Урок русского языка Имя существительное. Повторение. (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Имя существительное. Повторение.(4 класс)Тема: Имя существительное. Повторение.

Цель:1. Обобщить и систематизировать знания детей о части речи-имя

существительное

2. Формировать умение правильно употреблять и писать падежи существительных с предлогами и развивать умение различать падежи по совокупности их признаков

3.Воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Оборудование: Указатель дорог, рисунок волшебного колобка, карта путеше-

ствия., компьютер, сердечки трех цветов (красное, зеленое, синее), колонка с музыкой.

Форма урока: Урок-путешествие

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Какую установку мы сделаем для себя в начале урока?

СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО,

РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО.

- Садитесь. Мы начинаем урок русского языка.

II. Актуализация опорных знаний.

1. -Сегодня у нас урок-путешествие в страну Существительных. Мы вспомним всё, что знаем о её жителях. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок. Но любая дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет надёжного друга. А у вас есть друзья? Какие они?

-Умные, верные ,весёлые, находчивые ,трудолюбивые, честные, добрые.

2. Закрепление знаний о существительных.

А). Речевая разминка.

са-ас-аса-сас

су-ус-усу-сус

се-ес- есе-сес

су щес тви тель но е

имя существительное

4. Чистописание. Словарная работа.

- Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

-Будем писать красиво.

-Какую букву мы будем писать? (следует из речевой разминки)

Будем писать красиво

СтСоСвСаСрСиСщ - пропиши строчку безотрывно

- Какое слово спряталось в этих буквах? (товарищ) Кто это такой?

- Запишите слово с новой строчки, поставьте ударение, подчеркните безуд. гласную.

-Как можно сказать по-другому? Подбери синоним к слову ТОВАРИЩ- друг, друзья

- Составьте пословицу из слов. (слова напечатаны)

Погибай, сам, а, выручай, товарища.

- Объясните смысл, почему так говорят… Чему учит пословица?

-Запишите в тетрадь.

Б) -Клубок остановился возле указателя дорог.

Слайд 1

Имя существительное Глагол Предлог

Имя прилагательное Местоимение

-Что общего в надписях на указателе?

-Здесь даны названия частей речи.

-Что лишнее?

-Предлог.

-Почему?

-Предлог-служебная часть речи, остальные самостоятельные.

- Посмотрите , нас встречают жители одной страны. Как их зовут?

На доске:

слайд2

Мама пенал озеро

Книга журнал небо

Тетрадь брат окно

Рожь дядя село

стена конь дерево

-Имена существительные.

-Почему их разделили на три группы?

-Мужской , женский, средний роды.

-Что вы знаете об именах существительных?

-Что вы знаете о родах и о склонениях?

3. -А теперь мы все остановимся на станции Словарная. Что вы можете сказать про эти слова?

На доске

: слайд 3

Багаж вокзал электровоз вагон тепловоз

до озера

-Это словарные слова. Нужно запомнить их написание.

-Что общего в этих словах? Что лишнее?

-все они имена существительные мужского рода, кроме слово до озера. Это слово среднего рода. Они неодушевлённые, нарицательные. в начальной форме. А слово» до озера» стоит в родительном падеже.

-К каким словам подходит эта схема?

-Электровоз, тепловоз. Буква о- соединительная гласная.

-Чтобы дальше продолжить свой путь, нужно составить с этими словами предложения и записать в тетрадях.( дети записывают составленные предложения, а затем они проверяются).

4.Наш клубок привёл нас на Тропинку склонений.

На доске:

-По падежам, При склонении у существительных меняются окончания.

-Поставьте имена существительные в нужном падеже.

Слайд4

Лиса (В.п.), окно (Р.п.), весна (Т.п.), шарф (П.п.), ласточка (Д.п.), дождь (П.п.), голубь (Р.п.), сосна (В.п.), девочка (Д.п.), земля (Т.п.).

(проверка)

Легла на землю, залез на дерево, рады зиме, мчится по дороге., смешался с толпой, работал ножом, гулял по лесу, были в театре, треснет от жары, не вытащишь из пруда;

6.Физкультминутка для глаз. (Звучит музыка)

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

-Продолжим работу. Я буду диктовать существительные в косвенном падеже, а вы запишите в именительном падеже:

Слайд5

Скажи мне. кто твой друг, от того и наберешься

С кем поведешься сам не плошай

На друга надейся и я скажу, кто ты

Не хвали себя сам пусть тебя другие похвалят

5.Продолжим работу. Наш клубок движется дальше. Это остров пословиц. Составим пословицы из частей, записанных на карточках:


  • Какой темой объединены пословицы? Слайд6

  • Темой дружбы.

7.Перед нами разлилось огромное озеро Предлогов.

На доске: слайд7

озеро Предлогов. (без, по, через, к, над, о, из, около, до, под и др.)



-Что вы можете сказать об этих предлогах. Распределите их в правильном порядке.

-Существительные с предлогами пишутся раздельно. Именительный падеж предлогов не имеет. Самое большое количество предлогов у родительного падежа.

-Спишите, вставляя существительные в нужном падеже:

Слайд8

Подошёл к (школа). Посмотрел на (дедушка), позвонил (сестра), возвратился с ( друг), поздравляю (товарища), читали о (подвиг).


Физминутка ( под музыку песни «У друзей нет выходных…» дети выполняют движения)

8. Идём дальше. Перед нами поляна Ошибок. (учитель открывает на доске запись текста и изображение Незнайки рядом с ним.

Слайд9

Он обиделся на другу. Я с Риназой давно дружим. Они ждали мама. Я горжусь своей деревню.


-Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки. По очереди исправим его ошибки. Найдем главные члены. Запишем в тетрадях.

Дайте характеристику последнему предложению.(Дети отвечают)

8. Наш клубочек остановился на Тропинке наблюдений и поиска закономерностей. Найдите лишнее, как вы определили?

Слайд10

Мама папа

ночь


9. Путешествие подходит к концу. Мы смогли проделать такой долгий путь по стране Существительных благодаря тому, что рядом снами были верные друзья. Скажем несколько слов о своих друзьях. Напишем мини-сочинение на тему «Мой друг» . В этом вам помогут вопросы, записанные на доске. Это будет домашним заданием.

Слайд11

Как его зовут? Какой он? Как вы вместе проводите свободное время?


Поднимите руки те, кому понравилось путешествие.

10. Релаксация

- Поднимите руки те, кому понравилось путешествие.

-Что делали на уроке?

- Что понравилось на уроке?

-Как ты работал на уроке?

У вас лежат три сердечка:

Красное- Я - молодец!.

Зелёное- Я хорошо работал(а) на уроке!.

Синее- я не старался на уроке.

13. СПАСИБО ЗА УРОК! ВЫ сегодня молодцы!


© 2010-2022