Доклад на ШМО 2012 г

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПО УМК

«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ

ШКОЛА»»


Выполнила:

учитель начальных классов

Полубедова Е.В.


2012 год

Тема: «Особенности преподавания по УМК

« Перспективная начальная школа»

УМК « Перспективная начальная школа» - один из первых комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана.

Приоритетом начального общего образования является формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Это становится возможным только в условиях предотвращения межпредметной разобщенности, при разработке принципиально нового учебно-методического комплекта.

Основные положения комплекта в свете новых требований, предъявляемых к начальному общему образованию.

При отборе учебного материала, разработки языка изложения материала, разработки методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.


  • Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адаптационный период в начале обучения.

  • Топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Отбор материала учитывает опыт жизни школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности; учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и преимущество, которые дает жизнь в сельской местности (богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной среде, естественно- природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, высокая степень социального контроля).

  • Разная наполняемость класса. Этот учебно-методический комплект не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм выполнения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно. Учитель же в это время может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.

  • Разный уровень владения русским языком. Наши учащиеся - это не всегда школьник, являющийся носителем московской нормы произношения; не всегда школьник, у которого русский язык - единственный язык общения; это часто школьник с большим количеством логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций преподавания русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.

  • Особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний - своей учительницей. Это означает, что есть проблема дефицита общения и проблема поддержания статуса учителя. Понимание этих проблем выдвинуло два направления работы:

- создание двух интеллектуальных клубов и организация предметной переписки со школьниками; - создание методических пособий для учителя, содержащих помимо поурочно-тематического планирования теоретическую часть для повышения его квалификации.
  • В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждая из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями.
  • Необходимость формирования умений поиска, передачи, преобразования и хранения информации согласно требованию государственного образовательного стандарта обусловило такое нововведение методической системы комплекта, как интерактивность. Интерактивность понимается авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
Интернет-адреса в учебниках комплекта приведены в расчете на создания условий использования компьютеров в школах и на перспективное развитие школ. Поскольку для многих школ пользование Интернет- адресами остается пока еще делом будущего, в комплекте выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и окружающий мир» (клуб естественно - научных дисциплин). Через систему заданий в учебниках организуется обмен письмами между сюжетными героями комплекта (это брат и сестра- разновозрастные сверстники наших учащихся) и школьниками. Психологические характеристики героев учебников настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними .
  • Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в формате каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование государственного стандарта, как формирование деятельности учебного сотрудничества- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.

Основные содержательные линии по предметам:

  • формирование общих учебных умений, определенных государственным стандартом;

  • формирование специальных умений;

  • интеграция программных знаний в различных образовательных направлениях.

Русский язык. Работа со словарями; устное повседневное общение со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета; написание записки, письма, поздравительной открытки. Литературное чтение. Умение работать с книгой, несколькими источниками информации, ориентироваться в каталоге библиотеки, работать со словарями. Математика. Развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической. Окружающий мир. Работа с географической картой, с простейшими измерительными приборами, проведение фенологических наблюдений, физических опытов и экспериментов. Технология. Овладение начальными трудовыми умениями и навыками, способами планирования и организации трудовой деятельности; формирование опыта практической деятельности по созданию объектов труда и опыта объективной оценки своей деятельности.















© 2010-2022