердцу мило»
январь
прогулка - наблюдение
«Снежинки»
комбинированная прогулка
«Зимние забавы»
прогулка-поход
«Особенности местного рельефа»
прогулка - показ
«Объекты труда людей»
прогулка - практикум
«Это важно знать каждому»
прогулка-поиск
«Эти разные снежинки»
февраль
прогулка - наблюдение
" Наблюдение за снегом"
комбинированная прогулка
«Весёлая лыжня»
прогулка-поход
«Зимний город»
прогулка - показ
«Труд людей зимой»
прогулка - практикум
«Чистый двор»
прогулка-поиск
«Волшебный сугроб»
март
прогулка - наблюдение
«Поиск весны»
комбинированная прогулка
«Развитие зрительной памяти»
прогулка-поход
«Прогулка по городу»
прогулка - показ
«Мой край - уголок России»
прогулка фантазия
«Зимние зарисовки»
прогулка - практикум
«Зимняя дорога. Гололёд»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по подсказкам»
прогулка - задача
«Взаимосвязь сугробов и ветра»
комбинированная прогулка
«Экзамен на ловкость»
апрель
прогулка - наблюдение
«Зелёная красавица»
комбинированная прогулка
«Круговая эстафета»
прогулка-поход
«Окрестности квартала»
прогулка - показ
«Творчество людей»
прогулка - практикум
«Клумба класса»
прогулка-поиск
«Труд людей по благоустройству»
прогулка - задача
«Ширина и длина школы»
прогулка - задание
«Майские праздники»
май
прогулка - наблюдение
«Особенности растительного покрова»
комбинированная прогулка
«Смелые, сильные, ловкие»
прогулка-поход
«Общественная деятельность людей»
прогулка - показ
«Цветы весны»
прогулка - практикум
«Местная дорожная сеть»
прогулка-поиск
«Майские первоцветы»
Календарно - тематическое планирование
3 класс
месяц
Вид прогулки
Тема прогулки
сентябрь
прогулка - наблюдение
«Наш любимый школьный двор»
комбинированная прогулка
«Конкурс знатоков спорта»
прогулка-поход
«Осенний наряд леса»
прогулка - показ
«Красавица клумба»
прогулка фантазия
«Гармония»
прогулка - практикум
«Правила поведения в общественном месте»
прогулка - поиск
«Что изменилось?»
прогулка - задача
«Способы заготовки природного материала»
прогулка - задание
«Моя семья»
октябрь
прогулка - наблюдение
«Золотая осень»
комбинированная прогулка
«Загадки о природе»
прогулка-поход
«Наблюдение за птицами»
прогулка - показ
«Замечательные сооружения нашего города»
прогулка - практикум
«Личная безопасность»
прогулка - поиск
«Сбор природного материала»
прогулка фантазия
«Осенний листопад»
комбинированная прогулка
«Весёлые художники»
ноябрь
прогулка - наблюдение
«Золотая красавица осень»
комбинированная прогулка
«Палочка имяназывалочка»
прогулка - показ
«Учебные заведения нашего квартала»
прогулка - практикум
«Виды общественного транспорта и поведение в них»
прогулка-поиск
«Разное, одинаковое»
прогулка-поход
«Россия-Родина моя»
прогулка - задача
«Последний красивый листок»
декабрь
прогулка - наблюдение
«Здравствуй, зимушка-зима»
комбинированная прогулка
«Соревнования на санках»
прогулка-поход
«Зимние красоты»
прогулка фантазия
«Рассказы и загадки о природе»
прогулка - практикум
«Умей сказать: «Нет!»
прогулка-поиск
«Уроки деда Всеведа»
прогулка - задача
«мы друзья природы»
прогулка - задание
«Обращение к незнакомому и знакомому»
прогулка - показ
«Особенности растительного мира нашего края»
январь
прогулка - наблюдение
«Зимняя сказка»
комбинированная прогулка
«Лепка снежных фигур»
прогулка-поход
«Наш микрорайон»
прогулка - показ
«Новостройки»
прогулка - практикум
«Правила дорожного движения»
прогулка-поиск
«Поиск заранее спрятанного пакета»
февраль
прогулка - наблюдение
«Сказка под ногами»
комбинированная прогулка
«Забавные прогулки»
прогулка-поход
«Чтение следов птиц»
прогулка - показ
«Особенности животного мира нашего края»
прогулка - практикум
«Путь в школу и обратно домой»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по приметам»
март
прогулка - наблюдение
«Признаки весны»
комбинированная прогулка
««Смелые, сильные, ловкие»»
прогулка-поход
«Слепая прогулка»
прогулка - показ
«Торговые точки нашего микрорайона»
прогулка фантазия
«Что было бы, если...»
прогулка - практикум
«Не шути с огнём»
комбинированная прогулка
«Музыкальная змейка»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута с компасом»
прогулка - задача
«Развитие наблюдательности»
апрель
прогулка - наблюдение
«Весна-красна»
комбинированная прогулка
«Доскажи словечко»
прогулка-поход
«Знаменитые люди»
прогулка - показ
«Окрестности квартала»
прогулка - практикум
«Поведение на улице»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по подсказкам»
прогулка - задача
«Школьный двор»
прогулка - задание
«В гостях у друзей»
май
прогулка - наблюдение
«Цветущий май»
комбинированная прогулка
«Займи место»
прогулка-поход
«О чём рассказал почтовый ящик?»
прогулка - показ
«Скверы 17 квартала»
прогулка - практикум
«Нет ничего дороже жизни»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по подсказкам»
Календарно - тематическое планирование
4 класс
месяц
Вид прогулки
Тема прогулки
сентябрь
прогулка - наблюдение
«Наша школа»
комбинированная прогулка
«Конкурс знатоков спорта»
прогулка-поход
«Осенний наряд леса»
прогулка - показ
«Красавица клумба»
прогулка фантазия
«Гармония»
прогулка - практикум
«Правила поведения в общественном месте»
прогулка - поиск
«Собираем всякую всячину»
прогулка - задача
«Моя семья»
прогулка - задание
«Далеко ли это?»
октябрь
прогулка - наблюдение
«В гости к осени»
комбинированная прогулка
«Загадки о природе»
прогулка-поход
«Окружающий мир»
прогулка - показ
«Замечательные сооружения нашего города»
прогулка - практикум
«Личная безопасность»
прогулка - поиск
«Сбор природного материала»
прогулка фантазия
«Осенний листопад»
комбинированная прогулка
«Весёлые художники»
ноябрь
прогулка - наблюдение
«Поздняя осень»
комбинированная прогулка
«Кто первый увидет»
прогулка - показ
«Учебные заведения нашего квартала»
прогулка - практикум
«Виды общественного транспорта и поведение в них»
прогулка-поиск
«Разное, одинаковое»
прогулка-поход
«Малая Родина»
прогулка - задача
«Последний красивый листок»
декабрь
прогулка - наблюдение
«Здравствуй, гостья зима»
комбинированная прогулка
«Соревнования на санках»
прогулка-поход
«Зимние красоты»
прогулка фантазия
«Вариации на тему»
прогулка - практикум
«Умей сказать: «Нет!»
прогулка-поиск
«Уроки деда Всеведа»
прогулка - задача
«Город на фоне неба»
прогулка - задание
«Измеряем расстояние»
прогулка - показ
«Учимся смотреть и видеть»
январь
прогулка - наблюдение
«Зимняя сказка»
комбинированная прогулка
«Лепка снежных фигур»
прогулка-поход
«Наш микрорайон»
прогулка - показ
«Новостройки»
прогулка - практикум
«Правила дорожного движения»
прогулка-поиск
«Поиск заранее спрятанного пакета»
февраль
прогулка - наблюдение
«Птицы, которые зимуют с нами»
комбинированная прогулка
«Натуралист»
прогулка-поход
«Чтение следов птиц»
прогулка - показ
«Особенности животного мира нашего края»
прогулка - практикум
«Сколько всего»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по приметам»
март
прогулка - наблюдение
«Встречаем весну»
комбинированная прогулка
««Смелые, сильные, ловкие»»
прогулка-поход
«Песня жить помогает»
прогулка - показ
«Торговые точки нашего микрорайона»
прогулка фантазия
«Что было бы, если...»
прогулка - практикум
«Не шути с огнём»
комбинированная прогулка
«Мячом об стенку»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута с компасом»
прогулка - задача
«Сколько потребуется времени»
апрель
прогулка - наблюдение
«Красавица весна»
комбинированная прогулка
«Доскажи словечко»
прогулка-поход
«Ухо - полное звуков»
прогулка - показ
«Окрестности квартала»
прогулка - практикум
«Поведение на улице»
прогулка-поиск
«Горячо-холодно»
прогулка - задача
«Школьный двор»
прогулка - задание
«В гостях у друзей»
май
прогулка - наблюдение
«Цветущий май»
комбинированная прогулка
«Займи место»
прогулка-поход
«Этот шумный мир»
прогулка - показ
«Скверы 17 квартала»
прогулка - практикум
«Нет ничего дороже жизни»
прогулка-поиск
«Прохождение маршрута по подсказкам»
Список литературы
-
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
-
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г.
Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2005
5. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
-
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
-
БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
-
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
-
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991. - 120 с.
-
festival.1september.ru/articles/553290/
-
6school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25646